Материал занятия в кружке «Умелые ручки» на тему «Выжигание по дереву»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья»
РАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей начальных классов ____________/Р.Ш. Кочкарова/ Протокол № 1 от 25.08.2021 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ГБОУ «Казанская школа-интернат им. Е.Г. Ласточкиной» ________________ /М.И.Нарбекова/ от 01.09.2021 г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ «Казанская школа-интернат им. Е.Г. Ласточкиной» _______________/ М.Н. Гафарова/ Приказ № 85 – ОД от 01.09.2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Ручной труд»
для 4 «Б» класса –начального общего образования по варианту 2.3
Николаевой Альбины Ильдаровны.
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от 26.08.2021
2021-2022 учебный год
Внеурочная деятельность «Ручной труд». Выжигание по дереву.
3 класс
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности «Ручной труд» ( вариант 2.3.), разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказов Министерства образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2014., 1599; примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант2.3.); Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида под редакцией К.Г.Коровина, А.Г.Зикеева и др., допущенной министерством образования Российской Федерации Москва «Просвещение» 2006 год и с учетом требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями).
Программа построена с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития умственно отсталых слабослышащих и позднооглохших детей, типичных трудностей, возникающих у них при изучении технологии, и сурдопедагогических путей их преодоления.
Цель:
– формирование интереса к выжиганию по дереву как виду декоративно-прикладного искусства; развитие художественно-творческого мышления обучающихся; обучение умению трудиться с прибором.
Задачи:
Образовательные:
- обучить детей практическим навыкам выжигания;
- освоить с ними технику выжигания;
- научить их соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими средствами и инструментами;
- формировать интерес к техническому творчеству.
Развивающие:
- способствовать развитию у обучающихся логического и образного мышления, внимания, творческих способностей;
- развивать навыки и умения работы с материалами и инструментами, древесиной;
- развивать умения управлять своим поведением, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Коррекционные:
- интегрировать индивида в общество, подготовить к взрослой жизни через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду и людям труда;
- формировать чувство коллективизма;
- развивать волевые качества и усидчивость;
- воспитывать дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца;
2.Общая характеристика учебного предмета
Основными видами деятельности по предмету являются:
знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, отделки;
первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
знакомство со свойствами материалов, инструментами , помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
использование в работе изобразительную деятельность;
знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Описание места внеурочной деятельности в учебном плане
На изучение предмета в 3 классе по внеурочной деятельности «Ручной труд» отводится 34 часа в год (1 час в учебную неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
сформированность умений работать с разными видами материалов и инструментами, выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств
сформированность навыков самообслуживания, организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);
использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических задач.
овладение элементарными умениями и навыками социально-бытовой ориентировки, обеспечивающей формирование конкретных представлений об окружающих предметах и действиях с ними;
сформированность умений и навыков по социально-бытовой ориентировке;
овладение навыками личной гигиены, самообслуживания; развитие умения использовать при ориентировке информацию сохранных анализаторов;
овладение информацией о людях с нарушениями слуха, их социокультурной жизни, достижениях, средствах коммуникации.
овладение посильными умениями использовать словесную речь (в устной и письменной формах) как средства коммуникации в предметно - практической, учебной и элементарной социально -бытовой деятельности(с учетом особенностей психофизического и речевого развития);
овладение полным, осознанным значением слов, обозначающих объект и действия, связанные с ним;
сформированность умения ориентироваться в пространстве; использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения и связной речи, умение составлять вопросы и отвечать на них; формирование навыков трудового сотрудничества со сверстниками.
5.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные
понимание основ своей гражданской принадлежности;
сформированность мотивации к обучению;
развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении (пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и/или имплантом и другими личными адаптированными средствами в разных ситуациях; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости SMS- сообщение и др.);
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела и др);
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
развитие положительных свойств и качеств личности;
готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Предметные:
сформированность умений работать с разными видами материалов ( природным материалом и т.д.);.
сформированность умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
овладение речевыми навыками через практическую деятельность по изготовлению предметов;
овладение полным, осознанным значением слов, обозначающих объект и действия, связанные с ним;
сформированность умения ориентироваться в пространстве; использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения и связной речи, умение составлять вопросы и отвечать на них; формирование навыков трудового сотрудничества со сверстниками
освоение и развитие элементарных умений и навыков социально-бытовой ориентировки, обеспечивающей формирование конкретных представлений об окружающих предметах и действиях с ними;
сформированность умений и навыков по социально-бытовой ориентировке;
овладение навыками личной гигиены, самообслуживания; развитие умения использовать при ориентировке информацию сохранных анализаторов.
6. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вводное занятие – 1 час. Знакомство с правилами внутреннего распорядка. Знакомство с расписанием работы , целями и задачами на учебный год. Инструкция по технике безопасности. Инструменты и материалы, необходимые для занятий.
Древесные материалы – 8 часов. Лес и художественное творчество. Основные породы деревьев лиственных, хвойных. Знакомство с типами древесины, материалом для выжигания. Способы зачистки краёв фанеры. Тщательная шлифовка деревянной поверхности заготовки до чистого гладкого состояния при помощи наждачной бумаги.
Выжигание по дереву – 9 часов. История возникновения выжигания по дереву. Основные приёмы выжигания: зажёги, штриховка, прямолинейное выжигание. Перевод заданного образца на лист бумаги с помощью копировальной бумаги. Перенесение рисунка на деревянную поверхность через копировальную бумагу. Тонировка древесины. Штриховка древесины. Основные узоры. Выполнение обычного и негативного силуэта. Наложение тонов. Практические задания по всем темам раздела.
Декоративно-прикладное искусство – 6 часов. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Хохлома: демонстрация образцов хохломской росписи, история развития, техника, характерные приёмы росписи, последовательность выполнения орнамента на бумаге. Городецкая роспись: история развития, образ животного, птицы. Цветовое решение, основные приёмы Городецкой росписи, кистевой мазок. Матрёшка: создание рисунка сувенира, роспись рисунка. Демонстрация изделий народных промыслов, открыток, образцов .
Обработка заготовки наждачной бумагой. Перевод рисунка на деревянную заготовку. Выжигание орнамента.
Выжигание птиц, животных, насекомых - 10 часов. Беседы по темам раздела. Показ иллюстраций. Подготовка заготовки и шлифовка. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу. Выжигание сюжета изученными способами выжигания. Использование акварельных красок или карандашей для художественного оформления изделия. Покрытие завершенных работ лаком.
Планируемые результаты к концу обучения в 3 классе:
Ожидаемые результаты и их способы проверки.
Ожидаемые результаты апробации общеразвивающей программы заключаются в формировании у учащихся предпосылок УУД.
Предпосылками личностных УУД являются:
умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
формирование познавательной и социальной мотивации;
формирование адекватной самооценки;
формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
формирование способности учитывать чужую точку зрения;
воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)
Предпосылками регулятивных УУД являются:
умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
умение сохранять заданную цель;
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
умение контролировать свою деятельность по результату;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
умение работать по инструкции взрослого;
умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа, игла, роликовый нож, подложка, пинцет, ножницы разного назначения, сантиметр и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.
Предпосылками познавательных УУД являются:
навыки сформированности сенсорных эталонов;
ориентировка в пространстве и времени;
умение применять правила и пользоваться инструкциями;
умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
умение осуществлять классификацию на конкретном предметном материале;
умение выделять существенные признаки объектов;
умение устанавливать аналогии на предметном материале;
умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
умение производить анализ и синтез объектов;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
ориентировка в пространстве и времени;
умение применять правила и пользоваться инструкциями;
умение ориентироваться в книге;
умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
умение находить нужную страницу;
умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
умение пользоваться электровыжигателем (пирографом), применение знаний способов и различных техник выжигания по дереву,
умение использовать дополнительные приспособления, применение различных приемов оформления изделий.
Коммуникативные УУД
Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
Владение невербальными средствами общения.
Предпосылками коммуникативных УУД являются:
потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ориентация на партнера по общению;
умение слушать собеседника.
умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания;
Виды заданий для формирования универсальных учебных действий
Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания:
участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров учащиеся учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у учащихся происходит осмысление полученных знаний и опыта;
творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;
самооценка – учащимся предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других учащихся.
Ожидаемые результаты:
За первый год обучения по данной программе учащиеся должны:
Открыть для себя нравственные и эстетические ценности, которые порождены ритмом ежегодного круговорота в жизни природы и человека;
Научиться понимать свою причастность к вечному циклическому движению природы и бережно относится к ней;
Научиться понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним;
Знать правила по технике безопасности;
Научиться правильно подготавливать деревянные заготовки к работе;
Получить навыки при работе с электровыжигателем;
Овладеть техниками и приемами выжигания по дереву;
Знать основы цветоведения, композиции, подбора и применения инструментов и приспособлений для художественно-творческих работ;
самостоятельно выполнять несложные изделия;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
бережно обращаться с инструментами, оборудованием, приспособлениями.
Тематическое планирование по ручному труду в 3 классе на 2020-2021 учебный год.
Всего:34 часа в учебном году (1 час в неделю)
Резерв: 4 час
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Древесные материалы | 9 |
3 | Выжигание по дереву | 9 |
4 | Декоративно-прикладное искусство | 6 |
5 | Выжигание птиц, животных, насекомых | 10 |
| Всего | 34 |
РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Кол-во уроков | Дата | Тема | Понятия | Характеристика деятельности обучающихся |
1 четверть (8 часов) | |||||
1 | 1 | | Вводное занятие | | Знакомство с расписанием работы , целями и задачами на учебный год. Инструкция по технике безопасности. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. |
2 | 1 | | Основные породы деревьев. | Названия деревьев. Строение дерева: ствол, ветки, листья. | Лес и художественное творчество. Основные породы деревьев лиственных, хвойных. Знакомство с типами древесины, материалом для выжигания. |
3 | 1 | | Обработка и изучение деревянной доски. | Доска, разделочная доска. | Способы зачистки краёв фанеры. Тщательная шлифовка деревянной поверхности заготовки до чистого гладкого состояния при помощи наждачной бумаги. |
4 | 1 | | Свойства материала. | Применение готового изделия на кухне. Разделочная доска. | Тщательная шлифовка деревянной поверхности. |
5 | 1 | | Разметка рисунка. | Рисунок на доске. | Способы нанесения рисунка на деревянной доске. |
6 | 1 | | Разметка рисунка. | Рисунок на доске. | Способы нанесения рисунка на деревянной доске. |
7 | 1 | | История возникновения выжигания по дереву. | Выжигание по дереву. | История возникновения выжигания по дереву. Основные приёмы выжигания: зажёги, штриховка, прямолинейное выжигание. |
8 | 1 | | Основные приёмы выжигания. | Выжигание по дереву. | Основные приёмы выжигания: зажёги, штриховка, прямолинейное выжигание. |
2 четверть (7 часов) | |||||
9 | 1 | | Тонировка древесины. | Тонировка | Тонировка древесины. |
10 | 1 | | Тонировка древесины. | Тонировка | Тонировка древесины. |
11 | 1 | | Штриховка древесины. | Штриховка | Штриховка древесины |
12 | 1 | | Штриховка древесины. | Штриховка | Штриховка древесины |
13 | 1 | | Основные узоры. Техника создания силуэта. | Узоры. | Основные узоры. Выполнение обычного и негативного силуэта. |
14 | 1 | | Индивидуальный выбор рисунка. | Моя работа. | Наложение тонов. Перевод заданного образца на лист бумаги с помощью копировальной бумаги. Перенесение рисунка на деревянную поверхность через копировальную бумагу. |
15 | 1 | | Выжигание выбранного рисунка. | Моя работа. | Практические задания по всем темам раздела. |
3 четверть (11 часов) | |||||
16 | 1 | | Зимние забавы | Зимние забавы | Обработка заготовки наждачной бумагой. Перевод рисунка на деревянную заготовку. Выжигание орнамента. |
17 | 1 | | Зимние забавы | Зимние забавы | Использование карандашей для художественного оформления изделия. |
18 | 1 | | Подарок папе | Мой подарок папе. | Перевод рисунка на деревянную заготовку. Выжигание орнамента. |
19 | 1 | | Подарок папе | Мой подарок папе. | Использование карандашей для художественного оформления изделия. |
20 | 1 | | Подарок маме | Мой подарок маме. | Перевод рисунка на деревянную заготовку. Выжигание орнамента. |
21 | 1 | | Подарок маме | Мой подарок маме. | Использование карандашей для художественного оформления изделия. |
22 | 1 | | Птицы. | Птицы. Сорока, ворона, воробей, синица и др. | Подготовка заготовки и шлифовка. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу. |
23 | 1 | | Птицы. | Птицы. Сорока, ворона, воробей, синица и др. | Использование акварельных красок или карандашей для художественного оформления изделия. |
24 | 1 | | Дикие звери. | Дикие звери. Лиса, белка, заяц, ёж и др. | Выжигание сюжета изученными способами выжигания. |
25 | 1 | | Дикие звери. | Дикие звери. Лиса, белка, заяц, ёж и др. | Использование карандашей для художественного оформления изделия. |
26 | 1 | | Домашние животные. | Домашние животные. Кошка, собака и др. | Подготовка заготовки и шлифовка. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу. |
4 четверть (8 часов) | |||||
27 | 1 | | Домашние животные. | Домашние животные. Кошка, собака и др. | Выжигание сюжета изученными способами выжигания. |
28 | 1 | | Домашние птицы. | Домашние птицы. Петух, курица, гусь, утка и др. | Подготовка заготовки и шлифовка. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу. |
29 | 1 | | Домашние птицы. | Домашние птицы. Петух, курица, гусь, утка и др. | Использование карандашей для художественного оформления изделия. |
30 | | | Насекомые. | Насекомые. Бабочка и др. | Выжигание сюжета изученными способами выжигания. |
31 | | | Насекомые. | Насекомые. Бабочка и др. | Использование карандашей для художественного оформления изделия. |
32 | | | Звери из сказочного мира. | Звери из сказки. | Использование карандашей для художественного оформления изделия. |
33 | | | Звери из сказочного мира. | Звери из сказки. | Покрытие завершенных работ лаком. |
34 | | | Итоговое занятие. Выставка работ. | | |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
1. Кузнецова Л.А. «Технология. Ручной труд». С.-Петербург: Просвещение
2.Художественное выжигание. Н. Т. Цейтлин
3.Чудеса из дерева. Демина И. Г., Смоленск, «Русич», 2001 г.