Мастер-класс «Уравнения в ГИА: типичные ошибки и пути их решения»
Мастер – класс:
Уравнения в ГИА: типичные ошибки и пути их решения.
Запивахина Светлана Владимировна,
учитель математики
МБОУ СОШ №6
г. Ноябрьск, Ямало- Ненецкий автономный округ
1 слайд. - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер класса: Уравнения в ГИА: типичные ошибки и пути их решения.
2 слайд. Цель: обсудить возможные методы решения уравнений
3 слайд.
28k+30n+31m=365
Говорят, уравнение вызывает сомнение, но итогом сомнения может быть озарение!
4 слайд. 4а)
В школьный курс математики входят темы, связанные с решением линейных, квадратных и дробно-рациональных уравнений, логарифмических, тригонометрических, с параметрами. Входят они, соответственно, и в программу экзамена в форме ГИА. При решении уравнений требуется выполнить алгебраические преобразования выражений, упрощающие решение уравнения, решить уравнение с дополнительными условиями или с использованием специальных приемов. В учебнике в основном отведено на изучение данной темы примеры стандартных способов решения, а в сборниках для подготовки к экзаменам попадаются уравнения более сложного уровня, например с параметрами.
4б) Данное противоречие порождает проблему:
4в) Как в сложившейся ситуации успешно подготовиться к сдаче экзамена по математике?
Что такое «уравнение» и где это понятие может встретиться нам в жизни? Какими методами пользоваться при решении уравнений, чтобы тратить минимальное время на решение?
Решением данной проблемы мы и займемся сегодня на мастер классе.
5 слайд.
Коллеги! Подскажите, какие ошибки допускают в решении уравнений ваши ученики? /поговорили/
Действительно, типичной ошибкой учащихся является то, что при решении уравнений без дополнительных пояснений используют нетождественные преобразования, нарушающие равносильность, что приводит к потере или появлению посторонних корней.
6,7,8 слайд. (примеры) В своей работе мы часто используем различные приемы и методы.
Прием «найди ошибку» - универсальный, активизирующий внимание учащихся.
Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
9 слайд.
Многие ошибки, допускаемые при решении уравнений, являются следствием того, что учащиеся очень часто пытаются решать задачи по шаблону, то есть привычным путем.
Типичная ошибка при решении уравнений и их систем состоит в том, что неверно преобразовываются выражения. учащиеся не владеют на нужном уровне определениями понятий, формулами, формулировками теорем, алгоритмами; неверно преобразовывают выражения; применяют равенства, правая и левая части которых имеют разные области определения.
10,11 слайд. (примеры) Что не учел учащийся?
/Верно, произошло сужение ОДЗ/
12 слайд.
Коллеги! Посмотрите за окно! Не успеем оглянуться и конец года - выпускники, после сдачи экзаменов захотят продолжить образование и стать абитуриентами, пройдет лето и многие из них будут студентами.
Предлагаю составить математическую модель этой ситуации.
Задача: как выпускнику стать студентом? Какие проблемы могут стоять в данной задаче?
(Предполагаемые ответы: Проблема сдать ГИА (ЕГЭ). Проблема поступить в ВУЗ. Другие проблемы)
Хорошо. Решим задачу поэтапно. Сравним количество выпускников школы с количеством детей поступивших в ВУЗ.
Что на ваш взгляд помешало всем выпускникам стать студентами?
Какие еще проблемы или причины повлияли на этот фактор?
13 слайд.
Вот мы и вышли на понятие параметра и определили личностный мотив каждого ученика 11 класса: для продолжения образования, для саморазвития и интеллектуального роста обучающимся необходимо прилежно и осознанно учиться в школе и заботиться о своем здоровье.
Возможность и умение решать задачи с параметрами демонстрируют владение методами решения уравнений, осмысленное понимание теоретических сведений, уровень логического мышления, стимулируют познавательную деятельность.
14 слайд.
Вернемся от социальной модели к математической.
Напомню.
Определение: В уравнениях (неравенствах) коэффициенты при неизвестных или свободные члены, заданные не конкретными числовыми значениями, а обозначенные буквами называются параметрами.
Решить уравнение с параметром это значит, для каждого значения параметра найти значения x, удовлетворяющие условию этой задачи.
15 слайд.
Для решения уравнений с параметрами используют различные методы, сегодня рассмотрим некоторые из них.
16 слайд.
Аналитический метод — это способ так называемого прямого решения, повторяющего стандартные процедуры нахождения ответа в задачах без параметра. В литературе известен как способ силового, в хорошем смысле «наглого» решения. По – моему аналитический способ решения задач с параметром есть самый трудный способ, требующий наибольших усилий.
17 слайд.
Метод наглядной графической интерпретации. В зависимости от того, какая роль отводится параметру в задаче, можно выделить два основных графических приема: первый –построение графического образа на координатной плоскости Oxy, второй – на координатной плоскости Oxa.
18 слайд.
Рассмотрим способы решения задачи с параметром.
- Какой вывод можно сделать, сравнивая два способа решения задачи?
(Предполагаемые ответы: графический способ понятнее. Графическим способ
ом задача решается быстрее. На рисунке все решение видно.)
Да. Достаточно одного взгляда, чтобы определить количество корней уравнения в зависимости от параметра а. Анализируя график, дети понимают способ решения заданий с параметром.
19, 20 слайд.
Рассмотрим еще одно уравнение.
При каких а уравнение