Домашнее задание в учебной деятельности школьника с особенностями психофизического развития
Домашнее задание в учебной деятельности школьника
с особенностями психофизического развития
Одним из элементов образовательного процесса в современной педагогике является выполнение домашнего задания учащимися с особенностями психофизического развития. Домашняя работа является таким видом внеаудиторной деятельности, при котором школьники выполняют учебные задания, способствующие усвоению знаний, формированию познавательной активности и самостоятельности. Содержание домашней самостоятельной деятельности может быть непосредственно связано с учебным процессом или дополнительным образованием, также с социально-творческой деятельностью учащихся, их самообразованием.
Отличительными особенностями домашней работы являются:
- выполнение задания без непосредственного участия учителя;
- возможность ученика определять своё домашнее задание;
- выполняется во внеурочное время;
- достаточный временной интервал для подготовки;
- большой выбор информационных источников;
- самостоятельная организация своей деятельности;
- возможность прибегнуть к помощи взрослых.
Домашняя работа, как структурный элемент образовательного процесса, выполняет ряд функций, таких как:
- усвоение и закрепление программного материала;
- повышение качества предметных результатов школьников;
- формирование и развитие навыков самостоятельной работы, творческой деятельности;
- формирование и развитие навыков самообразования.
Целевая направленность домашней самостоятельной работы предопределяет её вид. Для учащихся с особенностями психофизического развития применимы следующие виды домашних заданий:
- обязательные - имеют одно и тоже содержание для всех учеников, которое задаётся учителем;
- фронтальные - задания одинакового содержания, которые предлагаются для выполнения всем учащимся одновременно;
- индивидуальные - задаются отдельным учащимся с учётом их индивидуальных особенностей и уровнем сформированности познавательных мотивов;
- дифференцированные - задания, ориентированные на разные уровни усвоения программного материала;
- опережающие - предшествуют изучению новой темы;
- рекомендованные - задания, рекомендованные учителем, но выполняются по желанию ученика;
- творческие - задания, в результате которых ученик создаёт собственный продукт интеллектуальной деятельности (устный или письменный текст, схемы, результаты моделирования, взаимодействия с предметами окружающего мира и др.)
- инициативные - такие задания учащийся (группа, класс) определяет сам, учитель оказывает необходимую направляющую, организующую помощь;
- интегрированные - задания, привлекающие для выполнения содержание разных учебных предметов;
- отсроченные - срок выполнения таких заданий может составлять от одной недели до нескольких месяцев и зависит от объёма и содержания выполняемой работы.
Определение вида домашнего задания учителем обусловлено особенностями урока и целями домашней работы. Так с целью усвоения учебных программ используются фронтальные, опережающие, дифференцированные виды домашних заданий. Для закрепления и углубления пройденного материала, повышения прочности предметных умений применимы фронтальные, индивидуальные, дифференцированные, рекомендованные домашние задания. Созданию условий для проявления и развития самостоятельной деятельности учащихся способствуют интегрированные, творческие, индивидуальные, отсроченные виды домашних заданий. Развитию творческой (проектной, исследовательской) деятельности способствует выполнение инициативных, рекомендованных, индивидуальных, интегрированных, отсроченных видов домашних заданий. Для создания условий индивидуального образовательного маршрута учащегося целесообразно применение опережающих, рекомендованных, инициативных и индивидуальных видов домашних заданий.
При выполнении домашних заданий для учащихся с особенностями психофизического развития рекомендуется наличие организованного стационарного учебного места. К выполнению домашней работы учащимся следует приступать по восстановлению необходимого уровня работоспособности после окончания уроков, делать произвольные перерывы во время подготовки, физкультпаузы длительностью 3-4 мин. Совокупная продолжительность выполнения домашних заданий не должна превышать максимально допустимое время самоподготовки, указанное в нормативно-правовых актах по каждой возрастной категории учащихся в отдельности.
Объём обязательного домашнего задания должен быть не более того объёма материала, который был изучен на уроке.
Объём обязательного письменного задания должен быть не более трети, выполненного на уроке.
Количество творческих и интегрированных домашних заданий ограничивается в связи с трудоёмкостью и временными затратами. Во 2-4 классах допустимо 1 творческое задание в месяц, в 5-7 классах - 2 творческих и 1 интегрированное задание, в 8-9 классах - до 3 творческих и до 2 интегрированных домашних заданий в месяц.
Для исключения перегрузки учащихся вследствие большого количества заданий подобного плана, учителям, работающим в одном классе, необходимо предварительно согласовывать сроки и объём таких заданий друг с другом.
Домашние задания должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям учащегося с ОПФР, быть посильными для выполнения.
Информирование учащихся о выполнении домашнего задания учитель осуществляет на разных этапах учебного процесса. В конце урока рекомендуется задавать задание, направленное на усвоение материала урока. Задание, позволяющее закрепить какой-либо навык целесообразно задавать сразу после выполнения упражнений, направленных на его выработку. Домашнее задание, контролирующее знания учащихся можно предъявлять в начале урока.
Предоставление домашнего задания должно сопровождаться инструктивным комментарием учителя, в котором отражается содержание работы, форма и сроки выполнения, критерии оценки. Например:
- выполнить задание таким же способом, как выполняли в классе;
- объяснить и показать выполнение задания на 1-2 примерах (для иного, чем на уроке, способа выполнения задания);
- пояснение наиболее трудных сторон задания;
- указание конкретных критериев, которым должно соответствовать задание;
- указание относительно методов выполнения задания или его части (при решении задач, выполнении учебно-практических заданий).
Для выполнения сложных домашних заданий учителю рекомендуется предоставлять учащимся памятки по выполнению работ. Приветствуется выполнение домашнего задания по предложенному алгоритму или схеме.
Домашнее задание учитель фиксирует на доске и в электронном классном журнале. Его формулировка должна быть краткой и конкретной. Желательно, чтобы ученик озвучил это задание.
Для создания ситуации успеха при подборе домашних заданий учителю необходимо учитывать особенности отдельных категорий учащихся с ОПФР, такие как: низкий уровень активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная способность к приёму и переработке информации, недостаточная сформированность умственных операций, отставание в речевом развитии и развитии мелкой моторики рук, неустойчивость внимания, ограниченный объём памяти, сниженная прочность запоминания учебного материала, затруднения в пространственной ориентировке.
Подведя итог вышесказанному, отмечу, что обоснованный подход к выбору домашнего задания способствует увеличению прочности и объёма усвоения учебной информации, позволяет реализовывать ученику творческие способности, развивает навыки самоорганизации и самоконтроля деятельности учащегося.
Домашнее задание для ученика с ОПФР
DOCX / 10.38 Кб