Методические указания «Умения и навыки, приобретаемые в ходе изучения школьных курсов истории»
Умения и навыки, приобретаемые в ходе изучения школьных курсов истории
В настоящее время уровень развития технологий, а не наличие природных ресурсов, определяет благосостояние стран. В свою очередь, уровень развития технологий напрямую связан с уровнем развития образования. Таким образом, в современном мире интеллектуальный потенциал является самым важным показателем развитости страны.
На современном этапе исторического развития наибольшую актуальность и значимость приобретает задача сохранения, передачи и рационального использования информации. Особое внимание при этом уделяется главной сфере обращения этой информации: образованию. Одним из важнейших школьных предметов является история, которая развивает большое количество умений и навыков, главные из которых:
1) воссоздавать исторические образы;
2) выполнять логические операции, осмысливая теоретический материал, анализировать источники исторических знаний;
3) грамотно излагать свои мысли;
4) работать с картографическим материалом;
5) давать оценку историческим явлениям.
Роль познавательных умений в современном процессе обучения истории очень велика:
1) Во-первых, их формирование является одной из главных целей школьного исторического образования, т. к. на этой основе происходит развитие и совершенствование познавательных способностей учащихся, раскрытие их индивидуальности.
2) Во-вторых, познавательные умения - органичная часть содержания, которой обязаны овладеть ученики для самостоятельного и критического восприятия исторических сведений.
3) В-третьих, познавательные умения — это средство формирования исторических знаний, личностных суждений и мотивированного отношения к прошлому.
4) В-четвёртых, познавательные умения могут выступать и в качестве весомого критерия успешности учения и преподавания.
Познавательные умения, приобретаемые в ходе изучения школьных курсов истории, можно классифицировать по разным основаниям. Анализ структуры умений подводит к их делению на элементарные, простые и сложные, что помогает выделить этапы, соблюсти последовательность и преемственность в формировании учебных действий.
Более сложной является классификация познавательных умений по их содержанию. В самом общем виде их можно разделить на общеучебные и специфические. К первой группе относятся те умения, которые формируются и применяются при изучении всех или большинства предметов.
Общеучебные умения можно разделить на четыре группы:
- учебно-организационные (планирование деятельности, рациональное выполнение заданий, самооценка, режим дня);
- речевые (умение отвечать на вопросы (в том числе и в письменном виде), пересказывать текст, связно излагать, рецензировать);
- учебно-информационные (работа с книгами, справочниками, каталогами и др.);
- учебно-интеллектуальные (мотивация деятельности, логическое осмысление и изложение информации, решение задач, восприятие и воспроизведение, самоконтроль).
К специфическим умениям относятся только те, которые необходимы в обучении конкретному предмету. Внутри этой категории методисты также выделяют несколько видов. Общепринятой и стабильной группой специфических познавательных умений в обучении истории являются хронологические и картографические умения. Они присутствуют в каждой методической классификации, в то время как другие виды варьируются в зависимости от целей школьного исторического образования. В настоящее время умения, которые должны стать одним из значимых итогов школьного исторического образования, разделены на 5 групп:
1) хронологические;
2) умения, связанные с изучением исторических документов;
3) умения, связанные с речевым и письменным оформлением мысли;
4) умения анализировать, интерпретировать, выдвигать версии, делать выводы;
5) умения вырабатывать на основе сделанных выводов оценочные суждения и аргументировать их;
В результате изучения истории на профильном уровне учащийся должен «уметь:
- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
- классифицировать исторические источники по типу информации;
- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для её аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
Потамошнева Наталья Алексеевна