Опытно-экспериментальное занятие в старшей группе по теме: «Удивительное молоко»
Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей группе по теме: «Удивительное молоко»
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.
Задачи:
Обучающая:
- формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;
- учить детей осознанно относиться к своему питанию.
Развивающая:
- обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
- развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;
- развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас.
Воспитательная:
- воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу.
- Виды деятельности: познавательная, исследовательская.
Формы организации: групповая, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: детское экспериментирование
Оборудование:
белые листы бумаги, где дети будут писать письма; кисточки для написания писем; пластиковые стаканчики, блюдца, лимонная кислота, сода, ватные палочки, молоко, вода, гуашь, жидкое мыло, кока-кола, йод; набор муляжей молочных продуктов, белый халат; кулинарные книги, фотографии
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Как вкусно и сладко, и очень легко,
Вечером, утром, пить молоко!
Из кружки и банки, а может, пакета,
Впитывать вкус счастливого лета.
Солнца и речки, травы и цветка,
Все это входит в состав молока.
Еще там закаты, есть и рассветы,
Яблоки, груши, ромашек букеты.
Речки, ручьи, озерца и канавки,
Жуки и лягушки, сидящие в травке.
Есть там улыбка и радость ребенка,
Мурчанье, и громкое «Мяу» котенка.
Счастье, любовь и мамы тепло,
Какое же разное, ты, молоко.
- Я загадаю хитрые загадки, кто загадки отгадает, попадет в лабораторию. А в лабораторию не простую, а научную. Готовы к испытанию? Будем загадки разгадывать? Вам не только загадки нужно отгадать, но и найти отгадку на нашей выставке продуктов.
Из водички этой белой ты что хочешь сделай – маслице для каши, сливки, простоквашу. Можно даже творожок - очень вкусный он, дружок!( Молоко) | Что за белые крупинки? |
Хочешь фокус покажу? | Сделан он из молока, |
Догадайтесь, кто такая, | Мы на хлеб его намажем, |
Дети находят и показывают молочные продукты, которые выставлены на молочной выставке.
- Какие вы молодцы! Быстро справились с заданием!! Все ответы нашли верно!
- Может кто-то догадался, и понял, о чем мы сегодня будем говорить? ( О молоке и молочных продуктах)
- О каких молочных продуктах, мы еще не сказали? ( Кефир, йогурт, простокваша, сгущенка, ряженка, снежок,…..)
- Какие блюда из молока готовят повара для вас в садике? ( Молочные супы, каши, соусы, творожные запеканки, кофейный напиток, ленивые вареники…)
- Мамы чем любят вас побаловать? Что готовят для вас из молочных продуктов? ( Блины, оладушки, вареники, печенье, пончики……)
- А если вы не знаете, мама или бабушка как приготовить то или иное блюдо, то как, и где можно узнать? ( В книгах о здоровой пище, кулинарных книгах, в интернете, спросить у знакомых, посмотреть телепередачу
- Вот посмотрите на нашу выставку книг, где есть разные рецепты и вы можете узнать какие блюда и как можно приготовить из молока.
- Молодцы, ребята, все загадки отгадали, на трудные вопросы ответили.
А сейчас мы с вами узнаем , что же происходит дома в холодильнике, пока мы с вами здесь, в детском саду.
Рассказ Ю. Чуприна
МОЛОКО, ЙОГУРТ, КЕФИР.
В молочном магазине на соседних полках стояли молоко, кефир, простокваша, творог, йогурт, ряженка, сметана. Люди покупали эти молочные продукты, складывали в пакеты, приносили домой, и ставили в холодильник. А в холодильник их ставили потому, что эти продукты страсть как не любили тепло и жару. Им от теплого воздуха плохо становилось, и они скисали.
Однажды попали в один холодильник Молоко, Кефир и Йогурт. Стоят себе, охлаждаются. Вдруг Молоко зашевелилось, засуетилось и заговорило:
- Ну-ка, Кефир и Йогурт, подвиньтесь! Не годится стоять мне, королю всех молочных продуктов, в тесноте. Мне простор нужен.
- Что это ты, Молоко, загордилось? Объясни-ка нам! – попросил Кефир.
- А что объяснять-то! Мало того, что в мой состав входит сто разных веществ, необходимых каждому человеку, так я еще легко усваиваюсь организмом.
- Подумаешь, легко усваивается! – возразил Йогурт. – Я тоже очень легко усваиваюсь. Зато у меня живут особые бактерии, которые, попадая в организм человека, борются с возбудителями всяких заболеваний! Вот!
- Я тоже очень полезный и лечебный продукт питания. Меня дети очень любят! – не успокаивался Кефир.
- А я бываю и вишневый, и черничный, и абрикосовый. Меня можно пить, а можно ложкой есть! – гордо произнес Йогурт.
Долго спорили Йогурт с Кефиром. Но тут снова вмешалось Молоко:
- Как бы там не было, все равно я, Молоко, являюсь основой и для тебя, Йогурт, и для тебя, Кефир, и для ряженки, и для творога. Даже масло сливочное получается при сбивании сливок, а сливки получаются из молока.
- Да, тут уж не поспоришь! Действительно, ты, Молоко, - король всех молочных продуктов, - сказали Йогурт и Кефир.
Выслушав все это, Молоко подобрело:
- Ладно, брат Йогурт и брат Кефир, вы тоже очень полезные, вы мне как братья, давайте рядом стоять на одной полке. Не надо нам ссориться!
Дидактическая игра «Какое молоко?»
Молоко подарила нам Матушка-Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко.
- Давайте поиграем в игру «Какое молоко?» Я называю животное и бросаю вам мяч, а вы ловите и говорите, как называют это молоко. Например: у коровы молоко коровье.
Какое молоко у козы? ( Козье)
Какое молоко у лошади? (Лошадиное, кобылье)
Какое молоко у верблюда? (Верблюжье)
Какое молоко у коровы? (Коровье)
Какое молоко у оленя? (Оленье)
Физминутка
Так как нам предстоит еще много работы, я предлагаю провести физминутку:
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем. (Подражательные движения по тексту)
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Дети и воспитатель выполняют физминутку.
Опыты. Эксперименты. Исследования.
- А теперь приглашаю вас в лабораторию чудес! В ней мы добудем новые знания и подружимся с молоком навсегда!
Чудеса с молоком.
Чудо 1. СЕКРЕТНЫЕ ЧЕРНИЛА.
- Кто из вас знает, как написать секретное письмо или тайное послание?
- Хотите научиться?
- С помощью чего мы пишем письма, сообщения? (Ручки, карандаша, бумаги...)
- Раньше использовали невидимые чернила. Их называли симпатическими. При определенных условиях, они становились видимыми (Нагрев, освещение, химический проявитель…)
- Может кто-то догадался, что это за невидимые чернила? (Молоко)
- Хотите написать секретное письмо? Возьмите листочки, кисточки и с помощью молока напишите или нарисуйте послание для своих родителей. А я хочу нарисовать свое сердце, как я вас всех люблю.
- Сейчас надо, чтобы наше молоко высохло и стало невидимым. Когда домой пойдете, заберете свои листики и дадите их прочитать родителям. Завтра расскажете, смогли это сделать родители или нет.
ЧУДО 2. Что полезнее КОКА-КОЛА или молоко?
- Чтобы наглядно увидеть, что мы пьём, мы решили смешать колу с молоком. И вот что у нас получилось.
- Что это у меня? (Молоко и кока-кола)
- Что мы делали вчера? (Их смешали)
- Что получилось у нас?
ВЫВОД: Молоко потемнело, стало коричневым, НАЧАЛАСЬ РЕАКЦИЯ, МОЛОКО СВЕРНУЛОСЬ, ПОЯВИЛСЯ ОСАДОК В ВВИДЕ ХЛОПЬЕВ.КОКА-КОЛА ВСТУПИЛА В ОКИСЛИТЕЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ С МОЛОКОМ.
Чудо 3. ОПЫТ С ЙОДОМ.
На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты к молоку, сметане, творогу добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.
- Хотите узнать, добавили ли в наше молоко и творог крахмал? (ДА)
- А что для этого надо сделать?
- Для этого в наше молоко добавим йод.
- Что случилось с молоком?
ВЫВОД: ПРИ СОЕДИНЕНИИ ЙОДА С КРАХМАЛОМ ОБРАЗУЕТСЯ СОЕДИНЕНИЕ ЯРКО-СИНЕГО ЦВЕТА.
РАЗ У НАС МОЛОКО НЕ СТАЛО СИНЕГО ЦВЕТА, ЗНАЧИТ, КАКОЙ ВЫВОД СДЕЛАЕМ? ( В НЕМ НЕТ КРАХМАЛА)
ЭТО МОЛОКО, КАКОЕ? ( ПОЛЕЗНОЕ)
Чудо 4. ОПЫТ «КИПЯЩЕЕ МОЛОКО»
- Есть выражение «МОЛОКО УБЕЖАЛО» У молока есть ноги? (Нет)
- Почему так говорят?
-Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.
- Хотите посмотреть как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко.
- Но, у нас ведь научная лаборатория чудес.
- Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко.
- В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту.
Посмотрите, что происходит с молоком? (Оно пенится, кипит, убегает )
Чудо 5. ОПЫТ « ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»
- Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете? ( На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…)
- Чем обычно рисуете? ( Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…)
- А на молоке кто-нибудь из вас рисовал? ( Нет)
- Хотите попробовать?
Нальем молоко в тарелку. Добавим в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).
- Возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!
А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. От волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
Вывод: Мы видим взрыв красок. В чем же секрет фокуса? Дело в том, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и, таким образом, приводит их в движение, что способствуют появлению таких красивейших причудливых разноцветных узоров на поверхности молока!
Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
А теперь последнее чудо!
Я возьму письмо со своим тайным посланием и проглажу его горячим утюгом……. Видите, что у меня вышло!!! Это сердечко, которое я вам всем дарю!!! (Показать детям проявленное письмо).
Рефлексия.
- Кому понравились сегодня опыты и эксперименты?
- Кто хочет вместе с родителями, попробовать, показать какие чудеса мы с вами сегодня делали?
-О каком продукте мы сегодня говорили?
- Какой вывод о нем вы можете сделать?
- Какое настроение у вас сейчас?
Кияйкина Наталья Федоровна
Шабанова Алёна