Сценарий урока русского языка по развитию речи в 5 классе «Блестя на солнце, снег лежит…»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей № 8 г.Тынды Амурской области
Всероссийский интернет - конкурс для учителей русского языка и литературы
«Технологическая карта урока»
Сценарий урока русского языка по развитию речи в 5 классе в условиях реализации ФГОС
на тему: «Блестя на солнце, снег лежит…»
(Сочинение по личным наблюдениям)
Федяева Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицей № 8 города Тынды Амурской области
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС
Форма урока: урок-погружение
Метод: комбинированный, игровой
Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю)
Реализуемая программа: составлена на основании программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта: М., Просвещение, 2014 г.
УМК:
- «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М. Разумовской: М., Дрофа, 2014 г.;
- методических рекомендаций к учебнику «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М. Разумовской: М., Дрофа, 2014 г.; Русский язык.
Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию по личным наблюдениям
Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения
Задачи
Личностные УУД:
- развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного;
- воспитывать любовь к родной природе;
- создавать внутреннюю мотивацию кучению.
Познавательные УУД:
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;
- формировать умение строить речевое высказывание;
- формировать умение составлять план текста сочинения по личным наблюдениям
Метапредметные УУД:
- искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
- формирование информационной компетенции работы со словарем
Коммуникативные УУД:
- формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение
Регулятивные УУД:
- учить постановке цели работы;
- уметь самостоятельно работать с материалом, планировать работу, корректировать и оценивать
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. |
Организационный момент |
Приветственное слово. Звучит стихотворение К.Д. Бальмонта «Аромат солнца» Запах солнца? Что за вздор! Солнце пахнет травами, Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. |
Приветствуют учителя |
Личностные: воспитывать культуру поведения |
2. |
Фонетическая зарядка |
«Мимоза» «С мохнатой мимозой зима обнималась, Мимоза смутилась, сморщилась, смялась. Махая мантильей морозец смеялся, И маленький кустик мимозы сломался» (В. Брюсов.) |
Проговаривают фонетическую зарядку |
Личностные: развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие поэзии |
3. |
Мотивация к учебной деятельности |
Учитель Зима в Тынде в этом году оказалась удивительно живописной и сказочной. Проснёшься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки: «Мороз и солнце; день чудесный!», «Под голубыми небесами Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит». - Кто автор этих строк? - Какие слова помогли А.С. Пушкину в описании? (-прилагательные-эпитеты) Учитель: мы сегодня составим своё описание. - Какова же цель нашего урока? - Научиться передавать красоту окружающего мира при помощи яркого русского слова. |
Внимательно слушают, называют автора (А.С.Пушкин) Учащиеся формулируют тему урока: «Блестя на солнце, снег лежит…» |
Личностные: воспитывать любовь к родной природе. Регулятивные УУД: учить постановке цели работы |
4. |
Первое пробное действие |
Отправимся в путешествие по царству зимы и возьмём в друзья слух музыканта и взгляд художника И.И. Шишкина. Подготовленный ученик. Великий художник И.И. Шишкин изобразил зимний лес. Прошел снегопад, и лес завалило снегом. Мы видим поваленные старые стволы, крупные ветви, молодую поросль и маленькие елочки. Все покрыто пушистым слоем снега. Пустынный, скованный морозом лес. Жизнь замерла в нём. Лес показан так реалистично, что его можно принять за фотографию. Русская красавица-зима… (Звучит музыкальная иллюстрация Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель») . |
Учащиеся говорят о роли эпитетов, которые помогают образно описать предмет |
Личностные: развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного, -воспитывать любовь к родной природе |
5. |
Выявление места и причины затруднения |
Лексическая работа Хлопья снега – снежинки, слипшиеся на лету. Пороша – самый первый, чистый, пушистый, свежий, легкий снег. Крупка – колючие белые шарики, похожие на пшено. Позёмка – струящаяся по земле низовая метель. Вьюга – снег, кружащийся в воздухе. Буран – ураган, сильная снежная вьюга. Наст – хрупкая корочка, похожая на пастилу. Сугроб – наметённая ветром большая груда снега. |
Работают в группах по словарю В.И. Даля: Снег уснул, лес поёт песню, зима убаюкивает ребёнка, снежинки играют друг с другом, река спешит, лёд дрожит от стужи (олицетворения) |
Регулятивные УУД: -учить самостоятельно работать с материалом; - планировать свою работу, корректировать её |
6. |
Построение проекта выхода из затруднения |
Составление акротекста 1 группа Снег неожиданно выпал ночью. 2 группа С горки весело катаются дети. 3 группа Зимой замёрзли реки. 4 группа Зимой выпало много искристого снега.
|
В таблице каждая группа составляет акротекст. Передают словами цвета, краски снега, Снег на взгляд, на ощупь; восприятие звуков природы |
Предметные - способствовать развитию устной и письменной речи, творческих способностей; - формировать умение строить речевое высказывание; - структурировать знания Метапредметные УУД: -искать и выделять информацию в с поставленной целью, -формирование информационной компетенции работы со словом Коммуникативные УУД: - формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение |
7. |
Реализация построенного проекта |
Ассоциация-эксперимент Предлагаю вопросы: 1.Давайте попробуем почувствовать воздух. 2.Какие вам слышатся звуки? 3.Представьте, что вы вошли в сказку… 4.Вы ощущаете запах зимнего леса? 5.Представьте себя художником… Что бы вы нарисовали? 6.Какие мысли в вас пробуждает красота окружающего мира? 7.Какими стихами можно украсить ваш рассказ? |
Ученики демонстрируют общий культурный уровень, воображают, показывают, как они усвоили материал литературе, музыке, МХК |
Личностные: развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного, -воспитывать любовь к родной природе |
8. |
Первичное закрепление во внешней речи |
Подготовка устного рассказа на тему: «Блестя на солнце, снег лежит…» Каждая группа предлагает свой вариант сочинения. |
Ребята обсуждают: - с чего можно начать сочинение; - что будет в основной части; - как закончить работу; записывают свои варианты сочинения, используя материалы, собранные за урок. |
Регулятивные УУД: -учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать её |
9. |
Самостоятельная творческая работа с опорой на рассказы товарищей
|
На экране слова-помощники: О цвете, блеске снега (из словаря эпитетов) |
Ученики слушают друг друга, отбирают нужный материал и начинают работу над черновиком. |
Предметные - способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей; -формировать умение строить речевое высказывание.
|
10. |
Рефлексия |
Ребята! Что мы делали сегодня на уроке? -Чему же научились? - Что особенно понравилось на уроке? – Что запомнилось? -Что показалось трудным на уроке? - Достаточно ли вам материала для написания сочинения? - Нарисуйте радость в виде символа |
Шатилова А. нарисовала «портрет» прилагательного |
Предметные формировать умение строить речевое высказывание |
11. |
Итоги урока |
Молодцы! Вы наполнили наш урок энергией и радостью! Спасибо вам! |
Ученики оценивают свою работу по листу самооценки. |
Регулятивные УУД: умение самостоятельно давать оценку своего труда |
12. |
Домашнее задание |
Напишите дома сочинение на тему: «Блестя на солнце, снег лежит…» |
Предметные - способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей; -формировать умение строить речевое высказывание |
«Портрет» прилагательного. Рисунок Шатиловой А. 5А класс
Источники
https://stihi-russkih-poetov.ru/
http://www.klassika.ru/s
Сафонова Елена Валерьевна
Федяева Татьяна Геннадьевна
Светлана Лушникова (Кузнецова)
Федяева Татьяна Геннадьевна
Валентина
Федяева Татьяна Геннадьевна