Сценарий урока русского языка по развитию речи в 5 классе «Блестя на солнце, снег лежит…»

13
6
Материал опубликован 2 June 2017 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей № 8 г.Тынды Амурской области

 

Всероссийский интернет - конкурс для учителей русского языка и литературы

«Технологическая карта урока»

 Сценарий урока русского языка по развитию речи в 5 классе в условиях реализации ФГОС

на тему: «Блестя на солнце, снег лежит…»

(Сочинение по личным наблюдениям)

Федяева Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ Лицей № 8 города Тынды Амурской области

 

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС

Форма урока: урок-погружение

Метод: комбинированный, игровой

Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю)

Реализуемая программа: составлена на основании программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта: М., Просвещение, 2014 г.

УМК:

- «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М. Разумовской: М., Дрофа, 2014 г.;

- методических рекомендаций к учебнику «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М. Разумовской: М., Дрофа, 2014 г.; Русский язык.

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию по личным наблюдениям

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения

Задачи

Личностные УУД:

- развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного;

- воспитывать любовь к родной природе;

- создавать внутреннюю мотивацию кучению.

Познавательные УУД:

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;

- формировать умение строить речевое высказывание;

- формировать умение составлять план текста сочинения по личным наблюдениям

Метапредметные УУД:

- искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

- формирование информационной компетенции работы со словарем

Коммуникативные УУД:

- формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение

Регулятивные УУД:

- учить постановке цели работы;

- уметь самостоятельно работать с материалом, планировать работу, корректировать и оценивать

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный момент

Приветственное слово. Звучит стихотворение К.Д. Бальмонта

«Аромат солнца»

Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы.
Все слились в согласный хор,
Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробуждённою весной,
И смолистою сосной.

Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Приветствуют учителя

Личностные:

воспитывать культуру поведения

2.

Фонетическая зарядка

«Мимоза»

«С мохнатой мимозой зима обнималась,

Мимоза смутилась, сморщилась, смялась.

Махая мантильей морозец смеялся,

И маленький кустик мимозы сломался»

(В. Брюсов.)

Проговаривают фонетическую зарядку

Личностные: развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие поэзии

3.

Мотивация к учебной деятельности

Учитель

Зима в Тынде в этом году оказалась удивительно живописной и сказочной. Проснёшься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки: «Мороз и солнце; день чудесный!», «Под голубыми небесами Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит».

- Кто автор этих строк?

- Какие слова помогли А.С. Пушкину в описании? (-прилагательные-эпитеты)

Учитель: мы сегодня составим своё описание.

- Какова же цель нашего урока?

- Научиться передавать красоту окружающего мира при помощи яркого русского слова.

Внимательно слушают, называют автора (А.С.Пушкин)

Учащиеся формулируют тему урока: «Блестя на солнце, снег лежит…»
(Сочинение по личным наблюдениям)

Личностные:

воспитывать любовь к родной природе.

Регулятивные УУД:

учить постановке цели работы

4.

Первое пробное действие

Отправимся в путешествие по царству зимы и возьмём в друзья слух музыканта и взгляд художника И.И. Шишкина.

Подготовленный ученик.

Великий художник И.И. Шишкин изобразил зимний лес. Прошел снегопад, и лес завалило снегом. Мы видим поваленные старые стволы, крупные ветви, молодую поросль и маленькие елочки. Все покрыто пушистым слоем снега. Пустынный, скованный морозом лес. Жизнь замерла в нём.

Лес показан так реалистично, что его можно принять за фотографию. Русская красавица-зима

(Звучит музыкальная иллюстрация Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»)

.

Учащиеся говорят о роли эпитетов, которые помогают образно описать предмет

Личностные: развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-воспитывать любовь к родной природе

5.

Выявление места и причины затруднения

Лексическая работа

Хлопья снега – снежинки, слипшиеся на лету.

Пороша – самый первый, чистый, пушистый, свежий, легкий снег.

Крупка – колючие белые шарики, похожие на пшено.

Позёмка – струящаяся по земле низовая метель.

Вьюга – снег, кружащийся в воздухе.

Буран – ураган, сильная снежная вьюга.

Наст – хрупкая корочка, похожая на пастилу.

Сугроб – наметённая ветром большая груда снега.

Работают в группах по словарю В.И. Даля:

Снег уснул, лес поёт песню, зима убаюкивает ребёнка, снежинки играют друг с другом, река спешит, лёд дрожит от стужи (олицетворения)

Регулятивные УУД:

-учить самостоятельно работать с материалом; - планировать свою работу, корректировать её

6.

Построение проекта выхода из затруднения

Составление акротекста

1 группа

Снег неожиданно выпал ночью. 
На деревьях появились белые шубки. 
Ели надели пушистые шапки. 
Глаза радуются снежной чистоте.

2 группа

С горки весело катаются дети.
На санки и лыжи липнет снег.
Если выпадет много снега, 
Город скоро станет чистым и белым.

3 группа

Зимой замёрзли реки.
Иней серебрит ветки деревьев.
Мороз нарисовал на окнах причудливые узоры.
Ажурными платками покрыты деревья в лесу.

4 группа

Зимой выпало много искристого снега. 
Ира и Катя лепят снежную бабу. 
Миша и Вова играют в хоккей. 
Аня катает маленького братика на санках.

 

В таблице

каждая группа составляет акротекст. Передают словами

цвета, краски снега,

Снег на взгляд, на ощупь;

восприятие звуков природы

Предметные

- способствовать развитию устной и письменной речи, творческих способностей;

- формировать умение строить речевое высказывание;

- структурировать знания

Метапредметные УУД:

-искать и выделять информацию в с поставленной целью,

-формирование информационной компетенции работы со словом

Коммуникативные УУД:

- формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение

7.

Реализация построенного проекта

Ассоциация-эксперимент

Предлагаю вопросы:

1.Давайте попробуем почувствовать воздух.

2.Какие вам слышатся звуки?

3.Представьте, что вы вошли в сказку…

4.Вы ощущаете запах зимнего леса?

5.Представьте себя художником… Что бы вы нарисовали?

6.Какие мысли в вас пробуждает красота окружающего мира?

7.Какими стихами можно украсить ваш рассказ?

Ученики демонстрируют общий культурный уровень, воображают, показывают, как они усвоили материал литературе, музыке, МХК

Личностные: развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-воспитывать любовь к родной природе

8.

Первичное закрепление во внешней речи

Подготовка устного рассказа на тему: «Блестя на солнце, снег лежит…» Каждая группа предлагает свой вариант сочинения.

Ребята обсуждают:

- с чего можно начать сочинение;

- что будет в основной части;

- как закончить работу;

записывают свои варианты сочинения, используя материалы, собранные за урок.

Регулятивные УУД:

-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать её

9.

Самостоятельная творческая работа с опорой на рассказы товарищей

 

На экране слова-помощники:

О цвете, блеске снега (из словаря эпитетов)
Алмазный, белый, блестящий, голубеющий, голубой, звездчатый, золотистый, искристый, иссиня-голубой, кипенно-белый, лиловый, лунный, лучистый, одноцветный, ослепительный, пепельно-серый, почерневший, розовый, рябой, сахарный, сверкающий, светлый, седой, серебристый, серебряный, серый, синий, слепящий, чистый, яркий.

Ученики слушают друг друга, отбирают нужный материал и

начинают работу над черновиком.

Предметные

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;

-формировать умение строить речевое высказывание.

 

10.

Рефлексия

Ребята! Что мы делали сегодня на уроке?

-Чему же научились?

- Что особенно понравилось на уроке?

Что запомнилось?

-Что показалось трудным на уроке?

- Достаточно ли вам материала для написания сочинения?

- Нарисуйте радость в виде символа

Шатилова А. нарисовала «портрет» прилагательного

Предметные

формировать умение строить речевое высказывание

11.

Итоги урока

Молодцы! Вы наполнили наш урок энергией и радостью! Спасибо вам!

Ученики оценивают свою работу по листу самооценки.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно давать оценку своего труда

12.

Домашнее задание

Напишите дома сочинение на тему: «Блестя на солнце, снег лежит…»

 

Предметные

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;

-формировать умение строить речевое высказывание

«Портрет» прилагательного. Рисунок Шатиловой А. 5А класс

Источники

https://stihi-russkih-poetov.ru/

http://www.art-portrets.ru/

http://www.klassika.ru/s

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за отзыв, Елена Валерьевна.

3 August 2017

Есть интересные моменты урока! Особенно составление акротекста!

10 August 2017

Мне приятно, что Вы это отметили. Благодарю.

11 August 2017

Интересная разработка! Спасибо!

11 August 2017

Рада принять одобрение от коллег.

11 August 2017