Программа внеурочной деятельности по биологии «Удивительный мир зоологии» (7 класс)

0
0
Материал опубликован 8 August 2020

Программа по внеурочной деятельности предмет биология

 « Удивительный мир зоологии».

(для учащихся 7 классов)


Пояснительная записка.


Современное развивающееся общество нуждается в компетентных специалистах, обладающих элементами научной деятельности и творческого поиска. Кружковая работа имеет прекрасную возможность в создании благоприятных условий для проявления творческих способностей, научных исследований, наличие возможности для самореализации учащихся в неформальной обстановке.

Программа кружка «Удивительный мир зоологии» направлена именно на реализацию таких способностей ребят.

Программа кружка разработана для учащихся 7 классов и способствует расширению и углублению знаний по биологии.


Актуальность программы обусловлена возрастающей ролью биологии в жизни человека, необходимостью популяризации этих знаний среди населения и привлечения подрастающего поколения к решению глобальных проблем человечества.


Цели: 

- Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни;  

- Приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов: наблюдение за живыми объектами, описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

- Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознания необходимости сохранения биологического разнообразия и природных местообитаний.

- Овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, таблиц, схем, фотографий, коллекций)

- Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний.



Задачи:

- вызвать чувство любви к природе, растениям, животным и человеку как части её;

- помочь увидеть, понять и осознать красоту животного мира, научить природоохранным действиям;

- показать необходимость использования знаний различных наук для объяснения биологических процессов и явлений;

- развить способность применять свои знания в нестандартных ситуациях, научить изготавливать и работать с микропрепаратами.

- продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, оформлять рефераты, разрабатывать проекты;

- развить интерес к исследовательской и лабораторной деятельности.



Программа кружка «Удивительный мир зоологии» включает 34 часа(1 час в неделю). В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественно‑научной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Она разработана для расширения знаний и навыков учащихся и призвана развивать у учащихся любознательность, наблюдательность, самостоятельность, а также формировать нравственность и духовность.


Программа предусматривает реализацию межпредметных связей с дисциплинами: ботаника, география, психология, физика, математика.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.


Ожидаемые результаты:

-  учащиеся научатся пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

- овладеют системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления зоологии как науки.

- Учащиеся  освоят правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

- Учащиеся научатся осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

- Учащиеся научатся использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

- Учащиеся научатся раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

-приобретут навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

 









Тематическое планирование

Название раздела, темы

Количество часов

УУД

1

Современная зоология

1

Определяют понятия: «Красная книга», «этология», «зоогеография», «энтомология», «ихтиология», «орнитология», «эволюция животных». Составляют схему «Структура науки зоологии». Используя дополнительные источники информации, раскрывают значение зоологических знаний, роль и значение животных в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость рационального использования животного мира и его охраны. Знакомятся с Красной книгой

2

Классификация животных.

1

Определяют понятия: «простейшие», «беспозвоночные», «позвоночные». Сравнивают простейших с растениями. Систематизируют знания при заполнении таблицы  «Сходство и различия животных и растений». Знакомятся с многообразием животных, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. Учатся составлять  систематические таксоны.

3

Простейшие

1

Определяют понятия: «простейшие», «корненожки», «радиолярии», «солнечники», «споровики», «циста», «раковина». Сравнивают простейших с растениями. Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека.

4

Изучение простейших под микроскопом.

1

Определяют понятия: «простейшие», «корненожки», «радиолярии», «солнечники», «споровики», «циста», «раковина». Сравнивают простейших с растениями. Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. проводят самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах.

5

Значение простейших

1

Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека.

6

Тип Кишечнополостные

1

Определяют понятия: «двуслойное животное», «кишечная полость», «радиальная симметрия», «щупальца», «эктодерма», «энтодерма», «стрекательные клетки», «полип», «медуза», «коралл», «регенерация». Дают характеристику типа Кишечнополостные. Систематизируют тип Кишечнополостные. Выявляют отличительные признаки представителей разных классов кишечнополостных. Раскрывают значение кишечнополостных в природе  и жизни человека

7

Класс сцифоидные

1

Определяют понятия: «двуслойное животное», «кишечная полость», «радиальная симметрия», «щупальца», «эктодерма», «энтодерма», «стрекательные клетки», «полип», «медуза», «коралл», «регенерация». Дают характеристику типа Кишечнополостные. Систематизируют тип Кишечнополостные. Выявляют отличительные признаки представителей разных классов кишечнополостных. Раскрывают значение кишечнополостных в природе  и жизни человека

8

Класс Коралловые полипы

1

Определяют понятия: «двуслойное животное», «кишечная полость», «радиальная симметрия», «щупальца», «эктодерма», «энтодерма», «стрекательные клетки», «полип», «медуза», «коралл», «регенерация». Дают характеристику типа Кишечнополостные. Систематизируют тип Кишечнополостные. Выявляют отличительные признаки представителей разных классов кишечнополостных. Раскрывают значение кишечнополостных в природе  и жизни человека

9

Изучение кишечнополостных по коллекциям и наглядным пособоиям.

1

Систематизируют тип Кишечнополостные. Выявляют отличительные признаки представителей разных классов кишечнополостных. Рассматривают наглядный материал, знакомятся с многообразием типа кишечнополостные.

10

Тип Плоские черви

1

Определяют понятия: «орган», «система органов», «трёхслойное животное», «двусторонняя симметрия», «паразитизм», «кожно‑мышечный мешок», «гермафродит», «окончательный хозяин», «чередование поколений». Знакомятся с чертами приспособленности плоских червей к паразитическому образу жизни. Дают характеристику типа Плоские черви. Обосновывают необходимость применять полученные знания в повседневной жизни

11

Тип Круглые черви

1

Определяют понятия: «первичная полость тела», «пищеварительная система», «выделительная система», «половая система», «мускулатура», «анальное отверстие», «разнополость». Дают характеристику типа Круглые черви. Обосновывают необходимость применения полученных знаний в повседневной жизни

12

Тип Кольчатые черви

1

Определяют понятия: «вторичная полость тела», «параподия», «замкнутая кровеносная система», полихеты», «щетинки», «окологлоточное  кольцо», «брюшная нервная цепочка», «забота о потомстве». Систематизируют кольчатых червей. Дают арактеристику типа Кольчатые черви. Определяют понятия: «диапауза», «защитная капсула», «гирудин», «анабиоз». Работают с различными источниками (книги, Интернет) для получения дополнительной информации. Проводят наблюдения за дождевыми червями. Оформляют отчёт по наблюдению, включающий  описание наблюдения, его результат и выводы.

13

Тип  Моллюски. Класс брюхоногие.

1

Определяют понятия: «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёгкое», «жабры», «сердце», «тёрка». Определяют понятия: «брюхоногие». Выявляют различия между представителями разных классов моллюсков.

14

Класс Двустворчатые

1

Определяют понятия: «двустворчатые», «головоногие».Выявляют различия между представителями разных классов моллюсков. Рассматривают коллекции раковин.

15

Класс Головоногие

1

Определяют понятия: «головоногие», «реактивное движение», «перламутр», «чернильный мешок», «жемчуг». Выявляют различия между представителями разных классов моллюсков

16

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

1

Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение».Иллюстрируют примерами значение ракообразных в природе и жизни человека. Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «трахеи», «жаберный типдыхания», «лёгочный типдыхания», «трахейный тип дыхания».

17

Класс Паукообразные.

1

Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный тип дыхания», «лёгочный тип дыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез». Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный типдыхания», «лёгочный типдыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез». Проводят наблюдения за паукообразными. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы. Иллюстрируют примерами значение паукообразных в природе и жизни человека

18

Класс Насекомые

1

Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный тип дыхания», «лёгочный тип дыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез». Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный типдыхания», «лёгочный типдыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез». Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы. Иллюстрируют примерами значение насекомых в природе и жизни человека

19

Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.

1

Изучают многообразие членистоногих по коллекциям и наглядным материалам. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы. Иллюстрируют примерами значение ракообразных, паукообразных, насекомых в природе и жизни человека.

20

Тип Хордовые.

1

Сформировать у учащихся знания о строении ланцетника как представителя типа хордовые и его приспособленности к среде обитания, определяют понятие «хорда»

21

Подтип Бесчерепные

1

Сравнивают строение низших и высших хордовых, определяют понятия «хорда», «внутренний скелет».

22

Подтип Черепные

1

Сформировать у учащихся знания о строении подтипа черепных. Сравнивают строение низших и высших хордовых, определяют понятия «череп», «позвоночник», «позвонки».

23

Класс Земноводные

1

Определяют понятия: «наружнее оплодотворение», «диафрагма», «кора больших полушарий». Знакомятся со  строением земноводных и их особенностями. Рассматривают демонстрационный материал.

24

Класс Пресмыкающиеся

1

Определяют понятия: «внутреннее оплодотворение», «диафрагма», «кора больших полушарий». Знакомятся со  строением пресмыкающихся и их особенностями. Определяют понятие «панцирь». Сравнивают изучаемые группы животных между собой. Работают с наглядным материалом и  дополнительной литературой.

25

Класс Птицы

1

Определяют понятия: «теплокровность», «гнездовые птицы», «выводковые птицы», «инкубация», «двойное дыхание», «воздушные мешки». Сравнивают изучаемые группы животных между собой. Работают с наглядным материалом и  дополнительной литературой. Иллюстрируют примерами значение птиц в природе и жизни человека

26

Класс Млекопитающие.

1

Определяют понятия: «первозвери, или яйцекладущие», «настоящие звери», «живорождение», «матка». Сравнивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания. Иллюстрируют примерами значение изучаемых животных в природе и жизни человека.

27

Отряды Млекопитающих

1

Определяют понятие «резцы», «миграции», «цедильный аппарат», «бивни», «хобот», «хищные зубы». Составляют схемы «Отряд Китообразные», «Особенности строения и образа жизни хищных». Получают сведения о значении животных данных отрядов, используя дополнительные источники. Определяют понятия: «копыта», рога», «сложный желудок», «жвачка». Составляют таблицу «Семейство Лошади». Определяют понятия: «приматы», «человекообразные обезьяны». Иллюстрируют примерами значение изучаемых животных в природе и жизни человека.

28

Значение животных в природе и жизни человека.

1

Знакомятся с многообразием животных, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека.

29

Воздействие человека и его деятельности на животный мир.

1

Определяют понятия: «промысел», «промысловые животные». Анализируют причинно‑следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на животных и среду их обитания. Работают с

дополнительными источниками информации

30

Охрана и рациональное использование животного мира . Система мониторинга.

1

Определяют понятия: «мониторинг», «биосферный заповедник». Изучают

законодательные акты Российской Федерации об охране животного мира.


31

Повторение.

1


32

Проектная работа

1


33

Проектная работа

1


34

Проектная работа

1


 



Комментарии
Комментариев пока нет.