Упражнения на основе текста по развитию речи в 6 классе

20
0
Материал опубликован 22 June 2023 в группе

Пояснительная записка

Автор

Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, учитель высшей категории.


Название

Упражнения на основе текста по развитию речи в 6 классе.


Целевая аудитория

Учащиеся шестого класса.


Цель

Закрепить и расширить основные речеведческие понятия о тексте, типах текста и стилях речи, совершенствовать умение составлять план, сжато пересказывать текст.

Основные лингвистические понятия

Тип текста, стиль речи, тема текста, синонимы, лексическое значение слова, морфемная структура слова, морфология, синтаксис, однородные члены предложения, сложное предложение, простое предложение, спряжение глаголов.


Развитие речи

План текста, сжатый пересказ, умение определять тему текста, определять тип текста и стиль речи, использовать в письменной речи различные тропы.


Формы работы учащихся

Индивидуальная, парная, фронтальный опрос, самостоятельная работа, домашнее задание, взаимопроверка.

Источники информации

1.К.М.Симонов. «Малышка». https://skazki.rustih.ru/konstantin-simonov-malyshka/

2.https://www.artmajeur.com/medias/hd/a/n/andrey-yakovlev/artwork/13578863_8n5a3967-1.jpg

3.https://cs2.livemaster.ru/storage/17/9a/00b72951595b92962d760f6d88qa--vintazh-safargalin-medsestra-1975-god.jpg





Летучка тронулась. Сегодня с полудня дождь перестал, и дороги с чуть подсохшей грязью были особенно скользкие. На рытвинах летучка, как утка, переваливалась с боку на бок, вылетала из колеи и подпрыгивала с треском, который больно отдавался в ушах Малышки. Она чувствовала, как в этот момент в кузове раненых приподнимало в воздух и ударяло о дно машины. Один раз она сама чуть не свалилась на ухабе.

К хуторку, где располагался санбат, подъехали уже перед самой темнотой. Малышка, соскочив с подножки, подбежала к знакомой хате, но около хаты, к ее удивлению, не было заметно обычной суеты. Ей сказали, что медсанбат уехал.

Она снова стала на подножку, и машина двинулась. Было уже совсем темно. До госпиталя осталось еще двадцать километров. Пошел дождь. Дорога становилась все хуже и хуже. Где-то далеко слева виднелись вспышки орудийных выстрелов. Мотор два раза глох, шофер вылезал и возился с карбюратором. Малышка не слезала. Во время этих остановок ей казалось, что вот так, как сейчас, она продержится, а если слезет, то онемевшие пальцы совсем откажут ей. По ее расчетам, машина уже проехала километров пятнадцать, когда начался дождь. Ветер дул навстречу, и косой дождь валил, заливая лицо и глаза. Ей много раз казалось, что вот-вот она свалится.

Наконец они добрались до села. Когда шофер выключил мотор, Малышке почудилось что-то недоброе в той тишине, которая стояла в селе. Она соскочила с машины и побежала к дому, где помещался госпиталь. Около дома стояла доверху груженная полуторка, у машины возились двое красноармейцев, пытаясь еще что-то втиснуть в кузов. Они сказали, что госпиталь уехал час назад.

Малышка побрела к летучке. Пять минут назад ей казалось, что вот-вот сейчас все это кончится, сейчас они приедут: еще пригорок, еще поворот, еще несколько домов, и раненые будут уже в госпитале. А теперь еще сорок километров - еще столько же, сколько они проехали.


Выполните задания

Внимательно почитайте текст про себя. Подготовьтесь к чтению вслух. Какое настроение вы передадите при чтении?

2. К какому стилю относится текст? По каким признакам вы это поняли?

3. Назовите основной тип текста, представленный в первом абзаце.

4. Составьте план текста.

5. О каком времени идет речь в тексте?

6. Объясните лексическое значение выделенных слов.

7. Почему медсестра Малышка «побрела» к летучке? Подберите к слову синонимы и ответьте, почему автор выбрал именно это слово?

8. Перескажите текст, передав основное содержание каждого абзаца.

9. Подчеркните грамматические основы во всех предложениях первого абзаца. Объясните устно постановку знаков препинания.

10. Какие черты характера медсестры Малышки вы отметите, прочитав текст?

11. Ответьте, используя материал текста, письменно на вопрос «Почему война-это страшное слово»? Используйте цитирование, пересказ и иллюстрации картин известных художников. Объем ответа 30-50 слов.

t1687459976aa.jpg

А.Яковлев. Подвиг медсестры.

t1687459976ab.jpg

А.Сафаргалин. Медсестричка





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.