Методические указания «Умения и навыки, приобретаемые в ходе изучения школьных курсов истории»

0
1
Материал опубликован 17 November 2021

Умения и навыки, приобретаемые в ходе изучения школьных курсов истории

В настоящее время уровень развития технологий, а не наличие природных ресурсов, определяет благосостояние стран. В свою очередь, уровень развития технологий напрямую связан с уровнем развития образования. Таким образом, в современном мире интеллектуальный потенциал является самым важным показателем развитости страны.

На современном этапе исторического развития наибольшую актуальность и значимость приобретает задача сохранения, передачи и рационального использования информации. Особое внимание при этом уделяется главной сфере обращения этой информации: образованию. Одним из важнейших школьных предметов является история, которая развивает большое количество умений и навыков, главные из которых:

1) воссоздавать исторические образы;

2) выполнять логические операции, осмысливая теоретический материал, анализировать источники исторических знаний;

3) грамотно излагать свои мысли;

4) работать с картографическим материалом;

5) давать оценку историческим явлениям.

Роль познавательных умений в современном процессе обучения истории очень велика:

1) Во-первых, их формирование является одной из главных целей школьного исторического образования, т. к. на этой основе происходит развитие и совершенствование познавательных способностей учащихся, раскрытие их индивидуальности.

2) Во-вторых, познавательные умения - органичная часть содержания, которой обязаны овладеть ученики для самостоятельного и критического восприятия исторических сведений.

3) В-третьих, познавательные умения — это средство формирования исторических знаний, личностных суждений и мотивированного отношения к прошлому.

4) В-четвёртых, познавательные умения могут выступать и в качестве весомого критерия успешности учения и преподавания.

Познавательные умения, приобретаемые в ходе изучения школьных курсов истории, можно классифицировать по разным основаниям. Анализ структуры умений подводит к их делению на элементарные, простые и сложные, что помогает выделить этапы, соблюсти последовательность и преемственность в формировании учебных действий.

Более сложной является классификация познавательных умений по их содержанию. В самом общем виде их можно разделить на общеучебные и специфические. К первой группе относятся те умения, которые формируются и применяются при изучении всех или большинства предметов.

Общеучебные умения можно разделить на четыре группы:

- учебно-организационные (планирование деятельности, рациональное выполнение заданий, самооценка, режим дня);

- речевые (умение отвечать на вопросы (в том числе и в письменном виде), пересказывать текст, связно излагать, рецензировать);

- учебно-информационные (работа с книгами, справочниками, каталогами и др.);

- учебно-интеллектуальные (мотивация деятельности, логическое осмысление и изложение информации, решение задач, восприятие и воспроизведение, самоконтроль).

К специфическим умениям относятся только те, которые необходимы в обучении конкретному предмету. Внутри этой категории методисты также выделяют несколько видов. Общепринятой и стабильной группой специфических познавательных умений в обучении истории являются хронологические и картографические умения. Они присутствуют в каждой методической классификации, в то время как другие виды варьируются в зависимости от целей школьного исторического образования. В настоящее время умения, которые должны стать одним из значимых итогов школьного исторического образования, разделены на 5 групп:

1) хронологические;

2) умения, связанные с изучением исторических документов;

3) умения, связанные с речевым и письменным оформлением мысли;

4) умения анализировать, интерпретировать, выдвигать версии, делать выводы;

5) умения вырабатывать на основе сделанных выводов оценочные суждения и аргументировать их;

В результате изучения истории на профильном уровне учащийся должен «уметь:

- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

- классифицировать исторические источники по типу информации;

- использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для её аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Максим Алексеевич, заголовок, кажется, не такой планировали?

17 November 2021