Умножение двузначного числа на однозначное
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 73»
(ГКОУ СКОШИ № 73)
117638, г. Москва, Нахимовский проспект, д.6 Телефон: +7 (499) 613-17-22, e-mail: sk73@edu.mos.ru
ОКПО 58105436, ОГРН 1037700047813, ИНН/КПП 7726316374/772601001
Адаптированный дидактический материал по математике
на тему: «Умножение двузначного числа на однозначное»
Толстова Калисия Алексеевна
тьютор
Москва 2024
1. Аннотация
Адаптированный методический сборник по математике составлен с целью создания условий для успешного освоения алгоритма табличного умножения и деления для детей с ЗПР и РАС в начальной школе.
Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания. Поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
Нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности. Поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
Математические задачи являются эффективным средством формирования универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников, к ним относятся:1. Использования начальных математических знаний для объяснения и описания окружающих явлений и процессов, а также оценки их пространственных и количественных отношений.
2. Овладение основами алгоритмического и логического мышления, математической речи и пространственного воображения, пересчета, оценки и наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
3. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения практических и познавательных задач. В данном сборнике содержатся разработанные адаптированные дидактические материалы по темам: «Таблица умножения», «Проверка умножения и деления», «Умножение двузначного числа на однозначное», «Деление с остатком», «Задачи на сравнение», «Цена, количество, стоимость».Методический сборник может быть полезен учителям, тьюторам, дефектологам, работающим в коррекционной школе с детьми с ЗПР и РАС.
Форма занятий – индивидуальная и групповая. Методы — словесный, наглядный, практический.
Дидактический материал является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
2. Содержание
Аннотация …………………………………………………………………. стр.2
Содержание ………………………………………………………………… стр.3
Цели и задачи …………………………………………………………… стр.4.
Описание работы ……………………………………………………………стр.5-6
Приложение …………………………………………………… стр.7
Умножение двузначного числа на однозначное
В отличие от умножения в столбик, умножать двухзначные числа в уме часто дается детям непросто и вызывает большие затруднения и путаницу. Внетабличное умножение требует от ребенка запомнить несколько чисел и несколько действий с ними в определенном порядке. Проблемы с внетабличным умножением кроются в том, что ребенок путается, какое из чисел нужно "разложить", и что на что потом умножать. Многие дети путаются потому, что нужно удержать в голове одновременно слишком много действий и чисел.
Цель: создать условия для успешного освоения алгоритма внетабличного умножения двузначного числа на однозначное с помощью разложения на разрядные слагаемые.
Задачи:
- Закрепление правила умножения двузначного числа на однозначное, сознательное применение его на практике; организовать деятельность учащихся по закреплению понятий: двузначное и однозначное число, разрядные слагаемые.
- Развивать вычислительные навыки, мышление, речь, умение анализировать свою работу;
При объяснении темы «Внетабличного умножения двузначного числа на однозначное» используется метод последовательного раскрытия причинно-следственных связей, идет повторение понятия «Круглые десятки», «Разрядные слагаемые», «Умножение суммы на число», «Таблица умножения» на основе знакового дидактического материала.
Письменное умножение опирается на: запись числа в десятичной системе счисления;
таблицу умножения однозначных чисел; законы сложения и умножения; таблицу сложения однозначных чисел. Поэтому младшие школьники знакомятся с алгоритмом письменного умножения после изучения всех названных понятий.
Применяя знание разрядного состава числа и свойство умножения суммы на число, они могут умножать любое многозначное число на однозначное с помощью устных вычислений.
Описание работы
Изготовила знаковый, цифровой дидактический материал с действиями. Разноцветность нужна для дополнительной «опоры» памяти.
Вот наш пример на умножение.
34 * 2 =
Чтобы выполнить такое умножение, нам нужно разложить двузначное число на разрядные слагаемые.
34 * 2 =
30 +4
Подпишем разрядные слагаемые под двузначным числом – таким же цветом:
34 * 2 =
30 +4
Обозначаем другим цветом второй множитель.
Умножаем десятки. Прикрепляем, что на что умножается, запишем результат тем же цветом, что и первый множитель.
34 * 2 = 30 * 2 +4 * 2 = … + … =
30 +4
Умножаем единицы. Стрелочкой показываем, куда ставим результаты умножения десятка и единицы.
34 * 2 = 30 * 2 +4 * 2 = … + … =
30 +4
Теперь посчитаем сумму результатов умножения, запишем результат тем же цветом, что сам пример:
34 * 2 = 30 * 2 +4 * 2 = 60 + 8 = 68
30 +4
Ответ готов: 68
Теперь эта картинка, разрисованная разными цветами, будет у ребенка перед глазами. Так порядок действий запомнится лучше. Повторяем алгоритм умножения двузначного числа на однозначное.
На оборотной странице:
1. Приучаем мозг «видеть» разрядные слагаемые. Даются примеры для закрепления на «Разложение двузначного числа на разрядные слагаемые» и на «Внетабличное умножение», подписывая разрядные слагаемые под тем множителем, который раскладываем. Смысл в том, чтобы, глядя на двузначное число, ребенок сразу же представлял его, как два разрядных слагаемых. Можно тренироваться до тех пор, пока ученик научится выполнять автоматически.
2. Тренируемся представлять себе десятки и единицы, не подписывая. Теперь, вместо того, чтобы подписывать разрядные слагаемые сверху, будем учиться представлять их, глядя на пример. Можно закрывать десятки пальцем - умножение единиц станет очень наглядным:
- Закрыли десятки рукой;
- Подпишем результат умножения;
- Подписали результат умножения единиц;
- Складываем получившиеся промежуточные результаты - получаем окончательный результат.
Это позволит закрепить в уме «образы», «картинки», помогающие выполнить умножение.
3. А теперь - подрисовываем всё в уме. Наконец предложите ученику при счете ничего не подписывать, не дорисовывать, не закрывать, а просто представить себе, что это делаешь. Пусть мысленно нарисует сначала нолик вместо единиц, а потом мысленно закроет ладошкой десятки. Если вы хорошо потренировались на предыдущих этапах - ему будет несложно это сделать. Решать примеры на внетабличное умножение он будет гораздо быстрее.
Рисунок