Урок биологии в 9 классе по теме «Органические вещества клетки. Углеводы и липиды»
Презентация к Модулю 4.
PPT / 588.5 Кб
/data/files/u1669749633.ppt (Презентация к Модулю 4.)Модуль 4. Тема «Органические вещества клетки. Углеводы и липиды».
Дидактические цели: в результате овладения содержанием модуля вы будете знать особенности строения и функции углеводов и липидов; продолжите развитие навыков самостоятельной работы.
Литература: Мамонтов С.Г. и др. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Москва. Дрофа, 2014 г.
№УЭ | Учебный элемент с указанием заданий | Рекомендации | «Ключи» к источнику информации |
УЭ – 0 (2 мин) | Цель урока: В процессе работы с учебными элементами вы изучите строение углеводов и липидов, будете иметь представление о роли данных ОВ в клетке. | Внимательно прочитайте цель урока, познакомьтесь с модулем. | |
УЭ – 1 (10 мин) | Цель: Определить исходный уровень знаний по теме «Белки». Задание 1. Выберите себе задание по душе: А – Составь рассказ на тему «Я знаю, что белки…» Б – Ответь на вопросы контрольного теста. В – Выполни биологический диктант (потребуются знания биологии 8 и материала прошлого урока). | Работайте в контрольной тетради. Составьте рассказ не менее, чем из 5 предложений. Сдайте учителю на проверку. Получи тест (Приложение 1) у учителя. Ответы на вопросы теста запиши в контрольную тетрадь. Самопроверка. 0 ошибок – «4» 2 ошибка – «3» Ваша оценка: Получи текст диктанта у учителя (Приложение 2). Заполни в нём пропущенные слова и словосочетания. Сдай учителю на проверку. | Слайд 2. Слайд 3. |
УЭ – 2 (13 мин) | Цель: Получить информацию об элементарном составе углеводов и о их роли в клетке. Задание 1. Используя текст учебника, запишите понятие Углеводы - … Изучите элементарный состав углеводов и объясните, почему их так называют? Задание 2. Используя текст учебника, изучите многообразие углеводов, укажите их состав и роль в клетке. Полученные данные занесите в таблицу. | Работайте в тетрадях. Используйте ручки разного цвета. Работаем в таблице – матрице. (Приложение 3). Прочитайте внимательно текст учебника и заполните таблицу. Работайте в сотрудничестве. Ваша оценка: | Стр. 109. Пункт «Углеводы», 1 абзац. Стр. 109 – 110 от слов «Углеводы подразделяются на…» до конца пункта. |
УЭ – 3 (10 мин) | Цель: Познакомиться с многообразием липидов и их важнейшими функциями. Задание 1. Используя текст учебника, заполните таблицу «Многообразие липидов и их функции». | Работаем в таблице – матрице. (Приложение 4). Прочитайте внимательно текст учебника и заполните таблицу. Работайте в сотрудничестве. Сохраните таблицы до следующего года. Ваша оценка: | Стр. 110 – 111, от слов «Самые распространённые…» до слов «Нуклеиновые кислоты». |
УЭ – 4 (5 мин) | Цель: Закрепить полученные знания. Задание 1. Ответьте на вопросы выходного контроля: 1. Какие химические соединения называют углеводами? 2. Что такое липиды? Опишите их химический состав. | Устно. Обсудите вопросы и ответы на них с одноклассником. Ваша оценка: | Попробуйте ответить по памяти. |
УЭ – 5 (5 мин) | Цель: Подведение итогов. Задание 1. Прочитайте цель урока. Достигли мы её? В какой степени? Задание 2. Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Задание 3 (Домашнее). Если тебе не удалось ответить на вопросы выходного контроля или ты не успел поработать со всеми учебными элементами, поработай с модулем дома. | Работай вместе с классом. Ваша итоговая оценка: Сдайте тетради в индивидуальном порядке. | |
Спасибо за работу!
Приложение 1 к Модулю 4. УЭ – 1. Задание Б. Контрольный тест.
1. Белки – биологические полимеры, мономерами которых являются:
1. Нуклеотиды.
2. Аминокислоты.
3. Пептиды.
4. Моносахариды.
2. Ферменты выполняют следующие функции:
1. Являются основным источником энергии.
2. Ускоряют биохимические реакции.
3. Транспортируют кислород.
4. Участвуют в химической реакции, превращаясь в другие вещества.
3. Иммунологическую защиту организма обеспечивают:
1. Белки, выполняющие транспортную функцию.
2. Углеводы.
3. Различные вещества в составе крови.
4. Особые белки крови – антитела.
4. Каковы функции белков в клетках:
1. Каталитическая.
2. Строительная.
3.Транспортная.
4.Энергетическая.
5.Защитная.
6. Сократительная.
7. Всё верно.
5. В каких органоидах клетки происходит синтез белков.
1.Ядро.
2. Лизосомы.
3. Рибосомы.
4. Митохондрии.
Приложение 1 к Модулю 4. УЭ – 1. Задание Б. Контрольный тест.
1. Белки – биологические полимеры, мономерами которых являются:
1. Нуклеотиды.
2. Аминокислоты.
3. Пептиды.
4. Моносахариды.
2. Ферменты выполняют следующие функции:
1. Являются основным источником энергии.
2. Ускоряют биохимические реакции.
3. Транспортируют кислород.
4. Участвуют в химической реакции, превращаясь в другие вещества.
3. Иммунологическую защиту организма обеспечивают:
1. Белки, выполняющие транспортную функцию.
2. Углеводы.
3. Различные вещества в составе крови.
4. Особые белки крови – антитела.
4. Каковы функции белков в клетках:
1. Каталитическая.
2. Строительная.
3.Транспортная.
4.Энергетическая.
5.Защитная.
6. Сократительная.
7. Всё верно.
5. В каких органоидах клетки происходит синтез белков.
1.Ядро.
2. Лизосомы.
3. Рибосомы.
4. Митохондрии.
Приложение 2 к Модуль 4. УЭ – 1. Задание В. Биологический диктант.
1. Инсулин – это…….. ……………...............................................................
Он регулирует ………………………………………………………….
2. Пепсин – это……………. ……….. ………………….
Благодаря ему происходит расщепление …………………….
3. Гемоглобин – это ……………… ………………
Он участвует в …………………………………………….
4. Фибриноген – это …………….. …………………………………
Он принимает участие в ………………………………………….
5. Миозин и актин – это …………….. ………………. ……………….
Благодаря им происходит ……………………………………………..
Выполнил (а)……………………..
Приложение 2 к Модулю 4. УЭ – 1. Задание В. Биологический диктант.
1. Инсулин – это…….. ……………...............................................................
Он регулирует ………………………………………………………….
2. Пепсин – это……………. ……….. ………………….
Благодаря ему происходит расщепление …………………….
3. Гемоглобин – это ……………… ………………
Он участвует в …………………………………………….
4. Фибриноген – это …………….. …………………………………
Он принимает участие в ………………………………………….
5. Миозин и актин – это …………….. ………………. ……………….
Благодаря им происходит ……………………………………………..
Выполнил (а)……………………..
Приложение 3 к Модулю 4. УЭ – 2. Таблица «Многообразие и функции углеводов».
Группа | Состав | Пример | Значение |
1. Моносахариды | | 1. | 1.Содержится……………….. 2. Является мономером (смотри стр.109, предпоследний абзац)……………………….. |
2. | ------ | ||
3. Галактоза | ------ | ||
4. | 1. | ||
5. Дезоксирибоза | |||
2. Дисахариды | | 1. | ---------------------- |
2. | ----------------------- | ||
3. | Наиболее распространена……………………. | ||
3. Полисахариды | Образованы остатками …………………………… | 1. | |
2. Хитин | …………………………………...... ……………………………………………. ………………………………… и клеток грибов. | ||
3. Крахмал и ………………. | | ||
Углеводы | -------- | ------------------ | Играют роль……………………… |
Работа выполнена……………………………………. Самооценка………………………. Оценка учителя……………
Приложение 3 к Модулю 4. УЭ – 3. Таблица «Многообразие липидов и их функции». Источник: стр. 110 – 111 (учебник биологии 9 кл).
Группа липидов | Пояснение | Функции |
1. | | 1. 2. 3. |
2. | ----------------- | 1. Строительная – являются…… |
3. Воск | -------------------- | 1. 2. |
4. | | 1. |
5. | | 1. 2. |
6. Гликолипиды | | 1. |