Учебный материал «Упражнения по формированию смыслового чтения»
Упражнения по формированию смыслового чтения в 1 классе
Задания на уровне слова: Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМРЯБИНА
Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод
Вставь гласную, чтобы получилось слово: грд, млк, мрз, млтк
Сложить слово из перепутанных букв касоаб – собака
Прочитайте пословицу правильно Здоровому - грач не нужен. Лес рубят – кепки летят. Слезами морю не поможешь. Старый круг лучше новых двух. Ус - хорошо, а два лучше. Труд кормит, а пень портит.
Логические упражнения: Логические упражнения: 1.Что общего в словах и чем они различаются? Мел – мель, мал – мял, мыл – мил. 2.Назови одним словом. Чиж, грач, сова, ласточка, стриж; Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли; Липа, береза, ель, сосна; Зеленый, красный, синий, желтый; Лошадь, корова, свинья, овца; Шарф, варежки, пальто, кофта.
3.Какое слово лишнее и почему? Красивый, красный, синий, зеленый; Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр; Лук, морковь, огурец, яблоко; Гриб, ландыш, ромашка, василек.
4. Чем похожи следующие слова? Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан. 5.Путем перестановки букв составь слово. У к л б о; с н о а с; у п к с.
6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог. Колос, рота, ваза; Кора, лото, боксер; Молоко, нерест, тарелка. 7.Составь новое слово, взяв у каждого второй слог. Змея, рама; Пуговица, молоток, лава; Укор, бузина, тина; Поворот, пороша, канава.
8.Составь новое слово, взяв последний слог. 8.Составь новое слово, взяв последний слог. Мебель, ружьё; Соломка, пора, мель; Лиса, бельмо, полёт; Смола, слеза, берет.
9.Найди четвёртое слово Песня – композитор; самолет - ? аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель; Школа – обучение; больница - ? доктор, ученик, лечение, учреждение, больной; Нож – сталь; стул -? вилка, дерево, стол, пища, скатерть; Лес – деревья; библиотека - ? город, здание, библиотекарь, театр, книги.
10.Раздели слова на группы. Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец; Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол; Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб. 11.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова. Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик. Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.
12.Какие буквы, слог, слово лишние. 12.Какие буквы, слог, слово лишние. а у р о ы ма ра ла ны та река, речка, ручей, ручка, ручеек
Игры со словами Игры со словами 1. Найди слово в слове Гроза шутка ярмарка
2.Подбери пару 2.Подбери пару Песня практичный Площадь примерный Подруга прилежный Почтальон праздничный Подарок полосатый Полотенце полотняный Портфель прекрасный Парикмахер приятный
3.Закончи предложение. 3.Закончи предложение. По утрам у Айболита лечат зубы: З б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы, о ы б б р. 4.Шарады. Начало – голос птицы, Конец – на дне пруда. А целое в музее найдете без труда. (Картина)
Работа с деформированным текстом, неоконченными рассказами. Работа с деформированным текстом, неоконченными рассказами. 1.Составь текст. 2.Составь предложения. В школе Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок. 3.Закончи рассказ. Забота о птицах. Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут корм…
Найди лишнее слово: Найди лишнее слово: Шляпа шляпа шляпы шляпа Стол столб стол стол Дом дом дом ком Галка палка палка палка Лапа лапа лапа липа Попал пропал попал попал Мишка Мишка Миска Мишка ПРЯМО ПРЯМО ПРЯМО КРИВО ПРЯМО
Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом: Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом: поСКАкаЛи взлеТЕЛ БРЫЗгаЛИ ПРОкриЧАли