Проект урока по математике в 6 классе на тему «Умножение положительных и отрицательных чисел»
Проект урока по математике в 6 классе на тему:
«Умножение положительных и отрицательных чисел »
Выполнила: Агафонова Татьяна Владимировна
Технологическая карта урока по математике в 6 классе
учителя математики Агафоновой Т.В.
Этап урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащегося | Развиваемые(формируемые) учебные действия | |
Предметные | Универсальные | |||
Iэтап.
Организационный.
Беседа | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки. Аутотренинг.
| Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки. Настраиваются на рабочий лад. | | Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения. Регулятивные: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей. Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
II этап
Актуализация знаний.
Фронтальная работа | Предлагает на устном счете повторить материал по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел», ответить на поставленные вопросы.
Подготовить учащихся к изучению новой темы. После проведения проверки результатов, учащимся предлагается выдвинуть предположение о теме урока, о цели урока. | Выполняют задания устного счета (взаимодействуют с учителем во время устного счета), отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов, информации, выработка собственного отношения к изученному материалу. Выдвигают предположение о теме урока. Записывают тему урока в тетрадь.
| Повторить модуль числа, сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
|
IIIэтап
Планирование действий по достижению цели.
Фронтальная работа. | Выясняет у учащихся, какие качества необходимы им для достижения цели, выполнить работу по достижению цели.
| Перечисляют качества личности: настойчивость, силу воли, дисциплинированность…. Перечисляют действия, которые нужно предпринять для выполнения поставленных задач. Намечают план работы, с помощью каких средств будут выполнять намеченный план. Выполняют практическую работу. | Умение анализировать и делать выводы | Личностные: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование Регулятивные: составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала. Коммуникативные: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения. Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание. |
IV этап Реализация намеченного (изучение нового материала). Работа в группах. | Предлагает поработать в парах, выполнить практическую работу в группах. | Работают по учебнику, формулируют правила, придумывают и разбирают свои примеры. Проговаривают свои предположения, выслушивают варианты одноклассников, делают выводы, применяют полученные знания на практике. | Умение понимать и формулировать правила умножения двух чисел с разными знаками и умножения двух отрицательных чисел применять правила при решении примеров. | Личностные: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества. Регулятивные: Поиск информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция. Коммуникативные: Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение.
Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. |
V этап
Первичное осмысление и закрепление знаний. | Организует работу по составлению алгоритма умножения двух чисел с разными знаками и умножения двух отрицательных чисел. Предлагает выполнить задание на нахождение ошибок в решении примеров. | Выполняют задание на нахождение ошибок в решении примеров. | Умение применять правило умножения положительных и отрицательных чисел при проверке решения примеров. | Личностные: смыслообразовани.
Регулятивные: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. Познавательные: способность к использованию выведенного алгоритма. |
VI этап
Закрепление изученного.
Работа в парах | Организует отработку навыков умножения двух чисел с разными знаками и умножения двух отрицательных чисел №1105 в тетрадях и на доске.
| Выполняют задание, сравнивают с решением на доске, оценивают свое решение.
| Применять правила умножения положительных и отрицательных чисел при решении задач. | Личностные: уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления. Регулятивные: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция. Коммуникативные: Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Познавательные: сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь. |
VII этап
Самостоятельная работа | Предлагает решить самостоятельную работу с последующей самопроверкой | Выполняют самостоятельную работу, выполняют самооценку. | Применять правила умножения положительных и отрицательных чисел при выполнении заданий | Личностные: принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности. Регулятивные: принимать и осуществлять учебную задачу. Познавательные: сравнивать и анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение. |
VIII этап
Домашнее задание. | Объясняет домашнее задание. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации. | Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания. Работают дома с текстом. | Знать правила умножениядвух чисел с разными знаками и умножения двух отрицательных чисел, уметь применять его при решении практических задач. | Личностные: принятие социальной роли обучающегося Регулятивные: Адекватно осуществляют самооценку. Познавательные: Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения. |
IX этап
Рефлексия | Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы. Предлагает осуществить самооценку достижений по предложенному алгоритму. | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы. Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму. | | Личностные: независимость и критичность мышления. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность Познавательные: анализировать степень усвоения нового материала Коммуникативные: выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение. |
Тип урока: урок открытия новых знаний
Предмет: математика
Авторы учебника: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др.
Класс: 6
Учитель: Агафонова Т.В.
Тема урока: «Умножение положительных и отрицательных чисел»
( продолжительность урока 45 мин)
Цель урока:
формирование навыка умножения положительных и отрицательных чисел.
Задачи урока: сформировать навыки умножения положительных и
отрицательных чисел.
Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):
познакомить учащихся с правилом умножения положительных и
отрицательных чисел;
тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;
организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых
умений и навыков;
повторить и закрепить.
Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и
личностных УУД):
содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД):
развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять
взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;
тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и
деятельности своих товарищей.
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, групповая,
индивидуальная.
Оборудование: доска, листы самооценки.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный этап Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». - Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо. Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: (текст на мультимедийной доске) Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится. Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в листе самооценки. (Приложение 1) |
Высказывания детей. Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II.Актуализация знаний. Один ученик заполняет на доске первую таблицу:
Ответы:-5;-30;-1;1;0;-4. Другой ученик заполняет вторую таблицу:
Ответы:-8;-8;-3;-6;-4;6. Что называется модулем числа а ? Чему равен модуль положительного числа? Чему равен модуль отрицательного числа? Чему равен ,если a отрицательное число? Чему равен , если в положительное число? Как сложить два отрицательных числа? Может ли при сложении отрицательных чисел получиться ноль? Положительное число? Как сложить два числа с разными знаками? Задание 1. Разделите следующие примеры на две группы. -7 5; -9 ; 6 20 -8 7 -4 15 -9 -5 По какому признаку вы это сделали? Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно. Откройте тетради и запишите тему урока «Умножение положительных и отрицательных чисел». Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке? Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем - то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока – 0. Оцените одноклассника, записанного в вашем листе, если он принимал участие в определении темы, или цели и задач урока-1 балл, если нет -0 баллов. | Двое учащихся выполняют задания таблиц; остальные отвечают на вопросы; проверка таблиц, заполненных на доске: I вариант проверяет 1-ую таблицу, проговаривают правило; II вариант проверяет 2-ую таблицу, проговаривают правило. В задание 1 разбивают на группы: 1 группа-умножение двух чисел с разными знаками; 2 группа-умножение двух отрицательных чисел. Формулируют тему. Записывают тему урока. Начнем изучать умножение чисел; познакомимся с правилом умножения двух чисел с разными знаками и с правилом умножения двух отрицательных чисел; научимся ими пользоваться. Оценивают себя и одного одноклассника | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Планирование действий по достижению цели. Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы? Для достижения цели, рассмотрим задание 2. Задание 2. Уровень воды во время паводка поднимается на 2 см в час ( изменяется на +2 см). Как изменяется уровень воды в реке за сутки в период её подъёма? Наступил момент, и паводок начал убывать. За час уровень воды изменяется на -2 см. Как изменяется уровень воды за сутки в период её спада? Задание 3. Придумайте ситуацию к примеру 31 Продолжаем оценивать себя и товарища согласно критериям, указанным в листе самооценки. | Сообща. Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый… (+2) (-2) Придумывают ситуации. Оценивают себя и одного одноклассника. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV.Объяснение новой темы. Молодцы. Сейчас вы будете выполнять работу в парах. По учебнику: найдите и сформулируйте правило умножения двух чисел с разными знаками. с помощью правила умножения двух чисел с разными знаками вычислите значения выражений из первой группы, выделенной в задании 1. Обратите внимание, какие из этих примеров имеют равные ответы? Что заметили? Что будет, если знак поменяется у обоих множителей? Что получается в результате умножения отрицательных чисел? Сформулируйте правило умножения двух отрицательных чисел. Проверьте себя по учебнику на стр.191. Вычислите значения выражений из второй группы, выделенной в задании 1. Поработайте в четверках, проговорите правила друг другу, предложите свои примеры другой паре, проверьте правильность решения. Поставьте баллы в лист самооценки. V.Первичное осмысление и закрепление знаний. Составьте на доске блок – схему вычисления произведения двух чисел.
а
а и в одного знака ?
ДА НЕТ
Знак «+» Знак «-»
Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать? Поработайте в четверках. Выберите, кто будет выступать от группы. 4 (-4) 4 -4 -3 Не забывайте про самооценку. VI. Закрепление полученных знаний Работа по учебнику: выполнить №1102-устно; № 1103 –устно; выполнить № 1105 (а-м) у доски и в тетрадях. | Работа с учебником. Формулируют правило умножения двух чисел с разными знаками. Выполняют практическую работу. При изменении знака любого множителя знак произведения меняется, а модуль остается тот же. В этом случае знак изменяется дважды, то есть результат остается без изменения. Формулируют правило умножения двух отрицательных чисел. Выполняют практическую работу. Работают в четверках, сравнивают формулировки, решают примеры товарищей, оценивают. Проговаривают правила, составляют блок-схему вычисления произведения двух чисел. Ищут ошибки в примерах, объясняют их, выдвигают выступающего от группы, которые выступает у доски. Выставляют баллы. Комментируют с места по образцу: (-4 одного знака, поэтому знак произведения «+». -5 (-5) и 6 имеют разные знаки, поэтому произведение имеет знак «-». Учащиеся по порядку выходят к доске, решают примеры, проговаривая правила. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Обучающая самостоятельная работа с последующей самопроверкой.
VIII. Домашнее задание. Вы можете записать домашнее задание на выбор не менее двух номеров: п.35 выучить правила. №1143(а-г), 1144 (а,б), задача 1146 и по желанию найти в интернете когда и кем были придуманы отрицательные числа. Оцените выбор домашней работы: 4 балла –выбрали все; 3 балла- выбрали 3 задания из 4; 2 балла – выбрали 2 номера. | Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с ответами, проводят самооценку. Ответы: + + + - + - - + - + - - -39 -63 -740 -31 650 2500 -4,8 -5,6 -5,8 -6,4 -6 -9 4,5 5,1 -6,4 -7,2 4 9 + - Выбирают и записывают домашнюю работу. Оценивают свой выбор домашней работы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX. Рефлексия. В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените пожалуйста своего одноклассника словесно. Послушаем вашу оценку товарища, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание. Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, поднимите зеленую сигнальную карту, если остались непонятными какие-то моменты - желтую сигнальную карту, вообще не усвоили тему, красную сигнальную карту. | Самооценка. Выступают с оценкой одноклассника. Показывают с помощью сигнальных карт степень усвоения материала. |
Приложение 1
Лист самооценки
| Критерии самооценки | Самооценка | Критерии оценки одноклассника | Оценка одноклассника (Ф. И.) | ||
Формулировка темы урока, цели и задач урока | Ясам смог определить тему, цель и задачиурока-2 балла. Я смог определить только тему урока 1 балл. Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов. | | Принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока - 1 балл. Не принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока 0 баллов. | | ||
Выполнение работы для достижения цели. | Я не смог выполнить работу по достижении цели урока – 0 баллов. Я выполнил работу для достижения цели урока- 1балл. | | Не принимал участие в работе по планированию действий для достижения цели урока 0 баллов. Принимал участие в работе по планированию действий для достижения цели урока - 1 балл. | | ||
Работа в группе по изучению нового материала | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | ||
Работа в группе по закреплению правила . | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | ||
Выполнение № 1105 | Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. | | Справился у доски с заданием 1 балл. Не справился у доски с заданием 0 баллов. | | ||
Выполнение самостоятельной работы | За каждый правильно решенное задание -1 балл | |
| | ||
Выбор домашнего задания | 4 балла –выбрали все задания; 3 балла- выбрали 3 задания из 4; 2 балла – выбрали только 2 номера. | | Не оценивается | |
Поставьте себе оценку:
если вы набрали 9-11 баллов - «5»
6 – 8 баллов – «4»
3 – 5 баллов – «3»
Литература
Виленкин Н.Я., Математика: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд.-М.: Мнемозина,2007.
Выговская В.В., Поурочные планы по учебнику. Математика.6 класс / В.В. Выговская,- М.: ВАКО,2008.
Григорьева Г.И, Поурочные разработки по математике в 6 классе: методические рекомендации для учителя / Г.И. Григорьева, Е.И.Астафьева, В.О.Зюба, Р.Ш.Энсани, Г.Н.Куракина-Волгоград: Учитель-АСТ,2003.
Чесноков А.С., Дидактические материалы и контрольные работы по математике для 6 кл./ А.С.Чесноков, К.И. Нешков-М.: Просвещение, 1991.
Смирнова Е.С., Самостоятельные и контрольные работы по математике в 6классе / Е.С. Смирнова -М.: УЦ « Перспектива»,2008.
Козина М.Е., Нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках. Математика. 5-11 кл. / М.Е. Козина, О.М. Фадеева-Волгоград: Учитель, 2006.
Суркова О.П., Тесты по математике. 6 класс. / О.П. Суркова, З.Н. Альхова, О.П. Епифанова-Саратов: Лицей, 2001.
Математика. 6 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. /авт.-сост. Л.П. Донец.-Ярославль: Академия развития, 2011.-128с.-(Государственная итоговая аттестация)
Лист самооценки
| Критерии самооценки | Самооценка | Критерии оценки одноклассника | Оценка одноклассника (Ф. И.) | ||
Формулировка темы урока, цели и задач урока | Ясам смог определить тему, цель и задачиурока-2 балла. Я смог определить только тему урока 1 балл. Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов. | | Принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока - 1 балл. Не принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока 0 баллов. | | ||
Выполнение работы для достижения цели. | Я не смог выполнить работу по достижении цели урока – 0 баллов. Я выполнил работу для достижения цели урока- 1балл. | | Не принимал участие в работе по планированию действий для достижения цели урока 0 баллов. Принимал участие в работе по планированию действий для достижения цели урока - 1 балл. | | ||
Работа в группе по изучению нового материала | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | ||
Работа в группе по закреплению правила . | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | | ||
Выполнение № 1105 | Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. | | Справился у доски с заданием 1 балл. Не справился у доски с заданием 0 баллов. | | ||
Выполнение самостоятельной работы | За каждый правильно решенное задание -1 балл | |
| | ||
Выбор домашнего задания | 4 балла –выбрали все задания; 3 балла- выбрали 3 задания из 4; 2 балла – выбрали только 2 номера. | | Не оценивается | |
Поставьте себе оценку:
если вы набрали 9-11 баллов - «5»
6 – 8 баллов – «4»
3 – 5 баллов – «3»
18