Урок математики в 5 классе на тему «Умножение и деление обыкновенных дробей»

25
6
Материал опубликован 20 April 2023 в группе

 Тема урока: Умножение и деление обыкновенных дробей. (Урок закрепления).

Тема: Умножение и деление дробей.

Цель: закрепить ранее изученный материал и научиться его применять

Задачи:

Образовательные:

отработка и закрепление умений и навыков преобразования выражений, содержащих обыкновенные дроби;

обобщение и систематизация знаний для решения задач с помощью обыкновенных дробей;

Развивающие:

учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы;

развивать умение работать группой и самостоятельно.

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;

способствовать формированию и развитию культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету;

формировать позитивную психологическую атмосферу в группе.

Тип урока: Урок закрепления

Технология: Проблемно-диалогическая


Ход урока:

1. Орг момент.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Васильевна. Сегодня урок математики буду вести я.

- Посмотрите на доску. На доске – цитата римского поэта и писателя Петрония Арбитра Гая « Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя».

- Как вы понимаете это высказывание?

-Действительно, что бы мы ни узнавали, чему бы ни учились, всё это мы делаем для себя. Я надеюсь, что с сегодняшнего урока вы тоже многое возьмёте для себя. У вас на столах – вот такой лист самооценки. Вы после каждого выполненного задания будете заполнять его.


    2. Актуализация знаний.

- Посмотрите внимательно на слайд. На нём изображено нечто, что нужно и охотнику, и математику, и даже барабанщику? Что же это?


q1681970842.JPG

- Верно, дробь.

- Что вы уже о них знаете?

  • Какими они бывают? (правильными и неправильными, смешанными)
  • У меня в руках пицца. Кто знает, откуда к нам пришло это кушанье?
  • Вы, работая в парах, берете  кусочек «пиццы» с написанной на обороте дробью, называете ее. Один из вас отвечает на вопрос: правильная дробь или нет (поясняя). А другой ученик в паре называет взаимно обратную дробь для данной.
  • (ответы)
  • А сейчас вспомним, что мы уже умеем делать с дробями? (складывать, вычитать, умножать и делить; сокращать, находить им взаимно обратные, приводить в смешанный вид и обратно)
  • Итак,  чем мы будем заниматься на уроке?

(работать с  дробями и производить с ними  действия, которые умеем)

3. Формулировка темы урока. Постановка цели.

- Верно. Но мы будем работать не со всеми действиями, а с умножением, делением дробей. Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Умножение и деление дробей.

--Скажите, это новая для вас тема?

(нет)

-Значит, какова наша цель: узнать или закрепить?

(закрепить)

- Верно. Цель нашего урока – закрепить ранее изученный материал и научиться его применять.

- Что же мы должны сделать, чтоб достичь цели?

( повторить, проверить, что знаем, выполнить различные задания)


4. Первичное закрепление

Разберём вместе пример:

10/15=(2∙5)/(3∙5)=2/3


-Головоломка.

Ученики, работая в парах за партой, решают головоломку «Равные дроби»

 (задание выполняется по колонкам в парах)

p1681971533.JPG


Физкультминутка.

Ребята, давайте отдохнём! Я буду называть дроби, а вы выполнять некоторые движения.

  • Если названная дробь меньше 1 – то вы руки опускаете к полу.
  • Если дробь больше 1 – то вы руки поднимаете вверх.

f1681971641.jpg

5. Применение и добывание знаний в новой ситуации.

- Отдохнули?  Сил прибавилось? Но я вам скажу: кто шаньги не ел, тот сил не имел!-Посмотрите на слайд.


z1681971889.JPG

Что изображено? (ответы)

-А что такое – шаньга? (ответы)

Да. Конечно, шаньга – это открытый пирожок.

-Как вы думаете, где распространено это кушание? (ответы)

- Фирменными блюдами национальной коми кухни по сей день называют шаньги – открытые пирожки, которые готовятся из ржаного теста с добавлением большого количества начинки (крупяной или картофельной). Это традиционное блюдо часто готовят не только в Коми, распространено оно также в Карелии, в Мурманской и Архангельской областях. Но считается, что в русский язык слово «шаньги» пришло из коми-зырянского и образовано оно от «шондi», что в переводе значит «солнце».

В Коми есть разные виды шанег: «картупеля шаньга» (с картофельной начинкой), «рыська шаньга» (с творожной), шыдöса шаньга (с крупяной).

А)- А сейчас мы будем готовить шаньги. Но для этого мы должны выполнить определённые действия. Действия с дробями.

-Перед вами – рецепт шанег, рассчитанный на 15 человек.

Рецепт ржаных шанег с крупой (рассчитан на 15 шанег)


l1681971912.JPG

Для теста:

СЛИВОЧНОЕ МАСЛО (1/5 кг), СМЕТАНА (1/5 кг),

ПШЕНИЧНАЯ МУКА (1 стакан)

РЖАНАЯ МУКА (1 1/2 стакана),

СОЛЬ (1/3 ч.л.),

РАЗРЫХЛИТЕЛЬ (1/3 ч.л.).

Для начинки:

ЯЧНЕВАЯ КРУПА (8 ст.л.), ПРОСТОКВАША (1/2 л.),

ЯЙЦО (1 шт.),

СМЕТАНА (3 ст.л.).


-Ваша задача - определить, какое количество ингредиентов будет составлять в 1 шаньге

e1681972031.jpg

 (ответы)


Б) – Мы выяснили, сколько масла, соли и простокваши нужно для приготовления одной шаньги. А сейчас дайте определим, какое количество ржаной муки необходимо для приготовления 8 шанег.

k1681972177.jpg

(Работа, ответы)

6. Контроль усвоения, вывод:

-Даны утверждения, ваша задача – ответить словом «да», если утверждение верно, и словом «нет», если утверждение неверно.

  1. У правильной дроби числитель больше знаменателя.

Нет

  1. Неправильную дробь можно привести к смешанному виду.

Да

  1. Когда числитель и знаменатель дроби делятся на один и тот же множитель, то дробь сократима.

Да

  1. Если две дроби при умножении дают в ответе 2, то они взаимно обратные.

Нет

  1. Дробь, у которой числитель равен знаменателю, равна 1.

Да

  1. Любое целое число можно представить в виде дроби.

Да

  1. Дробь, у которой знаменатель равен 1, равна самому числителю.

Да

  1. Правильная дробь всегда больше неправильной.

Нет


7.Рефлексия:

Вернёмся к высказыванию, что было в начале урока…

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.

Римский писатель и поэт Петроний Арбитр Гай

- Что  полезного «взяли» для себя?


Вот, ребята, мы испекли с вами шаньги. Сейчас я дам вам по небольшому кусочку шаньги и на нём вы напишете одно слово (то чувство, которое испытываете после урока)


Домашнее задание.

Раскраска по теме «Сокращение дробей» (девочкам и мальчикам разные задания)

         

h1681972370.jpg
для девочек

d1681972386.jpg
для мальчиков

Используемые ресурсы:

WWW.KOMI.KP.RU: https://www.komi.kp.ru/daily/27243/4371234/

Раскраски https://worksheets.ru/material/raskraska-ravnye-drobi-8/


презентацияPPTX / 1.56 Мб


технологическая карта урокаDOCX / 3.71 Мб
рецепт (для печати)DOCX / 14.34 Кб


таблица самооценки этапов урока для учениковDOCX / 14.14 Кб
самоанализ урокаDOCX / 18.16 Кб
Комментарии

Отличный урок! Всё продумано! Спасибо за ваш творческий подход! Отдельное спасибо за шаньгу!

20 April 2023

Спасибо за отзыв, Наталия Алексеевна! Очень приятна Ваша положительная оценка!

20 April 2023

Замечательная разработка, достойная самой высокой оценки! Спасибо, Ирина Васильевна, за выдумку, фантазию и креатив!

20 April 2023

Спасибо за отзыв, Раиса Поликарповна! Всегда рада Вашей оценке!

20 April 2023

Прекрасный урок,дающий не только знания,но и прекрасное настроение. Сама филолог,по Вашему уроку разбирала с сыном тему "Дроби". Благодарю.

22 October

Замечательно, что моя работа Вам помогла) Спасибо за отзыв, Елена Александровна!

23 October