Проект урока по математике в 6 классе на тему «Умножение положительных и отрицательных чисел»
Проект урока по математике в 6 классе на тему:
«Умножение положительных и отрицательных чисел »
Выполнила: Агафонова Татьяна Владимировна
Технологическая карта урока по математике в 6 классе
учителя математики Агафоновой Т.В.
Этап урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащегося | Развиваемые(формируемые) учебные действия | |
Предметные | Универсальные | |||
Iэтап.
Организационный.
Беседа | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки. Аутотренинг.
| Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки. Настраиваются на рабочий лад. | | Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения. Регулятивные: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей. Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
II этап
Актуализация знаний.
Фронтальная работа | Предлагает на устном счете повторить материал по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел», ответить на поставленные вопросы.
Подготовить учащихся к изучению новой темы. После проведения проверки результатов, учащимся предлагается выдвинуть предположение о теме урока, о цели урока. | Выполняют задания устного счета (взаимодействуют с учителем во время устного счета), отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов, информации, выработка собственного отношения к изученному материалу. Выдвигают предположение о теме урока. Записывают тему урока в тетрадь.
| Повторить модуль числа, сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
|
IIIэтап
Планирование действий по достижению цели.
Фронтальная работа. | Выясняет у учащихся, какие качества необходимы им для достижения цели, выполнить работу по достижению цели.
| Перечисляют качества личности: настойчивость, силу воли, дисциплинированность…. Перечисляют действия, которые нужно предпринять для выполнения поставленных задач. Намечают план работы, с помощью каких средств будут выполнять намеченный план. Выполняют практическую работу. | Умение анализировать и делать выводы | Личностные: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование Регулятивные: составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала. Коммуникативные: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения. Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание. |
IV этап Реализация намеченного (изучение нового материала). Работа в группах. | Предлагает поработать в парах, выполнить практическую работу в группах. | Работают по учебнику, формулируют правила, придумывают и разбирают свои примеры. Проговаривают свои предположения, выслушивают варианты одноклассников, делают выводы, применяют полученные знания на практике. | Умение понимать и формулировать правила умножения двух чисел с разными знаками и умножения двух отрицательных чисел применять правила при решении примеров. | Личностные: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества. Регулятивные: Поиск информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция. Коммуникативные: Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение.
Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. |
V этап
Первичное осмысление и закрепление знаний. | Организует работу по составлению алгоритма умножения двух чисел с разными знаками и умножения двух отрицательных чисел. Предлагает выполнить задание на нахождение ошибок в решении примеров. | Выполняют задание на нахождение ошибок в решении примеров. | Умение применять правило умножения положительных и отрицательных чисел при проверке решения примеров. | Личностные: смыслообразовани.
Регулятивные: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. Познавательные: способность к использованию выведенного алгоритма. |
VI этап
Закрепление изученного.
Работа в парах | Организует отработку навыков умножения двух чисел с разными знаками и умножения двух отрицательных чисел №1105 в тетрадях и на доске.
| Выполняют задание, сравнивают с решением на доске, оценивают свое решение.
| Применять правила умножения положительных и отрицательных чисел при решении задач. | Личностные: уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления. Регулятивные: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция. Коммуникативные: Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Познавательные: сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь. |
VII этап
Самостоятельная работа | Предлагает решить самостоятельную работу с последующей самопроверкой | Выполняют самостоятельную работу, выполняют самооценку. | Применять правила умножения положительных и отрицательных чисел при выполнении заданий | Личностные: принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности. Регулятивные: принимать и осуществлять учебную задачу. Познавательные: сравнивать и анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение. |
VIII этап
Домашнее задание. | Объясняет домашнее задание. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации. | Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания. Работают дома с текстом. | Знать правила умножениядвух чисел с разными знаками и умножения двух отрицательных чисел, уметь применять его при решении практических задач. | Личностные: принятие социальной роли обучающегося Регулятивные: Адекватно осуществляют самооценку. Познавательные: Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения. |
IX этап
Рефлексия | Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы. Предлагает осуществить самооценку достижений по предложенному алгоритму. | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы. Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму. | | Личностные: независимость и критичность мышления. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность Познавательные: анализировать степень усвоения нового материала Коммуникативные: выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение. |
Тип урока: урок открытия новых знаний
Предмет: математика
Авторы учебника: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др.
Класс: 6
Учитель: Агафонова Т.В.
Тема урока: «Умножение положительных и отрицательных чисел»
( продолжительность урока 45 мин)
Цель урока:
формирование навыка умножения положительных и отрицательных чисел.
Задачи урока: сформировать навыки умножения положительных и
отрицательных чисел.
Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):
познакомить учащихся с правилом умножения положительных и
отрицательных чисел;
тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;
организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых
умений и навыков;
повторить и закрепить.
Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и
личностных УУД):
содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД):
развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять
взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;
тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и
деятельности своих товарищей.
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, групповая,
индивидуальная.
Оборудование: доска, листы самооценки.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный этап Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». - Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо. Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: (текст на мультимедийной доске) Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится. Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в листе самооценки. (Приложение 1) |
Высказывания детей. Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II.Актуализация знаний. Один ученик заполняет на доске первую таблицу:
Ответы:-5;-30;-1;1;0;-4. Другой ученик заполняет вторую таблицу:
Ответы:-8;-8;-3;-6;-4;6. Что называется модулем числа а ? Чему равен модуль положительного числа? Чему равен модуль отрицательного числа? Чему равен Чему равен Как сложить два отрицательных числа? Может ли при сложении отрицательных чисел получиться ноль? Положительное число? Как сложить два числа с разными знаками? Задание 1. Разделите следующие примеры на две группы. -7 7 По какому признаку вы это сделали? Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно. Откройте тетради и запишите тему урока «Умножение положительных и отрицательных чисел». Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке? Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем - то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока – 0. Оцените одноклассника, записанного в вашем листе, если он принимал участие в определении темы, или цели и задач урока-1 балл, если нет -0 баллов. | Двое учащихся выполняют задания таблиц; остальные отвечают на вопросы; проверка таблиц, заполненных на доске: I вариант проверяет 1-ую таблицу, проговаривают правило; II вариант проверяет 2-ую таблицу, проговаривают правило. В задание 1 разбивают на группы: 1 группа-умножение двух чисел с разными знаками; 2 группа-умножение двух отрицательных чисел. Формулируют тему. Записывают тему урока. Начнем изучать умножение чисел; познакомимся с правилом умножения двух чисел с разными знаками и с правилом умножения двух отрицательных чисел; научимся ими пользоваться. Оценивают себя и одного одноклассника | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Планирование действий по достижению цели. Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы? Для достижения цели, рассмотрим задание 2. Задание 2. Уровень воды во время паводка поднимается на 2 см в час ( изменяется на +2 см). Как изменяется уровень воды в реке за сутки в период её подъёма? Наступил момент, и паводок начал убывать. За час уровень воды изменяется на -2 см. Как изменяется уровень воды за сутки в период её спада? Задание 3. Придумайте ситуацию к примеру 31 Продолжаем оценивать себя и товарища согласно критериям, указанным в листе самооценки. | Сообща. Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый… (+2) (-2) Придумывают ситуации. Оценивают себя и одного одноклассника. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV.Объяснение новой темы. Молодцы. Сейчас вы будете выполнять работу в парах. По учебнику: найдите и сформулируйте правило умножения двух чисел с разными знаками. с помощью правила умножения двух чисел с разными знаками вычислите значения выражений из первой группы, выделенной в задании 1. Обратите внимание, какие из этих примеров имеют равные ответы? Что заметили? Что будет, если знак поменяется у обоих множителей? Что получается в результате умножения отрицательных чисел? Сформулируйте правило умножения двух отрицательных чисел. Проверьте себя по учебнику на стр.191. Вычислите значения выражений из второй группы, выделенной в задании 1. Поработайте в четверках, проговорите правила друг другу, предложите свои примеры другой паре, проверьте правильность решения. Поставьте баллы в лист самооценки.
V.Первичное осмысление и закрепление знаний. Составьте на доске блок – схему вычисления произведения двух чисел. а а и в одного знака ?
ДА НЕТ
Знак «+» Знак «-»
Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать? Поработайте в четверках. Выберите, кто будет выступать от группы. 4
VI. Закрепление полученных знаний Работа по учебнику: выполнить №1102-устно; № 1103 –устно; выполнить № 1105 (а-м) у доски и в тетрадях. | Работа с учебником. Формулируют правило умножения двух чисел с разными знаками. Выполняют практическую работу. При изменении знака любого множителя знак произведения меняется, а модуль остается тот же. В этом случае знак изменяется дважды, то есть результат остается без изменения. Формулируют правило умножения двух отрицательных чисел. Выполняют практическую работу. Работают в четверках, сравнивают формулировки, решают примеры товарищей, оценивают. Проговаривают правила, составляют блок-схему вычисления произведения двух чисел. Ищут ошибки в примерах, объясняют их, выдвигают выступающего от группы, которые выступает у доски. Выставляют баллы. Комментируют с места по образцу: (-4 -5 (-5) и 6 имеют разные знаки, поэтому произведение имеет знак «-». Учащиеся по порядку выходят к доске, решают примеры, проговаривая правила. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Обучающая самостоятельная работа с последующей самопроверкой.
Вы можете записать домашнее задание на выбор не менее двух номеров: п.35 выучить правила. №1143(а-г), 1144 (а,б), задача 1146 и по желанию найти в интернете когда и кем были придуманы отрицательные числа. Оцените выбор домашней работы: 4 балла –выбрали все; 3 балла- выбрали 3 задания из 4; 2 балла – выбрали 2 номера. | Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с ответами, проводят самооценку. Ответы: + + + - + - - + - + - - -39 -63 -740 -31 650 2500 -4,8 -5,6 -5,8 -6,4 -6 -9 4,5 5,1 -6,4 -7,2 4 9 + - Выбирают и записывают домашнюю работу. Оценивают свой выбор домашней работы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX. Рефлексия. В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените пожалуйста своего одноклассника словесно. Послушаем вашу оценку товарища, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание. Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, поднимите зеленую сигнальную карту, если остались непонятными какие-то моменты - желтую сигнальную карту, вообще не усвоили тему, красную сигнальную карту. | Самооценка. Выступают с оценкой одноклассника. Показывают с помощью сигнальных карт степень усвоения материала. |
Приложение 1
Лист самооценки
| Критерии самооценки | Самооценка | Критерии оценки одноклассника | Оценка одноклассника (Ф. И.) | ||
Формулировка темы урока, цели и задач урока | Ясам смог определить тему, цель и задачиурока-2 балла. Я смог определить только тему урока 1 балл. Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов. | | Принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока - 1 балл. Не принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока 0 баллов. | | ||
Выполнение работы для достижения цели. | Я не смог выполнить работу по достижении цели урока – 0 баллов. Я выполнил работу для достижения цели урока- 1балл. | | Не принимал участие в работе по планированию действий для достижения цели урока 0 баллов. Принимал участие в работе по планированию действий для достижения цели урока - 1 балл. | | ||
Работа в группе по изучению нового материала | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | ||
Работа в группе по закреплению правила . | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | ||
Выполнение № 1105 | Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. | | Справился у доски с заданием 1 балл. Не справился у доски с заданием 0 баллов. | | ||
Выполнение самостоятельной работы | За каждый правильно решенное задание -1 балл | |
| | ||
Выбор домашнего задания | 4 балла –выбрали все задания; 3 балла- выбрали 3 задания из 4; 2 балла – выбрали только 2 номера. | | Не оценивается | |
Поставьте себе оценку:
если вы набрали 9-11 баллов - «5»
6 – 8 баллов – «4»
3 – 5 баллов – «3»
Литература
Виленкин Н.Я., Математика: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд.-М.: Мнемозина,2007.
Выговская В.В., Поурочные планы по учебнику. Математика.6 класс / В.В. Выговская,- М.: ВАКО,2008.
Григорьева Г.И, Поурочные разработки по математике в 6 классе: методические рекомендации для учителя / Г.И. Григорьева, Е.И.Астафьева, В.О.Зюба, Р.Ш.Энсани, Г.Н.Куракина-Волгоград: Учитель-АСТ,2003.
Чесноков А.С., Дидактические материалы и контрольные работы по математике для 6 кл./ А.С.Чесноков, К.И. Нешков-М.: Просвещение, 1991.
Смирнова Е.С., Самостоятельные и контрольные работы по математике в 6классе / Е.С. Смирнова -М.: УЦ « Перспектива»,2008.
Козина М.Е., Нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках. Математика. 5-11 кл. / М.Е. Козина, О.М. Фадеева-Волгоград: Учитель, 2006.
Суркова О.П., Тесты по математике. 6 класс. / О.П. Суркова, З.Н. Альхова, О.П. Епифанова-Саратов: Лицей, 2001.
Математика. 6 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. /авт.-сост. Л.П. Донец.-Ярославль: Академия развития, 2011.-128с.-(Государственная итоговая аттестация)
Лист самооценки
| Критерии самооценки | Самооценка | Критерии оценки одноклассника | Оценка одноклассника (Ф. И.) | ||
Формулировка темы урока, цели и задач урока | Ясам смог определить тему, цель и задачиурока-2 балла. Я смог определить только тему урока 1 балл. Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов. | | Принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока - 1 балл. Не принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока 0 баллов. | | ||
Выполнение работы для достижения цели. | Я не смог выполнить работу по достижении цели урока – 0 баллов. Я выполнил работу для достижения цели урока- 1балл. | | Не принимал участие в работе по планированию действий для достижения цели урока 0 баллов. Принимал участие в работе по планированию действий для достижения цели урока - 1 балл. | | ||
Работа в группе по изучению нового материала | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | ||
Работа в группе по закреплению правила . | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | ||
Выполнение № 1105 | Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. | | Справился у доски с заданием 1 балл. Не справился у доски с заданием 0 баллов. | | ||
Выполнение самостоятельной работы | За каждый правильно решенное задание -1 балл | |
| | ||
Выбор домашнего задания | 4 балла –выбрали все задания; 3 балла- выбрали 3 задания из 4; 2 балла – выбрали только 2 номера. | | Не оценивается | |
Поставьте себе оценку:
если вы набрали 9-11 баллов - «5»
6 – 8 баллов – «4»
3 – 5 баллов – «3»
18