12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Николаева Альбина Ильдаровна70


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья»




РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

учителей  начальных классов

 ____________/Р.Ш. Кочкарова/ Протокол № 1 от 25.08.2021 г. 



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

ГБОУ «Казанская школа-интернат

 им. Е.Г. Ласточкиной»

 ________________ /М.И.Нарбекова/

от 01.09.2021 г.

  


УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ «Казанская школа-интернат им. Е.Г. Ласточкиной»

_______________/ ­­­­­­М.Н. Гафарова/ 

Приказ № 85 – ОД                          от 01.09.2021 г.




                                                                 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

                      

по  внеурочной деятельности «Ручной труд»

для 4 «Б» класса –начального общего образования по варианту 2.3

Николаевой Альбины  Ильдаровны.

                                                                                                                                                                    Рассмотрено на заседании   педагогического совета    протокол  №1  от 26.08.2021                                                                                                                                                                     

2021-2022 учебный год


Внеурочная деятельность «Ручной труд». Выжигание по дереву.

3 класс

1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности «Ручной труд» ( вариант 2.3.), разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказов Министерства образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2014., 1599; примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант2.3.); Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида под редакцией К.Г.Коровина, А.Г.Зикеева и др., допущенной министерством образования Российской Федерации Москва «Просвещение» 2006 год и с учетом требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями).

Программа построена с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития умственно отсталых слабослышащих и позднооглохших детей, типичных трудностей, возникающих у них при изучении технологии, и сурдопедагогических путей их преодоления.

Цель:

формирование интереса к выжиганию по дереву как виду декоративно-прикладного искусства; развитие художественно-творческого мышления обучающихся; обучение умению трудиться с прибором.

Задачи:

Образовательные:

- обучить детей практическим навыкам выжигания;

- освоить с ними технику выжигания;

- научить их соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими средствами и инструментами;

- формировать интерес к техническому творчеству.

Развивающие:

- способствовать развитию у обучающихся логического и образного мышления, внимания, творческих способностей;

- развивать навыки и умения работы с материалами и инструментами, древесиной;

- развивать умения управлять своим поведением, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Коррекционные:

- интегрировать индивида в общество, подготовить к взрослой жизни через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей.

Воспитательные:

- воспитывать  уважение к труду и людям труда;

- формировать  чувство коллективизма;

- развивать волевые качества и усидчивость;

- воспитывать дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца;

2.Общая характеристика учебного предмета

Основными видами деятельности по предмету являются:

знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, отделки;

первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;

знакомство со свойствами материалов, инструментами , помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);

осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;

использование в работе изобразительную деятельность;

знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;

изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

Описание места внеурочной деятельности в учебном плане

На изучение предмета в 3 классе по внеурочной деятельности «Ручной труд» отводится 34 часа в год (1 час в учебную неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

сформированность умений работать с разными видами материалов и инструментами, выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств

сформированность навыков самообслуживания, организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);

использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических задач.

овладение элементарными умениями и навыками социально-бытовой ориентировки, обеспечивающей формирование конкретных представлений об окружающих предметах и действиях с ними;

сформированность умений и навыков по социально-бытовой ориентировке;

овладение навыками личной гигиены, самообслуживания; развитие умения использовать при ориентировке информацию сохранных анализаторов;

овладение информацией о людях с нарушениями слуха, их социокультурной жизни, достижениях, средствах коммуникации.

овладение посильными умениями использовать словесную речь (в устной и письменной формах) как средства коммуникации в предметно - практической, учебной и элементарной социально -бытовой деятельности(с учетом особенностей психофизического и речевого развития);

овладение полным, осознанным значением слов, обозначающих объект и действия, связанные с ним;

сформированность умения ориентироваться в пространстве; использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения и связной речи, умение составлять вопросы и отвечать на них; формирование навыков трудового сотрудничества со сверстниками.


5.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные

понимание основ своей гражданской принадлежности;

сформированность мотивации к обучению;

развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении (пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и/или имплантом и другими личными адаптированными средствами в разных ситуациях; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости SMS- сообщение и др.);

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела и др);

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

развитие положительных свойств и качеств личности;

готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

Предметные:

сформированность умений работать с разными видами материалов ( природным материалом и т.д.);.

сформированность умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.

овладение речевыми навыками через практическую деятельность по изготовлению предметов;

овладение полным, осознанным значением слов, обозначающих объект и действия, связанные с ним;

сформированность умения ориентироваться в пространстве; использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения и связной речи, умение составлять вопросы и отвечать на них; формирование навыков трудового сотрудничества со сверстниками

освоение и развитие элементарных умений и навыков социально-бытовой ориентировки, обеспечивающей формирование конкретных представлений об окружающих предметах и действиях с ними;

сформированность умений и навыков по социально-бытовой ориентировке;

овладение навыками личной гигиены, самообслуживания; развитие умения использовать при ориентировке информацию сохранных анализаторов.



6. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Вводное занятие – 1 час.  Знакомство с правилами внутреннего распорядка. Знакомство с расписанием работы , целями и задачами на учебный год. Инструкция по технике безопасности. Инструменты и материалы, необходимые для занятий.

Древесные материалы – 8 часов. Лес и художественное творчество. Основные породы деревьев лиственных, хвойных. Знакомство с типами древесины, материалом для выжигания. Способы зачистки краёв фанеры. Тщательная шлифовка деревянной поверхности заготовки до чистого гладкого состояния при помощи наждачной бумаги.

Выжигание по дереву – 9 часов. История возникновения выжигания по дереву. Основные приёмы выжигания: зажёги, штриховка, прямолинейное выжигание. Перевод заданного образца на лист бумаги с помощью копировальной бумаги. Перенесение рисунка на деревянную поверхность через копировальную бумагу. Тонировка древесины. Штриховка древесины. Основные узоры. Выполнение обычного и негативного силуэта. Наложение тонов. Практические задания по всем темам раздела.

Декоративно-прикладное искусство – 6 часов. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Хохлома: демонстрация образцов хохломской росписи, история развития, техника, характерные приёмы росписи, последовательность выполнения орнамента на бумаге. Городецкая роспись: история развития, образ животного, птицы. Цветовое решение, основные приёмы Городецкой росписи, кистевой мазок. Матрёшка: создание рисунка сувенира, роспись рисунка. Демонстрация изделий народных промыслов, открыток, образцов .

Обработка заготовки наждачной бумагой. Перевод рисунка на деревянную заготовку. Выжигание орнамента.

Выжигание птиц, животных, насекомых - 10 часов. Беседы по темам раздела. Показ иллюстраций. Подготовка заготовки и шлифовка. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу. Выжигание сюжета изученными способами выжигания. Использование акварельных красок или карандашей для художественного оформления изделия. Покрытие завершенных работ лаком.


Планируемые результаты к концу обучения в 3 классе:


Ожидаемые результаты и их способы проверки.

Ожидаемые результаты  апробации общеразвивающей программы заключаются в формировании у учащихся предпосылок УУД.

Предпосылками  личностных УУД являются:

умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

формирование познавательной и социальной мотивации;  

формирование адекватной самооценки;

формирование  умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;

формирование способности учитывать чужую точку зрения;

воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

Предпосылками  регулятивных УУД являются:

умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

умение сохранять заданную цель;

умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

умение контролировать свою деятельность по результату;

умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

умение работать по инструкции взрослого;

умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;

умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа, игла, роликовый нож, подложка, пинцет, ножницы разного назначения, сантиметр и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

Предпосылками  познавательных УУД являются:

навыки сформированности сенсорных эталонов;

ориентировка в пространстве и времени;

умение применять правила и пользоваться инструкциями;

умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

умение осуществлять классификацию на конкретном предметном материале;

умение выделять существенные признаки объектов;

умение устанавливать аналогии на предметном материале;

умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);

умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;

умение производить анализ и синтез объектов;

умение устанавливать причинно-следственные связи.

ориентировка в пространстве и времени;

умение применять правила и пользоваться инструкциями;

умение ориентироваться в книге;

умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;

умение находить нужную страницу;

умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);

умение пользоваться  электровыжигателем (пирографом), применение знаний способов и различных техник выжигания по дереву,

умение использовать дополнительные приспособления, применение различных приемов оформления изделий.

Коммуникативные УУД

Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

Умение вести монолог, отвечать на вопросы;

Владение невербальными средствами общения.

Предпосылками коммуникативных УУД  являются:

потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

строить монологичное высказывание и диалоговую речь;

желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

ориентация на партнера по общению;

умение слушать собеседника.

умение ставить вопросы; обращаться за помощью;

предлагать помощь и сотрудничество;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные для партнёра высказывания;  

Виды заданий для формирования универсальных учебных действий

Для формирования предпосылок личностных УУД используются  следующие задания:

участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во  время обсуждений, рассуждений и споров  учащиеся учатся аргументировать  и отстаивать  свою точку зрения;

подведение промежуточных итогов и итогов  занятия – во время подведения итогов у  учащихся происходит  осмысление полученных знаний и опыта;

творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;

самооценка   – учащимся предлагается оценить свою работу, свои достижения  на занятии, а также может быть предложено,  оценить работу других учащихся.

Ожидаемые результаты:

За первый год обучения по данной программе учащиеся должны:

Открыть для себя нравственные и эстетические ценности, которые порождены ритмом ежегодного круговорота в жизни природы и человека;

Научиться понимать свою причастность к вечному циклическому движению природы и бережно относится к ней;

Научиться понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним;

Знать правила по технике безопасности;

Научиться правильно подготавливать деревянные заготовки к работе;

Получить навыки при работе с электровыжигателем;

Овладеть техниками и приемами выжигания по дереву;

Знать основы цветоведения, композиции, подбора и применения инструментов и приспособлений для художественно-творческих работ;

самостоятельно выполнять несложные изделия;

экономно расходовать материалы и электроэнергию;

бережно обращаться с инструментами, оборудованием, приспособлениями.






Тематическое планирование по ручному труду в 3 классе на 2020-2021 учебный год.

Всего:34 часа в учебном году (1 час в неделю)

Резерв: 4 час

Содержание

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Древесные материалы


9

3

Выжигание по дереву


9

4

Декоративно-прикладное искусство


6

5

Выжигание птиц, животных, насекомых

10


Всего

34




РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кол-во уроков

Дата

Тема

Понятия

Характеристика деятельности обучающихся


1 четверть (8 часов)

1

1


Вводное занятие





Знакомство с расписанием работы , целями и задачами на учебный год. Инструкция по технике безопасности. Инструменты и материалы, необходимые для занятий.

2

1


Основные породы деревьев.


Названия деревьев.

Строение дерева: ствол, ветки, листья.

Лес и художественное творчество. Основные породы деревьев лиственных, хвойных. Знакомство с типами древесины, материалом для выжигания.

3

1


Обработка и изучение деревянной доски.

Доска, разделочная доска.

Способы зачистки краёв фанеры. Тщательная шлифовка деревянной поверхности заготовки до чистого гладкого состояния при помощи наждачной бумаги.

4

1


Свойства материала.


Применение готового изделия на кухне. Разделочная доска.

Тщательная шлифовка деревянной поверхности.

5

1


Разметка рисунка.


Рисунок на доске.

Способы нанесения рисунка на деревянной доске.

6

1


Разметка рисунка.


Рисунок на доске.

Способы нанесения рисунка на деревянной доске.

7

1


История возникновения выжигания по дереву.


Выжигание по дереву.

История возникновения выжигания по дереву. Основные приёмы выжигания: зажёги, штриховка, прямолинейное выжигание. 

8

1


Основные приёмы выжигания.


Выжигание по дереву.

Основные приёмы выжигания: зажёги, штриховка, прямолинейное выжигание. 

2 четверть (7 часов)

9

1


Тонировка древесины.


Тонировка

Тонировка древесины.

10

1


Тонировка древесины.


Тонировка

Тонировка древесины.

11

1


Штриховка древесины.


Штриховка

Штриховка древесины

12

1


Штриховка древесины.


Штриховка

Штриховка древесины

13

1


Основные узоры.

Техника создания силуэта.


Узоры.

Основные узоры. Выполнение обычного и негативного силуэта.

14

1


Индивидуальный выбор рисунка.

Моя работа.

Наложение тонов. Перевод заданного образца на лист бумаги с помощью копировальной бумаги. Перенесение рисунка на деревянную поверхность через копировальную бумагу. 

15

1


Выжигание выбранного рисунка.

Моя работа.

Практические задания по всем темам раздела.

3 четверть (11 часов)

16

1


Зимние забавы


Зимние забавы


Обработка заготовки наждачной бумагой. Перевод рисунка на деревянную заготовку. Выжигание орнамента.


17

1


Зимние забавы


Зимние забавы


Использование карандашей для художественного оформления изделия.

18

1


Подарок папе

Мой подарок папе.

Перевод рисунка на деревянную заготовку. Выжигание орнамента.

19

1


Подарок папе

Мой подарок папе.

Использование карандашей для художественного оформления изделия.

20

1


Подарок маме

Мой подарок маме.

Перевод рисунка на деревянную заготовку. Выжигание орнамента.

21

1


Подарок маме

Мой подарок маме.

Использование карандашей для художественного оформления изделия.

22

1


Птицы.


Птицы. Сорока, ворона, воробей, синица и др.

 Подготовка заготовки и шлифовка. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу.

23

1


Птицы.


Птицы. Сорока, ворона, воробей, синица и др.

Использование акварельных красок или карандашей для художественного оформления изделия.

24

1


Дикие звери.


Дикие звери. Лиса, белка, заяц, ёж и др.

Выжигание сюжета изученными способами выжигания.

25

1


Дикие звери.


Дикие звери. Лиса, белка, заяц, ёж и др.

Использование карандашей для художественного оформления изделия.

26

1


Домашние животные.


Домашние животные. Кошка, собака и др.


Подготовка заготовки и шлифовка. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу.

4 четверть (8 часов)

27

1


Домашние животные.


Домашние животные.

Кошка, собака и др.

Выжигание сюжета изученными способами выжигания.

28

1


Домашние птицы.


Домашние птицы.

Петух, курица, гусь, утка и др.

Подготовка заготовки и шлифовка. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу.

29

1


Домашние птицы.


Домашние птицы.

Петух, курица, гусь, утка и др.

Использование карандашей для художественного оформления изделия.

30



Насекомые.


Насекомые.

Бабочка и др.

Выжигание сюжета изученными способами выжигания.

31



Насекомые.


Насекомые.

Бабочка и др.

Использование карандашей для художественного оформления изделия.

32



Звери из сказочного мира.


Звери из сказки.

Использование карандашей для художественного оформления изделия.

33



Звери из сказочного мира.


Звери из сказки.

Покрытие завершенных работ лаком.

34



Итоговое занятие. Выставка работ.





РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

1. Кузнецова Л.А. «Технология. Ручной труд». С.-Петербург: Просвещение

2.Художественное выжигание. Н. Т. Цейтлин

3.Чудеса из дерева. Демина И. Г., Смоленск, «Русич», 2001 г.















 


    


 


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.