Тема урока: Углеводы.
9 класс
Цель урока: изучить строение, значение и классификацию углеводов.
Задачи урока:
1.Образовательные: познакомиться со строением углеводов, их свойствами и функциями в клетке.
2. Развивающие: формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой, поиска необходимой информации для выполнения заданий.
3. Воспитательные: формирование понимания актуальности биологических знаний.
Оборудование: тест «Углеводы».
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
Фронтальная беседа:
1) Какой уровень живого является начальным (низшим)? (Молекулярный)
2) Расставьте по возрастанию степени сложности структурные уровни организации жизни: (Молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный)
3) Какие сложные органические соединения входят в состав клеток живых организмов? Чем они являются? (Углеводы, белки, нуклеиновые кислоты. Они являются биополимерами.)
4) Дайте определение термину «органические вещества» (Органические вещества – это соединения, содержащие углерод).
5) При помощи, какой связи соединяются друг с другом атомы углерода? (Ковалентной).
6) Какое вещество является самым простым углеродсодержащим соединением? (Углеводы).
7) Что такое полимер? (Молекула, образованная многократно повторяющимися фрагментами, имеющими более простое строение).
8) Что такое мономер? (Низкомолекулярное вещество, из которого образуется полимер)
9) От чего зависят свойства биополимеров? (От числа мономерных звеньев, от разных сочетаний мономерных остатков.)
Тестовое задание «Биополимеры».
3.Изучение нового материала
- Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать вещества, которые играют важнейшую роль как источники энергии для клеток. С ними вы уже знакомились в курсе биологии 8 класса при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ». Это класс органических соединений, в которые входят множество разнообразных веществ. Определите этот класс органических соединений, а значит и тему нашего урока, ответив на следующие вопросы.
Определение класса органических соединений:
- В их состав входят элементы: С, Н, О. Соотношение элементов «Н» и «О» в молекуле такое же, как и в молекуле воды;
- Одни вещества могут быть сладкими на вкус, а другие - не сладкими; одни вещества хорошо растворимые в воде, а другие – не растворимые;
- Многие вещества содержатся в плодах фруктов и овощей;
- Синтезируются растениями в процессе фотосинтеза.
- Вы догадались, о каких веществах идет речь? ( Об углеводах)
Откройте тетради и запишите тему урока: Углеводы.
Углеводы, или сахариды, - одна из основных групп органических соединений. Они состоят из углерода, водорода и кислорода.
- Как вы думаете, почему они получили такое название? (Название «углеводы» они получили потому что, у большинства из них соотношение водорода и кислорода в молекуле такое же, как и в молекуле воды).
Общая формула углеводов Сn(Н2О)m. Запишите формулу.
Все углеводы делятся на простые, или моносахариды, и сложные, или полисахариды.
Пользуясь параграфам 1.2. заполните таблицу. Время на выполнение 5 минут.
Моносахариды | Дисахариды | Полисахариды |
1. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. |
3. | 3. | 3. |
4. | | 4. |
5. | | |
Свойства | Свойства | Свойства |
1. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. |
Проверим правильность заполнения таблицы.
Моносахариды | Дисахариды | Полисахариды |
1.рибоза | 1.сахароза | 1.крахмал |
2.дезоксирибоза | 2.мальтоза | 2.гликоген |
3.глюкоза | 3.лактоза | 3.целлюлоза |
4.фруктоза | | 4.хитин |
5.галактоза | | |
Свойства | Свойства | Свойства |
1.хорошо растворимы в воде | 1.хорошо растворимы в воде | 1.с увеличением количества мономеров растворимость уменьшается и |
2.имеют сладкий вкус | 2.имеют сладкий вкус | 2.сладкий вкус исчезает |
Какие же функции выполняют углеводы? Давайте, найдем в учебнике и запишем.
Функция углевода | Характеристика функции |
А) энергетическая | 1) при окислении углеводов выделяется энергия, которая обеспечивает жизнедеятельность организма. |
Б) cтроительная | 2) целлюлоза - структурный компонент клеточных стенок растений и грибов. |
В) запасающая | 3) крахмал (у растений) и гликоген (у животных) накапливаются в клетках в качестве запасных веществ. |
4.Выполним физ. минутку для глаз.
5.Закрепим знания, выполнив тестовое задание устно.
«Углеводы»
1. В состав углеводов входят элементы:
а) С, Н, N ; б) С, Н, О; в) Н, О, Р; г) С, N, О.
2. Мономером крахмала является:
а) аминокислота; б) дезоксирибоза; в) глюкоза; г) фруктоза.
3. В качестве запасного вещества животные накапливают:
а) крахмал; б) гликоген; в) целлюлозу; г) сахарозу.
4. В состав наружного скелета членистоногих и клеток грибов входит:
а) крахмал; б) гликоген; в) хитин; г) целлюлоза.
5. Крахмал – продукт фотосинтеза, поэтому входит в состав только:
а) клеток растений; б) клеток животных; в) клеток грибов.
«Углеводы»
1. В состав углеводов входят элементы:
а) С, Н, N ; б) С, Н, О; в) Н, О, Р; г) С, N, О.
2. Мономером крахмала является:
а) аминокислота; б) дезоксирибоза; в) глюкоза; г) фруктоза.
3. В качестве запасного вещества животные накапливают:
а) крахмал; б) гликоген; в) целлюлозу; г) сахарозу.
4. В состав наружного скелета членистоногих и клеток грибов входит:
а) крахмал; б) гликоген; в) хитин; г) целлюлоза.
5. Крахмал – продукт фотосинтеза, поэтому входит в состав только:
а) клеток растений; б) клеток животных; в) клеток грибов.
«Углеводы»
1. В состав углеводов входят элементы:
а) С, Н, N ; б) С, Н, О; в) Н, О, Р; г) С, N, О.
2. Мономером крахмала является:
а) аминокислота; б) дезоксирибоза; в) глюкоза; г) фруктоза.
3. В качестве запасного вещества животные накапливают:
а) крахмал; б) гликоген; в) целлюлозу; г) сахарозу.
4. В состав наружного скелета членистоногих и клеток грибов входит:
а) крахмал; б) гликоген; в) хитин; г) целлюлоза.
5. Крахмал – продукт фотосинтеза, поэтому входит в состав только:
а) клеток растений; б) клеток животных; в) клеток грибов.
«Углеводы»
1. В состав углеводов входят элементы:
а) С, Н, N ; б) С, Н, О; в) Н, О, Р; г) С, N, О.
2. Мономером крахмала является:
а) аминокислота; б) дезоксирибоза; в) глюкоза; г) фруктоза.
3. В качестве запасного вещества животные накапливают:
а) крахмал; б) гликоген; в) целлюлозу; г) сахарозу.
4. В состав наружного скелета членистоногих и клеток грибов входит:
а) крахмал; б) гликоген; в) хитин; г) целлюлоза.
5. Крахмал – продукт фотосинтеза, поэтому входит в состав только:
а) клеток растений; б) клеток животных; в) клеток грибов.