Публикация «Укрепление детско-родительских семейных отношений как фактор формирования навыков успешного родительства»
«Укрепление детско – родительских семейных отношений как фактор формирования навыков успешного родительства»
Автор: Грищеня Г. Е.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Рябинка» города Котовска Тамбовской области
Для каждого понятие «успешный» трактуется по разному. Что значит успешное родительство? Думаю, что каждый имеет под словом успешный что-то свое, и под словом родительство также что-то свое.
У каждого из нас, есть какое-то внутреннее убеждение и модель того, что можно считать успехом в роли родителя
Меняется мир, дети XXI века имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить свою успешность в глазах своих детей, должны тоже учиться у них. Какая музыка интересна ребенку, какие игры и книги интересуют и почему, какие речевые обороты он использует и, что они означают, это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного лица для собственного ребенка.
Успешность родителя не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Это качество нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтера. Каждодневный труд, часто приносящий тяготы и страдания, может быть вознагражден редко, но тем сладостнее для отца и матери маленькие победы, достигнутые в результате этого родительского подвижничества. Признание собственного ребенка, принятие его, любовь к нему, успех родителей в его глазах.
Чаще…родитель бывает успешным, когда понимает, чем и как окружить своего ребенка и тех детей, которые с ним рядом.
Помочь родителям стать успешными – одна из задач дошкольной образовательной организации. Так, как часто, родители знают, как обеспечить нормальные условия быта для своего ребенка, и многие считают, что этого вполне достаточно, но, к сожалению, совсем не умеют взаимодействовать со своими детьми.
Пункт 3.2.5 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования гласит: «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
Наш коллектив поставил перед собой цель проанализировать работу в данном направлении и найти такие формы взаимодействия с родителями, которые бы соответствовали новым требованиям стандарта. Взглянуть по-другому на шаблонное применение основных позиций дошкольного образования в вопросе взаимодействия с родителями. Основной аспект, в нашем понимании, должен ставиться на воспитание субъектности родителей. В этом контексте мы поставили задачу обогащения семьи теми практиками воспитания и образования детей, которые накоплены в педагогической системе нашего дошкольного учреждения.
Главная задача по работе с семьёй разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и гарантирует подготовку к школе.
Нами были приняты принципы технологии взаимодействия с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2. Индивидуальный подход.
Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь важно умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в трудной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому, позиция наставления сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация искреннего желания помочь.
4. Хорошая подготовка
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо готовить. Родители должны видеть профессиональное мастерство педагогов.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Одним из направлений в формировании навыков успешного родительства стала система работы с использованием новых форм взаимодействия. Нами были разработаны и апробированы мероприятия с активным участием родителей и детей с применением нетрадиционных технологий. Таких как: «Мнемотехника», «Геокешинг», «Тимбилдинг», технология «Прямых видео зарисовок», технология «Коллективных творческих дел», технология «Совместного исследования».
Мнемотехника – система специальных приемов, позволяющая быстро запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.
Эта технология позволила объединить детей и родителей в вопросах развития речи обеспечивающее успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно позволило сблизить детей и родителей при совместном сотрудничестве. Когда «легко, понятно и интересно», то успешность взаимодействия увеличивается во сто крат.
Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения.
Приключения всегда объединяют. А если пуститься в приключение вместе с родителями, то это интереснее вдвойне. Данная технология позволила нам не только объединить детей и родителей в вопросах знания истории родного города, но и найти выход из всех ситуаций, которые приготовили воспитатели.
«Тимбилдинг» означает — командообразование («Team» — команда, «Build» — строить). Это совокупность творческих и подвижных этапов, для прохождения которых потребуется ловкость и смекалка каждого участника команд. Мероприятие с названием «Мы вместе» позволила родителям и детям познать себя. Для родителей это была проверка способностей работать, общаться, дружить и «жить» в коллективе, в коллективе родителей и детей.
«Успешное родительство» невозможно без честности и открытости, без настоящего погружения, «погружения» в жизнь своих детей. И в этом нам помогли технологии видео зарисовок, которые реализовались в форме «Родительского университета». На кафедре «Узнай меня лучше» родителям предлагалось ответить на ряд вопросов: Любимое блюдо вашего ребенка, любимая игра и т. д. Родители устно дают ответы, а затем сравнивают свои ответы с ответами детей, которые заранее были записаны на видео. Таким образом, родители сами делают вывод о том, как хорошо они знают своего ребенка и что сделать для того, чтобы узнать его лучше.
На кафедре «Мои счастливые мечты» дети рассказывают о том (видео сюжет), о чем они мечтают. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Но дети высказывают другие пожелания: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились». Это заставляет родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям, а тем самым повысить свой авторитет в семье, сделать всех членов семьи счастливыми. Помните: какими бы не были отношения в семьях, они могут стать лучше.
Технология Коллективных творческих дел говорит сама за себя. Это организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Мы используем не в целом технологию, а учим сотрудничать по этапам этой технологии на основе любых тематических мероприятий. Использование данной технологии показало нам значимость и ценность детско – родительского общения. Когда в совместной деятельности дети с родителями договариваются, обсуждают, строят план для достижения цели. И как приятно видеть горящие глаза детей и счастливые лица родителей при достижении конечного результата.
Одной из форм технологии «Совместного исследования» стали детско – родительские проекты. Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс. Такая форма интересна не только для детей, давая им возможность раскрываться, проявлять себя, но и в условиях совместной деятельности с родителями помочь им быть ближе друг к другу, свободно общаться, узнавать вместе новое.
Использование инновационных форм делает родителей активными участниками в жизни группы и детского сада, тем самым формируя тех успешных родителей, которые смогут воспитать и успешных детей. Наши родители выступают в роли равноправных партнеров педагогов, проявляют инициативу. Для того чтобы спланировать инновационные формы взаимодействия с семьей, мы отслеживаем настрой и ожидания родителей от пребывания ребенка в детском саду. Это помогает правильно выстроить работу, сделать ее продуктивной, и насыщенной.