Урок математики в 5 классе на тему «Умножение и деление обыкновенных дробей»
Тема урока: Умножение и деление обыкновенных дробей. (Урок закрепления).
Тема: Умножение и деление дробей.
Цель: закрепить ранее изученный материал и научиться его применять
Задачи:
Образовательные:
отработка и закрепление умений и навыков преобразования выражений, содержащих обыкновенные дроби;
обобщение и систематизация знаний для решения задач с помощью обыкновенных дробей;
Развивающие:
учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы;
развивать умение работать группой и самостоятельно.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;
способствовать формированию и развитию культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету;
формировать позитивную психологическую атмосферу в группе.
Тип урока: Урок закрепления
Технология: Проблемно-диалогическая
Ход урока:
1. Орг момент.
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Васильевна. Сегодня урок математики буду вести я.
- Посмотрите на доску. На доске – цитата римского поэта и писателя Петрония Арбитра Гая « Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя».
- Как вы понимаете это высказывание?
-Действительно, что бы мы ни узнавали, чему бы ни учились, всё это мы делаем для себя. Я надеюсь, что с сегодняшнего урока вы тоже многое возьмёте для себя. У вас на столах – вот такой лист самооценки. Вы после каждого выполненного задания будете заполнять его.
2. Актуализация знаний.
- Посмотрите внимательно на слайд. На нём изображено нечто, что нужно и охотнику, и математику, и даже барабанщику? Что же это?
- Верно, дробь.
- Что вы уже о них знаете?
- Какими они бывают? (правильными и неправильными, смешанными)
- У меня в руках пицца. Кто знает, откуда к нам пришло это кушанье?
- Вы, работая в парах, берете кусочек «пиццы» с написанной на обороте дробью, называете ее. Один из вас отвечает на вопрос: правильная дробь или нет (поясняя). А другой ученик в паре называет взаимно обратную дробь для данной.
- (ответы)
- А сейчас вспомним, что мы уже умеем делать с дробями? (складывать, вычитать, умножать и делить; сокращать, находить им взаимно обратные, приводить в смешанный вид и обратно)
- Итак, чем мы будем заниматься на уроке?
(работать с дробями и производить с ними действия, которые умеем)
3. Формулировка темы урока. Постановка цели.
- Верно. Но мы будем работать не со всеми действиями, а с умножением, делением дробей. Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
Умножение и деление дробей.
--Скажите, это новая для вас тема?
(нет)
-Значит, какова наша цель: узнать или закрепить?
(закрепить)
- Верно. Цель нашего урока – закрепить ранее изученный материал и научиться его применять.
- Что же мы должны сделать, чтоб достичь цели?
( повторить, проверить, что знаем, выполнить различные задания)
4. Первичное закрепление
Разберём вместе пример:
10/15=(2∙5)/(3∙5)=2/3
-Головоломка.
Ученики, работая в парах за партой, решают головоломку «Равные дроби»
(задание выполняется по колонкам в парах)
Физкультминутка.
Ребята, давайте отдохнём! Я буду называть дроби, а вы выполнять некоторые движения.
- Если названная дробь меньше 1 – то вы руки опускаете к полу.
- Если дробь больше 1 – то вы руки поднимаете вверх.
5. Применение и добывание знаний в новой ситуации.
- Отдохнули? Сил прибавилось? Но я вам скажу: кто шаньги не ел, тот сил не имел!-Посмотрите на слайд.
Что изображено? (ответы)
-А что такое – шаньга? (ответы)
Да. Конечно, шаньга – это открытый пирожок.
-Как вы думаете, где распространено это кушание? (ответы)
- Фирменными блюдами национальной коми кухни по сей день называют шаньги – открытые пирожки, которые готовятся из ржаного теста с добавлением большого количества начинки (крупяной или картофельной). Это традиционное блюдо часто готовят не только в Коми, распространено оно также в Карелии, в Мурманской и Архангельской областях. Но считается, что в русский язык слово «шаньги» пришло из коми-зырянского и образовано оно от «шондi», что в переводе значит «солнце».
В Коми есть разные виды шанег: «картупеля шаньга» (с картофельной начинкой), «рыська шаньга» (с творожной), шыдöса шаньга (с крупяной).
А)- А сейчас мы будем готовить шаньги. Но для этого мы должны выполнить определённые действия. Действия с дробями.
-Перед вами – рецепт шанег, рассчитанный на 15 человек.
Рецепт ржаных шанег с крупой (рассчитан на 15 шанег)
Для теста: СЛИВОЧНОЕ МАСЛО (1/5 кг), СМЕТАНА (1/5 кг), ПШЕНИЧНАЯ МУКА (1 стакан) РЖАНАЯ МУКА (1 1/2 стакана), СОЛЬ (1/3 ч.л.), РАЗРЫХЛИТЕЛЬ (1/3 ч.л.). | Для начинки: ЯЧНЕВАЯ КРУПА (8 ст.л.), ПРОСТОКВАША (1/2 л.), ЯЙЦО (1 шт.), СМЕТАНА (3 ст.л.). |
-Ваша задача - определить, какое количество ингредиентов будет составлять в 1 шаньге
(ответы)
Б) – Мы выяснили, сколько масла, соли и простокваши нужно для приготовления одной шаньги. А сейчас дайте определим, какое количество ржаной муки необходимо для приготовления 8 шанег.
(Работа, ответы)
6. Контроль усвоения, вывод:
-Даны утверждения, ваша задача – ответить словом «да», если утверждение верно, и словом «нет», если утверждение неверно.
| Нет |
| Да |
| Да |
| Нет |
| Да |
| Да |
| Да |
| Нет |
7.Рефлексия:
Вернёмся к высказыванию, что было в начале урока…
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Римский писатель и поэт Петроний Арбитр Гай
- Что полезного «взяли» для себя?
Вот, ребята, мы испекли с вами шаньги. Сейчас я дам вам по небольшому кусочку шаньги и на нём вы напишете одно слово (то чувство, которое испытываете после урока)
Домашнее задание.
Раскраска по теме «Сокращение дробей» (девочкам и мальчикам разные задания)
Используемые ресурсы:
WWW.KOMI.KP.RU: https://www.komi.kp.ru/daily/27243/4371234/
Раскраски https://worksheets.ru/material/raskraska-ravnye-drobi-8/
технологическая карта урокаDOCX / 3.71 Мб
рецепт (для печати)DOCX / 14.34 Кб
таблица самооценки этапов урока для учениковDOCX / 14.14 Кб
самоанализ урокаDOCX / 18.16 Кб
Ивлиева Наталия Алексеевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Семяшкина Ирина Васильевна
Небрат Елена Александровна
Семяшкина Ирина Васильевна