Статья «Методы формирования смыслового чтения при семантической дислексии»

1
0
Материал опубликован 2 February 2020 в группе


«Методы формирования  смыслового чтения при семантической дислексии»



Цель:систематизация методов и  приемов формирования смыслового чтения при семантической дислексии на логопедических занятиях.

Задачи:

-продемонстрировать разнообразные методы формирования смыслового чтения;

- сделать анализ влияния данных методов на достижение метапредметных результатов, обозначенных ФГОС основного общего образования;

-поиск путей повышения мотивации обучающихся к чтению художественных произведений.

В специальной коррекционной школы-интерната для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи реализуется основная образовательная программаначального общего образования, разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования, которыйпредполагаетовладение обучающимися навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

Большинство обучающихся с тяжелыми нарушениями речи имеют парциальное расстройство навыка чтения - «дислексию», сопровождающееся синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Одним из видов нарушения чтения является семантическая дислексия. Она проявляется в непонимании или недопонимании смысла прочитанного, при этом технически процесс чтения осуществляется правильно. Проблеме преодоления дислексии у детей  посвящены монографии Р.И. Лалаевой, работы А.Н. Корнева, И.Н. Садовниковой. Но, вместе с тем, данная тема остается недостаточно разработанной ввиду полиморфности и значительной распространённости дефекта.

Несмотря на то, что многие виды дислексий корригируются квалифицированными специалистами в дошкольных учреждениях, обучающиеся продолжают испытывать определенные трудности при работе с текстом: без помощи учителя не определяют идейного замысла произведения, не понимают семантику фразеологизмов, выражают недоумение при чтении текстов с такими типами композиции как «художественная инверсия», «рамка в рамке», не осознают эмоционального состояния персонажей и другие.

При формировании смыслового чтения обучающихся с тяжелым нарушением речи при семантической дислексии можно выделить следующие проблемы:

бедность словарного запаса; нарушения лексико-грамматического строя речи; отрицательное отношение к процессу чтения;нарушения пространственных представлений; недостаточность таких психических функций, как внимание и память.

Для расширения и уточнения лексики, подготовки к продуцированию речевых поступков, становления языковой личности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи необходимо применение адаптированных технологий, специальных методов формирования смыслового чтения.

Технология формирования смыслового чтения - это трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми текста до чтения, в процессе чтения, после чтения.

Работа с текстом делится на три этапа: предтекстовый, текстовый, послетектовый.

Логопедическая работа по коррекции семантической дислексии также проводится в трёх направлениях: развитие слогового синтеза, расширение и уточнение лексики, развитие грамматического строя речи.Работу по развитию синтеза слогов интегрирую с предтекстовой деятельностью. Во время чтения текста восполняем пробелы в развитии лексико-грамматических средств языка. На послетекстовом этапе совершенствуем построение связного высказывания.

Постараюсь продемонстрировать использование данных приемов на небольшом рассказе Е.Каменевой «Конь на крыше» из пособия для логопеда «Логопедические занятия»,автор Н.Г.Андреева,под редакцией профессора Р.И.Лалаевой.

Работу с текстом до чтения интегрирую с работой по развитию слогового синтеза.

В логопедической работе собучающимися основной школы не оставляю без внимания развитие дыхания, контроль артикуляции, дикции, выразительности. Одним из самых эффективных методов считаю применение слоговых таблиц.Слоговые таблицы составляю для каждого текста. Задания могут быть следующими:

Прочти таблицу по строчкам, по стрелкам, сделай паузу перед чтением слова. Прочти ключевые слова, выделяя голосом ударный слог, поставь вопросы к выделенным словам, подумай о значении слов.

Прочти название текста. Предположи о чем будет текст.

Работа с таблицами способствует: развитию техники чтения; закреплению слоговой структуры слов; расширению поля зрения; развитию концентрации внимания;развитию умения антиципации, то есть умения прогнозировать содержание текста.

«Образное мышление» дислексиков и «клиповость восприятия» подрастающего  поколения – факты, на которых должна быть построена  «визуальная коммуникация» логопед - ребенок.

Визуализация - это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.

Главная задача педагога на предтекстовом этапе: вызвать у ребёнка желание, возбудить интерес к предстоящему прочтению, создать атмосферу радостного ожидания встречи с произведением и его героями.

Эффективным приемом мотивации к чтению является «Буктрейлер». Это сравнительно новый жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное искусство, электронные и интернет-технологии.Как правило, это короткое видео, которое в свободной форме повествует о произведении. Такие ролики создаются с целью пропаганды чтения, а также для повышения интереса к книгам. Их можно сравнить с трейлерами к кинофильмам.

Коррекция семантической дислексии предполагает углубленную работу по расширению активного словаря ребенка. Школьник должен знать не только названия предметов, явлений, их действий и признаков, но и понимать, какое значение несут данные понятия.

Для определения лексического значения слов использую упражнения: подбери синонимы, найди в толковом словаре и т.п.

Как инструмент для структурирования идей и проведения мозговых штурмовиспользую прием визуализации«Интеллект-карта» - графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. В работе применяю различные формыинтелект-карт: карта мыслей, ассоциативная карта, mindmap.

Работа с текстом во время чтения сочетается с коррекцией лексико-грамматического уровня речевого развития.

На этом этапе ставятся цели понимания текста, создания его читательской интерпретации, развития лексико-грамматических средств языка.
Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

При первичном восприятии текста использую прием визуализации  «Скрайбинг», от английского scribe – набросать эскизы или рисунки. Это процесс визуализации сложного смысла простыми образами, при котором  зарисовка образов происходит в процессе донесения информации.

Главное в скрайбинге – эффект параллельного следования: голосовое сообщение последовательно сопровождается набросками и зарисовками, нередко и текстовой записью опорных понятий.

Особенность скрайбинга, по сравнению с другими способами донесения сложной информации, в том, что он одновременно задействует слух, зрение и воображение человека.Когда зарисовка простых образов происходит  в процессе донесения информации, человек её не только лучше понимает, но и запоминает.

После прочтения текста учителем обучающиеся выполняют самостоятельное «жужжащее» чтение, «чтение с пометками», выделяя непонятные слова.

На этом этапе происходит уточнение значений слов и обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, так и в процессе развития умения пользоваться различными способами словообразования,  развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями.

Разнообразить многократное чтение, необходимое обучающимся-дислектикам, помогают упражнения «Буксир», «Ловушка», «Кто быстрее», «Голова и хвост», «Задай вопрос товарищу», «Бегущая лента».

Упражнение «Буксир»:  учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, либо про себя, стараясь успеть за учителем. Учитель останавливается, дети должны продолжить чтение.

Упражнение «Голова и хвост»: учитель начинает читать предложение, ученики быстро находят и дочитывают его до конца.

«Бегущая лента»: через отверстие в карточке протягивается полоска, где написаны слова, предложения. Надо успеть их прочитать.

Работа с текстом после чтенияи совершенствование навыков построения связного высказывания.

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом, установление связности и последовательности высказывания, отбор языковых средств.

Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.Виды работ: «Отношения между вопросом и ответом», «Тайм-аут», «Проверочный лист», «Вопросы после текста», «Синквейн», «Бортовой журнал», «Шесть шляп мышления».

На этапе осознания применяю технику «Таймлайн». Этовременная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Используется при работе с биографией или творчеством писателя, формирует у обучающихся системный взгляд на исторические процессы, помогает структурировать тексты.

Понимание прочитанного ведется с опорой на картинку: определите темутекста и покажитеэтот предмет на иллюстрации.Докажите, что это текст и расположитесюжетные картинки по порядку.Определите тип текста и разделите его на части по данному плану(План:1.Конь на крыше. 2.Помощник человека. 3.Золотой конь).Назовите опорные слова каждой части (в старину, украшали, помощником; крестьянину, пахать, сеять, служил, ездили, перевозили, не было бы, почтовые, вести, помогал русскому воину,выносил раненого хозяина, спасал; на крыше, прольёт,  станет, поднимает, гордится). Выделите основную мысль или тезис.Прочтите предложения, которые содержат объяснения или доказательства тезиса. Разделите вторую часть текста «Помощник человека»  на микротемы.Работая  в парах, ребята  находят  факты – доказательства того, чтоконь помогает человеку в разных жизненных ситуациях, оформляют варианты своих предложений обобщенными понятиям –например, конь помогает на земле, на транспорте, на почте, на войне или земля, транспорт, почта, война.Слова глагольного ряда (украшали, пахать, сеять, ездили, перевозили, помогал, спасал, прольёт, гордится)расположите в логической последовательности в соответствии с текстом, распределите глаголы на три группы, согласно составленному плану текста.

«Инфографика» - это графический способ подач информации, данных и знаний.Принципы: содержательность, смысл, легкость восприятия, аллегоричность.Формы: таблицы,  диаграммы, графические элементы.

Создаем «Буктрейлер» после прочтения текста. Строим связное высказывание, т.е. пересказываем содержание текста. Ребята с увлечением работают над бумажными версиями «трейлеров»: диафильмами, книжками-малышками. Большое удовольствие доставляет ребятам озвучивание настоящих видео роликов.

В логопедической работе стараюсь воздействовать на слуховые, зрительные, тактильные анализаторы детей, вызывая у них различную гамму чувств. Для продуктивной работы важно иметьжелание понять и запомнить информацию, осознание  (личностный мотив), яркие впечатления, хорошее внимание.

Провожу мониторинг входящий, текущий, итоговый. Отслеживаю динамику индивидуальных достижений каждого обучающегося. Интеграция методов формирования смыслового чтения и работы по коррекции семантической дислексииэффективна, дает положительный результат.

Изучение художественного произведения основывается, прежде всего, на знаниях текста. Показателем того, что учащиеся поняли художественное произведение, будет, прежде всего, художественный пересказ текста, выразительное чтение, иллюстрирование и другие виды творческих работ.

Данный опыт использования методов и  приемов визуализации при работе по смысловому чтению можно использовать и полностью, и частично, как опытным, так и начинающим учителям-логопедам и учителям литературы.

Искренний и глубокий интерес к  представленным методам позволит учителю-логопеду переосмыслить систему заданий, окрасив её творческим отношением. Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С.Лупана: «Привить ребенку интерес к чтению – лучший подарок, который мы можем сделать».


Библиография

1. Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. М.: «Академия», 2002. 176 с.

2. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб.: «Союз», 2002. 224 с.

3. Светловская. Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением приобучению младших школьников чтению. Журнал «Начальная школа» №4,2005, с.15

4. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма.-М.:АРТИ, 2007.- 360с.

Комментарии
Комментариев пока нет.