Тест по музыке «Универсальный алгоритм»
Универсальный алгоритм-тест по музыке / К. Ю. Плотников
Целостная диагностика («Универсальный алгоритм-тест») по музыке:
I. Описание и инструкция для тестирующего
1. Назначение – общее и дополнительное музыкальное образование. Любой из вариантов диагностики: а) входящей, б) промежуточной (актуальной), в) итоговой.
2. Содержание: целостное представление направлений реализации предмета «Музыка» по ФГОС ООО («Примерная основная образовательная программа основного общего образования», с. 415– 416) в различных видах музыкально-творческой и музыкально-интеллектуальной деятельности школьника:
- в пении (а),
- в игре на музыкальных (включая элементарные и т. н. инструменты своего тела) музыкальных инструментах (б);
- в т. н. пластическом интонировании (в пластическом движении и при драматизации музыкальных произведений; в);
- через визуализацию и др. формы синестезийного представления художественного образа музыкального произведения (г);
- в теоретических знаниях, позволяющих адекватно анализировать музыку (д),
что, в целом (2а–2д), может быть оформлено путём и оригинального создания, и воссоздания (включая импровизацию на основе освоенных моделей, показ выученного и др.) при представлении музыки конкретных жанров, стилей, тем и пр.
3. Возрастной диапазон тестируемых и тематика теста. Представляемый «Универсальный алгоритм-тест» предполагает разработку модулей для конкретных тем по любой учебной программе в курсе «Музыка» для общеобразовательной школы от 3-го (сначала на уроках, а потом, при возможности, дома, в 1–2 классах выполняются отдельные элементы) до 9-го классов или для определённого раздела отдельной образовательной программы дополнительного образования (к примеру, по сольному вокалу, ансамблю, хору – как народному, так эстрадному или академическому, музыкальному театру, хореографии и пр.). К примеру, по теме «Россия – Родина моя» (при обучении в 3-м классе по рабочей программе на основе УМК и авторской программы по музыке Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной); по теме «Музыка Эдварда Грига» или по теме «Музыкальное путешествие в Италию» (при обучении в 4-м классе по рабочей программе на основе УМК и авторской программы по музыке В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак); по теме «Искусство слышать, искусство видеть» (при обучении в 5-м классе по рабочей программе на основе УМК и авторской программы по музыке В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр, В. А. Школяр); по разделу «Жанровое многообразие музыки» (при обучении в 8-м классе по рабочей программе на основе УМК и авторской программы по музыке Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой) и пр.
4. Формы организации (проведения): индивидуальная, групповая (вплоть до фронтальной).
5. Формы фиксации: а) оптимально – видеозапись (стационарно установленная камера либо смартфон, настроенный на необходимый сектор захвата изображения); б) аудиозапись (диктофон смартфона и т. п.; во время использования этой формы для фиксации показа сектора «Движения» («Моторика») можно к одежде тестируемого прикрепить прищепки-колокольчики, а также – лучше незаметно – сделать несколько фотографий, отображающих особенности пластики, отдельные позы тестируемого); в) менее предпочтительно письменное заполнение тестирующим бланка сразу, во время прохождения тестируемым испытания, а не позже, в процессе просмотра (прослушивания) зафиксированной видео- (аудио) записи пройденного теста. Отдельно отметим, что предлагаемый вариант использования средств ИКТ для проведения диагностики в режиме самодиагностики способствует реализации направления «Создание музыкальных и звуковых объектов» в рамках ФГОС ООО («Примерная основная образовательная программа ООО», с. 215), а также отражает установку новых стандартов на комплексное представление результатов освоения образовательной программы!
6. Рекомендуемое время проведения – от 2-х до 5-ти минут (не включая подготовку).
7. Место проведения – либо на уроке / занятии (фронтальная или групповая форма), либо вне урока (индивидуальная форма; включая самопредставление школьника, где запись осуществляется самостоятельно или с помощью родственников, друзей).
8. Особенности организации и проведения:
а) при подготовке самостоятельного тестирования (записи) самим школьником учитель должен на уроке (занятии, консультации) продемонстрировать 2–3 варианта выполнения теста согласно выданной ученику инструкции-алгоритму (обязательно на примерах других тем, жанров, стилей!);
б) перед осуществлением видео- (аудио-) записи тестирования школьника (школьников) учитель (преподаватель) информирует об этом родителей (других законных представителей ребёнка), получая письменное согласие от них (это удобно делать на родительском собрании в начале учебного года, четверти); после получения разрешения от родителей (с уведомлением администрации) возможно осуществление записи с соблюдением всех этических норм, по возможности, без специального обращения внимания детей на аппаратуру, что позволяет создать более комфортную психологическую атмосферу.
9. Преимущества:
а) универсальность и полнота – назначения (а-1; см. п. 1), содержания (а-2; см. п. 2), модуля реализации (а-3; см. п. 3), формы организации (а-4; см. п. 4);
б) объективность формы фиксации (см. п. 5), включающая возможность многократного обращения к записи (в том числе – с последующим анализом, что позволяет достичь большей объективности субъективной оценки конкретного эксперта и с путём привлечения других специалистом);
в) возможность создания максимального психологического комфорта тестируемому и оптимизация организации рабочего времени учителя при соблюдении регламента времени и выборе наиболее удобного для обеих сторон (обучающегося и обучающего) места проведения тестирования (см. пп. 6–7);
г) удобство хранения и пр. качества оцифрованной информации, что предоставляет возможность формировать общий и индивидуальный банк данных, а также – транслировать такие данные заинтересованным участникам образовательного процесса – родителям школьника, различным специалистам, работающим с ребёнком (подростком), а, главное, – самому тестируемому – для сравнения, рефлексии результатов, показанных ранее (что помогает заметить как существующие проблемы, так и достигнутые продвижения, позволяет простроить траекторию дальнейшего музыкального развития);
д) при переведении в цифровую шкалу (к примеру, во-первых, в 5-бальную систему отметок, принятую в общеобразовательной школе; во-вторых, в процентное отражение максимальной полноты представленности и др.) может использоваться соответственно, во-первых, для дифференцированного (в том числе, через систему накопительного формирования) отражения успеваемости; во-вторых, – для составления, реализации и мониторинга индивидуального образовательного маршрута школьника;
е) предлагаемая открытая форма теста предоставляет шанс (уже на этапе входящего контроля переводя обучающегося в активную позицию по отношению к, может быть, пока не знакомому ему, учебному материалу) и показывает школьнику его возможности по творческому освоению музыки – через пение, игру на музыкальных инструментах, танец, пляску, квази «дирижирование» и пр., визуализацию (в том числе, мимическую и пантомимическую) художественного образа музыкального произведения, сочинение, импровизацию, поиск и отбор теоретического и музыкального материала;
ж) одним из главных достоинств предлагаемого «Универсального алгоритма-теста» является реализация в нём индивидуального подхода, при котором тестируемому предоставляется возможность в соответствии со своими возрастными и др. особенностям
– выбрать:
- и конкретный набор (от 1-го до 5-ти) вариантов представления музыки (ж-1), отражающий его интересы, художественные и творческие предпочтения;
- и доступный, а также – комфортный для него – уровень сложности;
– использовать:
- технические возможности современных средств ИКТ, представленных личными смартфонами (планшетами и пр.; что по материалам нашего исследования, подтверждённых общероссийской статистикой, имеется у 90–94% школьников 3–9 классов), в интересах своего развития, для выполнения учебных задач, переходящих на уровень творчества, в планы саморазвития и самореализации.
II. Инструкция для тестируемого
Тебе нужно представить свои творческие варианты на тему «Музыка …».
Знай, что с каждым выполненным творческим заданием (даже, на чей-то взгляд, не совсем получившимся) ты становишься более опытным, интересным, разносторонне развитым, уникальным человеком.
Ты вправе продемонстрировать от одного (любого) до пяти (А–Д; каждый – логически завершённым фрагментом) вариантов представления данной музыкальной темы:
А) пением (сольным или с подключением других людей; со словами или без; с поддержкой аккомпанемента или акапельно);
Б) игрой на любом музыкальном инструменте (включая инструменты своего тела);
В) в своих движениях (назовём это танцем, хореографическим или театральным этюдом) под соответствующую музыку (исполненную самостоятельно или под включённую фонограмму);
Г) в показе найденных или созданных тобою рисунков, фотографий и прочих иллюстраций (костюмов, макияжа, декораций и пр.);
Д) в теоретических знаниях (об этой музыке, о людях, с ней связанных и пр.).
1. Продумай, что и в каком порядке ты покажешь (можно составить краткий план, прорепетировать).
2. Приготовь смартфон к видеозаписи (установив его так, чтобы твои действия попадали в кадр; либо – попроси сделать видеозапись кого-то из близких тебе людей).
3. Начни видеозапись, назвав её дату, тему и свои имя-фамилию.
4. Выполнив запланированное, проверь видеозапись (если обнаружишь какие-то пропуски или захочешь что-то исправить – сделай запись 2-го дубля, не уничтожая 1-й).
(5.) Прикрепи файл (или 1-й и 2-й дубли) с видеозаписью как домашнее задание по музыке на «Дневник.ру» (можно сохранить копию на флешке).
Спасибо за творчество!
III. Контрольно-измерительный материал
по теме «Россия – Родина моя»
Твоё имя, фамилия: ________________________________________ Дата: ___. ___. _2017_
Запиши (если можешь – на видео; можно – в строке этого листа),
как представить музыкальную тему «Россия – Родина моя»:
А) пением (сольным или с участием других; со словами или без; фрагмент) _____________________________________________________________________________;
Б) игрой на любом (или на нескольких) музыкальном инструменте (включая инструменты своего тела) ______________________________________________________________________;
В) в своих движениях (это можно назвать танцем, хореографическим или театральным этюдом) под соответствующую музыку (исполненную самостоятельно или под включённую фонограмму) ____________________________________________________________________________;
Г) показом созданных (или подобранных) тобою рисунков, фотографий и прочих иллюстраций
____________________________________________________________________________;
Д) в теоретических знаниях (об этой музыке, о людях, с ней связанных и пр.) ____________________________________________________________________________.
Спасибо!
IV. Правильные ответы (вариантное представление)
по теме «Россия – Родина моя»
А) пением – «Гимн России», русские народные песни («Во поле берёза стояла», «Во саду ли, в огороде» и др.), былины («Илья Муромец» и др.), из сочинений русских композиторов (оперы «Иван Сусанин» / «Жизнь за царя» М. Глинки, кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева и др.); популярные в России и известные за её пределами символы русской культуры – «Катюша» (М. Блантера), «Подмосковные вечера» (В. Соловьёва-Седого), «Калинка» (И. Ларионова) и др.; песни народов России (татарские, бурятские, коми, чеченские и др.).
Б) игрой на музыкальных инструментах: колокола (набат, звон); русских народных – ложки, рубель, трещотки, бич, балалайка, домра, гармонь, баян; притопыванием и прихлопыванием в пляске; сыгранной на других инструментах (к примеру, на синтезаторе и др.) русской музыкой и музыкой народов, населяющих Россию.
В) в движениях хоровода, русской пляски (трепак, «Камаринская» и др.), танцев народов России, в искусстве русского балета («Щелкунчик» П. Чайковского и др.), российских мастеров фигурного катания и художественной гимнастики и пр.
Г) К примеру, рисунки и (или) фотографии, изображающие музыкальные и др. символы России (балалайка, берёзка, валенки, блины и др.), разнообразные пейзажи её природы и культурных шедевров (степи и горы, реки и озёра, Московский или Казанский Кремль и др.).
Д) В теоретических знаниях – к примеру, перечисление народов (русских, башкир, ингушей, украинцев и пр.), чья музыка составляет многообразие культуры России; представление имён композиторов–классиков русской музыкальной культуры (П. Чайковского, С. Прокофьева, М. Глинки и др.) и названий их сочинений; имён знаменитых на весь Мир российских музыкантов (Д. Мацуев, В. Спиваков, В. Гергиев, А. Нетребко, А. Архиповский и др.).
На примере этой темы «Россия – Родина моя» показан один из возможных модулей «Универсального алгоритм-теста» в контрольно-измерительном материале (III) и в вариантном представлении правильных ответов (IV).
Вместо многоточия учитель указывает конкретную тему, уже изученную или ту, к изучению которой приступили, соответственного года и плана обучения; к примеру: «Россия – Родина моя», «Музыка Эдварда Грига», «Жанровое многообразие музыки» и пр.