Конспект открытого урока на тему «Этикетные слова» (5–7 классы)
Пояснительная записка к презентации
Этикетные слова
PPTX / 41.55 Мб
/data/files/k1646651966.pptx (Этикетные слова)Конспект открытого урока на тему «Этикетные слова»
Организационный момент
Сегодня на уроке мы будем с вами использовать не совсем обычную систему оценивания: рисовать на полях в тетради сердечки. Это вы будете делать тогда, когда я назову ваше имя при условии качественного выполнения учебной работы.
Мотивация к деятельности
(Слайд 1)
Наш урок мне хочется начать словами известного испанского писателя Сервантеса из его романа «Дон Кихот»: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как … (вежливость)».
Игра холодно-тепло. Наводящие вопросы.
• Предположите, пожалуйста, о каком важном и нужном во все времена качестве человека говорит Сервантес?
Первые сердечки-оценки за активное участие в беседе (1).
• А кто себя считает вежливым человеком?
• Почему вы считаете себя вежливым?
Актуализация знаний
Откроем тетради, запишем число, классная работа, тема нашего урока тесно связана с вежливостью, о которой мы сейчас говорили, но писать мы ее пока не будем. Сформулировать вы ее попытаетесь сами, выполнив небольшое задание.
Лексическая работа со словами (Слайд 2)
Профессиональные слова (слова, которые употребляют люди определенной профессии), диалектные слова (слова, которые используют в определенной местности), устаревшие слова (слова, которые перестали употребляться в повседневной жизни – ланиты, перста, выя), этикетные слова.
Что обозначает каждый из терминов? Приведите, пожалуйста, примеры каждой групп слов.
Скажите, пожалуйста, о какой из групп слов мы с вами пока еще ничего не говорили? (Этикетные слова).
А что такое этикет? Как вы понимаете лексическое значение данного слова?
Умницы! Правильно объясняете, посмотрите, пожалуйста, на слайд.
(Слайд 3)
Этикет – это …
Скажите, пожалуйста, это слово заимствованное или исконно-русское? Почему? (тыкнуть)
Оценивает лексическую работу учащихся сердечками (2)
(Слайд 4)
Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?
Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь «Этикетные слова».
• А какие цели урока поставим? Что мы должны сегодня сделать на уроке? (тыкнуть)
Усвоение новых знаний
Итак, мы с вами определили, что такое этикет. Давайте сейчас попробуем сформулировать определение термина «этикетные слова». (Слайд 5)
Запишите определение к себе в тетрадь.
Подготовка к просмотру видеосюжета «Ералаш. Давайте говорить друг другу комплименты»:
Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть видеосюжет из школьной жизни и запомнить этикетные, вежливые слова, которые произносят герои этого сюжета.(слайд 6)
Но для начала скажите, знакомо ли вам слово «комплименты»? Как вы понимаете его значение?
Какие синонимы можно подобрать к этому слову?
Запишите, пожалуйста, слово к себе в тетрадь и постарайтесь запомнить правописание этого заимствованного слова.
Оценивает лексико-орфографическую работу со словом «комплименты» сердечками (3).
Просмотр видеосюжета
(Слайд 7)
Итак, давайте посмотрим сам сюжет. Напоминаю, что вам нужно постараться запомнить этикетные, вежливые слова, которые произносят герои фильма.
«Вывешивает» названные учениками вежливые слова на доску, распределяя их по группам.
Интерпретация просмотренного сюжета.
Что можно сказать о героях этого видеосюжета? Какую оценку вы можете дать поступкам героя? (Они неискренние, говорят вежливые слова только потому, что объявлен день вежливости, а на самом деле они совсем не так привыкли разговаривать).
Оценивает работу учащихся сердечками (4)
А какие этикетные слова, не прозвучавшие в ролике вы еще можете назвать?
Исследовательское задание.
Подумайте, пожалуйста, почему данные слова я распределила на 4 группы? Что общего у слов каждой группы? (В одной и той же ситуации общения произносятся).
Как можно назвать эти группы этикетных слов?
Вывешивает на доске названия групп: слова приветствия, слова благодарности, слова просьбы, слова прощания.
Оценивает работу учащихся сердечками (5).
Отработка полученных знаний
Задание 1.(Слайд 8)
Познакомьтесь, пожалуйста, с другими этикетными словами. Значение всех ли выражений вам знакомо? Попробуйте распределить их письменно по группам. Работаем в тетради.
Взаимопроверка. (Слайд 9)
Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проверьте друг друга. С каждым правильно написанным этикетным словом поставьте плюс. Если все выполнено правильно, чисто, аккуратно, без орфографических ошибок, разборчивым почерком – нарисуйте на полях соседу сердечко (6).
Поменяйтесь тетрадями снова. Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого нет ошибок и стоит сердечко? Молодцы!
Задание 2.Инсценирование речевых ситуаций.
А сейчас я предлагаю вам самим попробовать использовать в речи этикетные слова. Разыграйте в парах следующие ситуации, используя этикетные слова всех групп (не менее 5 реплик у каждого).
1 ряд – разговор в школьной столовой (ситуация: большая перемена после 4 урока, примчались старшеклассники, а вам тоже хочется купить что-то в буфете).
2 ряд – разговор в школе с охранником на вахте или дежурным учителем на 1 этаже (ситуация: утро, вы забыли школьную карту и вторую обувь)
3 ряд - разговор со школьным библиотекарем (после уроков вы захотели остаться в читальном зале, сделать домашнее задание – сделать доклад, вам нужно попросить у библиотекаря нужную вам книгу).
Оценивает и называет имена ребят, которые заслуживают сердечко (7)
Работа с учебником.
Упражнение 344.
Спишите пословицу, которая вам наиболее понятна, и устно объясните, какое правило речевого поведения она выражает.
Кто списал первую пословицу? Пожалуйста, объясните ее.
Кто работал со второй? И т.д.
Оценивает ответы учащихся сердечком (8)
Подведение итогов, рефлексия
Итак, ребята, поднимите, пожалуйста, руку, кто понял тему сегодняшнего урока.
Что нового вы сегодня узнали?
Молодцы! Я очень рада.
Как вы думаете, зачем тема «этикетные слова» включена в программу по русскому языку?
Какое задание, по вашему мнению, было самым трудным?
А какое задание понравилось больше всего?
Ребята, скажите, пожалуйста, кому из присутствующих вы бы сделали сегодня комплимент, и за что?
Это ученик поставит себе оценку на полях – сердечко (9).
Поставим себе оценки за урок. Посчитайте, пожалуйста, сколько сердечек у вас получилось на полях тетради. Если 8 и более – поставьте себе «5», если 5-7 сердечек – поставьте себе «4».
(Слайд 10)
Тетради в конце урока сдайте мне, чтобы я смогла перенести оценки в журнал.
Домашнее задание
(Слайд 11) Задание на выбор:
Создайте поэтический или прозаический текст на тему «Этикетные слова в моей жизни».
Упражнение 343 (письменно, по заданиям
Упр. 344 (если не успели) – выбрать одну из пословиц, письменно ее объяснить (какое правильно речевого поведения она выражает).
Передаем тетради с последних парт на первые.
Всем огромное спасибо за работу на сегодняшнем уроке! Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Всем хорошего, успешного дня!