Выступление «Управление конфликтами в классах, учитывающих особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся»
Управление конфликтами в классах, учитывающих особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
Учитель начальных классов МОУ СОШ №2 с.Кочубеевское: Долгополова В.А.
“Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать”(слайд 2)
Г. Тейлор, английский поэт.
Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям.
(Слайд 3)Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов.
(Слайд 4) Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Общение младшего школьника носит непосредственный эмоциональный характер. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение. В свою очередь это приводит к возникновению конфликтов. Это особенно актуально в классах, учитывающих особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся. Во 2 «Н» классе 11 обучающихся, среди них 2 девочки и 9 мальчиков. Класс многонациональный: русские, цыгане, дагестанец. Четверо обучающихся воспитываются в неполных семьях, 6 детей из многодетных семей.
(Слайд 5).Конфликты бывают между учителем и учеником. Их можно классифицировать так:
Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику.
Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснив его мотивы, или сделал необоснованные выводы. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами.
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики. Но в данном классе подобных конфликтов не было.
(Слайд 6). Особую актуальность приобретает проблема формирования опыта взаимоотношений младших школьников в условиях разрешения межличностных конфликтов. Это обусловлено тем, что конфликтные ситуации раннего детства переживаются значительно острее, чем подобные ситуации в отношениях взрослых. Межличностный конфликт - это ситуация, которая характеризуется наличием противоречий между участниками учебно-воспитательного процесса, обусловленных несовпадением целей, мотивов, позиций и ценностей.
Причины конфликтов находятся в прямой зависимости от следующих факторов:
- возрастные особенности младшего школьника;
- специфика организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;
- отношение младших школьников к конфликту, которое включает: понимание термина конфликт, причин возникающих конфликтов, действия в случае возникновения конфликтов.
Изучение причин возникновения межличностных конфликтов во взаимоотношениях младших школьников позволило в самых общих чертах вывить, что таковыми являются: неудовлетворенность потребностей личности в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в группе.
В основном, конфликты детей между собой бывают на почве разноуровневой подготовки ('он умеет читать, а я – нет'), по причине разного возраста одноклассников ('я тебя старше, так что ты вообще помолчи') и – естественно - разного пола (я мальчик – я сильнее). Это очень актуально в моем классе. Для управления и недопущения конфликтов на данной основе, я «наделила» каждого ученика способностью, которая в большей степени присуща только ему одному в данном классе: Настя лучше всех считает, у Матвея лучший почерк, а Сергей грамотнее всех пишет. Полина читает выразительнее всех, Рома – лучший счетовод и т.д.
Но есть еще одна важная проблема, о которой практически не говорят: это разный достаток семей. Это – очень сложный момент. Данная проблема частично решена введением школьной формы.
Для того чтобы целенаправленно внести изменения в конфликтную ситуацию необходимо знать основы управления такой ситуацией. Под управлением конфликтной ситуацией мы понимаем меры, направленные на предупреждение инцидента, а, следовательно, не способствующие переходу конфликтной ситуации в собственно конфликт. Некоторые из используемых мной я уже осветила. Приемов «правильного» управления конфликтной ситуацией не существует, так как стороны добиваются противоположных целей. Но исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. (Слайд 7) Эта схема включает в себя: предотвращение инцидента, подавление конфликта, отсрочка конфликта, разрешение конфликта.
(Слайд 8)Выделяют следующие основные модели управления развитием конфликта:
- Игнорирования конфликта Условия использования: нет достаточных средств для результативного завершения конфликта; конфликтная ситуация не является острой и не требует безотлагательного разрешения; достигнутый результат в данный период может быть негативным.
Результат: 1. стороны получают дополнительное время для концентрации своих возможностей для последующего завершения конфликта; 2. конфликт может быть завершен в процессе развития более актуальной конфликтной ситуации.
Негативные последствия использования: 1. если конфликт требует незамедлительного завершения; 2. один из субъектов может получить негативный результат.
- Соревнования Используется при условиях: у субъектов равные возможности в достижении результата; необходимо быстрое завершение возникшей конфликтной ситуации.
Результат: при наличии конкурентных характеристик в содержании конфликта.
Негативные последствия использования: 1. если необходимо сохранение прочных партнерских отношений между субъектами; 2. если конфликтная ситуация имеет сложный структурный характер.
- Компромисс Используется при условиях: равные возможности субъектов в достижении желаемого результата; заинтересованность в положительном результате; необходимо сохранить партнерские отношения.
Результат: каждый субъект конфликта достигает определенного компромиссного результата; полученный результат в определенной мере и на данном этапе удовлетворяет его.
Негативные последствия использования: 1. компромиссный результат минимально соответствует желаемому результату; 2. субъект вынужден был принять компромиссное решение, но оно его не удовлетворяет и он рассматривает его как временную уступку.
- Уступок Используется при условиях: у субъектов конфликта нет достаточных средств для получения более эффективных результатов; для одного из субъектов конфликта важнее сохранить партнерские отношения; результат завершения конфликта для субъекта не имеет важного значения.
Результат: 1. получение желаемого результата для одного из субъектов конфликта; 2. сохранены партнерские отношения между субъектами.
Негативные последствия использования: кто-то из субъектов согласился на уступку, но имеет отрицательный для себя результат.
- Сотрудничество Используется при условиях: субъекты конфликта не имеют враждебного опыта; заинтересованность во взаимовыгодных партнерских отношениях; есть возможность завершения конфликта взаимоприемлемым результатом.
Результат: 1. взаимовыгодный результат, 2. сохранены партнерские отношения, приобретен положительный опыт сотрудничества.
(Слайд 9)Для формирования у учащихся умения бесконфликтного общения мною были разработаны следующие тематические беседы:
Дружба
Ссоры и мир
Отношение к людям
Ценность каждого
Целью проведения этих бесед стало обучение учащихся способам бесконфликтного общения в классе.
Для предотвращения агрессивного поведения у обучающихся провожу следующие упражнения:
«Коробочка с предложениями». Необходимо дать возможность учащимся высказать свои предложения о том, как правильно вести себя. Поставьте «Коробку с предложениями» на видное место в классе и объявите, что любое предложение будет учтено. Положите рядом стопочку бумажек, чтобы все могли написать свои предложения и бросить в коробку.
«Волшебная подушка». Цель - развивать у детей способности мечтать и ставить свои цели. Надо дать детям почувствовать, что их желания выслушиваются окружающими. Для этого нужна небольшая подушка, чтобы усадить на него одного ученика. Учитель усаживает детей в круг и говорит примерно такие слова: «У меня есть волшебная подушка, и каждый, кто на нее сядет, сможет рассказать нам о своем желании».
«Сказка по кругу». Цель - развитие умения спокойно выслушивать собеседника.
Дети выбирают основную тему для сказки и потом, сидя в кругу, по очереди сочиняют историю. Каждый говорит по две-три фразы и передает эстафету другому. В конце следует провести обсуждение. Понравилась ли сказка? Что вы чувствовали, говоря по кругу? Хотелось ли вам поправить другого «соавтора»? Как это сделать?
(Слайд 10) Педагогическая профессия – одна из самых сложных на Земле (по причине сложности «материала», с которым работает учитель). Она отнимает много интеллектуальных и душевных сил, нервной энергии, времени. Поэтому в целях самосохранения постараемся всячески избегать конфликтов, если в их основе – не помеха делу, а лишь наши эмоции и оценки.
(Слайд 11) Педагогический оптимизм.
Меньше замечаний и раздражающих интонаций, больше приемов, побуждающих к самоанализу и самооценке.
Нельзя воспитывать на крике, приказе и оскорблении. Главный показатель качества воспитания — «непуганые дети».
Недостатки учащихся должны вызывать у педагогов не озлобление, а озабоченность.
Учитель обязан быть щедрым на похвалу и скупым на порицание. Порицание должно звучать оптимистично, включать в себя элементы личного огорчения педагога и его веры в будущие успехи ученика.
Добрыми к детям должны быть и родители.
Надо верить в ученика. Лучше ошибиться в доверии, чем оскорбить детей недоверием.
Индивидуальный подход к трудному ученику.