Технологическая карта урока по письму и развитию речи «Состав слова»
Ф.И.О педагога Абашева Светлана Николаевна Должность учитель
Полное название ОУ (с указанием муниципального образования) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 5
города Глазова Удмуртской Республики»
Образовательная область урок Тема «Состав слова» Программа: В.В. Воронкова. Программы для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (5-9 классы, сборник №1). Москва. Владос 2014).
Предварительная работа: перед уроком тщательно продумывались все этапы его проведения, какие приёмы и методы обеспечат наилучшее закрепление учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого ребёнка, готовилась дидактика, компьютерное сопровождение, психологические тренинги по снятию эмоционального напряжения и созданию благоприятной и спокойной готовности к открытому занятию.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран, карточки, раздаточный материал, компьютерная презентация с иллюстрациями.
Цели непосредственно образовательной деятельности:
Коррекционно—образовательные:
- Закрепить понятие «Состав слова».
- Уметь образовывать слова.
- Восстанавливать деформированные предложения.
- Формировать умение разбирать слова по составу, обозначать части слова графически.
- Учить отвечать на вопросы полными предложениями.
- Уметь составлять связный текст с опорой на слова.
- Формировать умение работать с текстом.
- Обогащать словарный запас. Расширять и активизировать словарь.
- Способствовать развитию орфографической зоркости через игровую деятельность на занятии.
- Формировать умение творческого применения знаний, навыков и умений в комплексе на различном дидактическом материале.
Коррекционно—развивающие:
- Развивать концентрацию внимания, переключаемость внимания, зрительное внимание, слуховое внимание.
- Развивать фонематические представления.
- Развивать процессы мышления (анализ, синтез).
- Развивать словесно-логическое мышление.
- Развивать учебную мотивацию.
- Формировать умение работать по речевой инструкции учителя.
- Развивать согласованность движения и речи.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать самоконтроль.
- Развивать связную речь через прочтение теста.
- Совершенствовать навык четкого произнесения слов.
Коррекционно—воспитательные:
- Воспитывать чувство сотрудничества, взаимопонимания, чувство сопереживания, чувство товарищества, чувство помощи и взаимовыручки при работе в парах.
- Воспитывать «живой» интерес к русскому языку.
- Учить видеть красоту русской природы. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, чувство сострадания к живому миру.
- Воспитывать самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учении, используя творческие задания, проблемные ситуации и оказание минимально необходимых видов помощи.
В образовательной области |
Формируемые предпосылки к учебной деятельности |
Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми |
социально-коммуникативное развитие |
- умение общаться, взаимодействовать и сотрудничать с учителем и одноклассниками, учитывать их мнение, вступать в диалог, уметь слушать друг друга; - самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий; - эмоциональную отзывчивость, готовность к совместной деятельности со сверстниками, уважительное отношение |
- позитивные установки к различным видам совместного труда и творчества; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; - сотрудничество в поиске и сборе информации; - формирование культурных форм взаимоотношений в обществе; - формирование собственных убеждений, духовных ценностей и потребностей, становление характера, самостоятельности школьников, умение преодолевать трудности в учении, используя творческие задания, проблемные ситуации и оказание минимально необходимых видов помощи. |
познавательное развитие |
- развитие интереса обучающихся к теме занятия, любознательности, мотивационной сферы, развитие воображения и творческой активности; - развитие концентрации внимания, переключаемости внимания, зрительного внимания, слухового внимания; - развитие фонематического представления; - развитие зрительного восприятия;
- развитие процессов мышления (анализ, синтез); - развитие словесно-логического мышления; - развитие умения наблюдать за явлениями окружающего мира, приметами осени, сезонными изменениями; - развитие мыслительных процессов, т.е. выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, анализировать изучаемые факты, логически излагать свои мысли, делать выводы. |
- закрепление и обобщение имеющихся знаний и умений, овладение новыми знаниями и умениями по теме «Состав слова»; - умение принять цель, структуру учебной деятельности по теме «Состав слова»; - умение творческого применения знаний, навыков и умений в комплексе на различном дидактическом материале; - умение ориентироваться в последовательности выполнения учебной деятельности по теме «Состав слова»; умение планировать предстоящее действие, отбирать способы решения поставленной задачи, добиваться результата и анализировать его; - умение осуществлять контроль по результатам действий; - формирование познавательной активности, познавательной деятельности обучающихся, развитие психических процессов, формирование умственных, эмоциональных и волевых качеств личности, их способностей и характера детей. |
речевое развитие |
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации по содержанию урока; - умение отвечать на поставленные вопросы полными предложениями, проговаривать предстоящее действие; - умение вести учебный диалог; - умение строить правильное предложение в связной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации; - умение составлять связный текст с соблюдением логической последовательности смыслового содержания; - умение понимать и передавать эмоциональную сторону речи; - умение слушать и понимать обращённую речь;
|
- активизация речевой деятельности обучающихся; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации; - выполнение речевого контроля за выполняемой деятельностью, итоговые словесные отчеты с опорой на зрительные ориентиры; - умение отвечать на вопросы полными предложениями; - умение составлять развёрнутые предложения, связный текст с опорой на слова; - умение работать с текстом; - дифференцированное употребление слов в речи по их значению, расширение и активизация словаря по теме «Состав слова», введение слов в активную речь; - совершенствование навыка четкого произнесения слов; - умение писать грамотно, анализируя появление ошибок. |
художественно-эстетическое развитие |
- развитие эстетических чувств, интереса к эстетической стороне окружающей действительности; - удовлетворение потребности детей в самовыражении;
|
- умение видеть красоту русской природы; - развитие эмоциональной восприимчивости; - обогащение сенсорно-чувственного опыта. |
физическое развитие |
- состояние физического и психического здоровья детей; - состояние зрения, слуха, состояние нервной системы ребенка (степень ее возбудимости и уравновешенности); - развитие мелкой моторики; - развитие согласованности движения и речи. |
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к физической культуре; - формирование зрительно-двигательной, слухо-моторной координации на занятии через применение здоровьесберегающих технологий. |
Этапы НОД |
Задачи этапа |
Методы, приемы, формы взаимодействия |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Формируемые предпосылки к учебной деятельности |
Вводная часть - Организационный момент |
- Подготовка обучающихся к работе на уроке. - Создание психологически комфортной обстановки. - Формирование положительно-эмоционального настроя. - Концентрация внимания детей на занятие. |
Фронтальная. Словесный. Наглядный (слайды). Слово учителя. |
Приветствие обучающихся:
Поработать час настал. Так что время не теряем и И работать начинаем. - Чтобы мы хорошо работали на уроке, давайте выполним следующие упражнения. Итак, начали: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой – до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос. (5 раз). - Переход к основной теме занятия. |
Приветствие учителя. Организация своего рабочего места, проверка индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Выполнение упражнений на координацию движений |
Психологическая готовность к занятию. Готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания. Умение взаимодействовать и сотрудничать с учителем и одноклассниками, умение координировать свои движения. |
Основная часть - Актуализация знаний, ввод в тему занятия, мотивация. - Сообщение темы - Постановка учебной задачи Подготовка руки к письму - Закрепление и обобщение знаний и способов деятельности по теме «Состав слова» - Тренировочные упражнения на закрепление и обобщение темы «Состав слова» - Физкультминутка - Работа с предложением - Работа с текстом |
- Активизация мыслительной деятельности. - Организация познавательной деятельности учащихся. - Сообщение темы занятия. - Сообщение целей и задач изучения материала, привлечение внимания и интереса к изучаемой теме «Состав слова». - Развитие мелкой моторики, координации движения. - Развитие согласованности движения и речи. - Закрепление знаний и умений, необходимых для самостоятельной работы учащихся по изученному материалу. - Применение знаний в сходной ситуации через проведение тренировочных упражнений. - Развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. - Оценивание результата деятельности, развитие самоконтроля. - Снятие мышечного напряжения. - Осуществление профилактики утомления. - Применение знаний в новой ситуации. - Умение работать с предложением, находить нужное слово в предложении. - Применение знаний в новой ситуации. - Развитие внимания, мышления (анализ, синтез). -Умение работать с текстом, анализировать текст по смыслу, подбирая пропущенные слова. - Развитие смыслового чтения. - Развитие внимания, памяти. - Развитие умения построения связного высказывания с опорой на слова. - Развитие любви к природе, бережного отношения к природе, чувства сострадания и сопереживания к животному миру. - Применение знаний в новой ситуации. |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя. Наглядный (слайды) Опережающее обучение Фронтальная. Словесный. Наглядный (карточка). Слово учителя. Фронтальная. Словесный. Слово учителя. Игра с использованием элементов здоровьесбережения Фронтальная. Словесный. Наглядный (слайды, карточки) Коллективная. Практический. Чтение. Беседа. Наглядный (дидактический материал). Самостоятельная работа. Само- и взаимопроверка. Индивидуальный подход. Практический. Наглядный (раздаточный материал). Игра с использованием элементов здоровьесбережения. Проблемная ситуация. Коллективная. Практический. Наглядный (карточка) Фронтальная. Словесный, практический. Наглядный (слайды). Частично-поисковый. Чтение, беседа. Фронтальная. Словесный, практический. Наглядный (слайды). Использование элементов методики развития критического мышления (опорные слова) Выборочное чтение. Рассказ. |
Подведение к теме занятия: На доске буквы й с х м о ч щ с р ц н т л й а х ч в щ м -Уберите мысленно буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки в данной цепочке. -Что получилось? СОСТАВ. -Что такое состав? -Какое отношение к русскому языку имеет слово состав? Обратимся к словарю Ожегова -Сформулируйте тему урока. - Молодцы, тема нашего урока «Состав слова» Цели нашего занятия: - Повторить и обобщить полученные знания по теме «Состав слова». - Закрепить понятие «Однокоренные слова». - Уметь связывать слова в предложении по смыслу. - Уметь разбирать слова по составу. Открываем тетради, записываем число, тему занятия. Сначала разомнём немного руки, подготовим пальчики к письму: Пальчиковая гимнастика. На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять. Я у дуба. Я у зуба. Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту. Я не вверх, а вниз расту (корень). - А что такое корень слова? Корень – главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Как обозначаем при разборе? После корня он стоит, Перед окончанием. Его я, если заменю, Другое слово получу. Обозначу уголком. Называю домиком (суффикс). - Для чего служит суффикс? Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Как обозначаем при разборе? В словах «отдал», «вошел», «подставка» Перед корнем пишется... (приставка) - Для чего служит приставка? Приставка - часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Как обозначаем при разборе? Часть слова, известная всем. Не быть его может совсем, Оно может быть звуковое, А может быть и нулевое -Какая это часть слова? (Окончание). Окончание – это изменяемая часть слова. Служит для связи слов в предложении, окончание может быть нулевым. Как обозначаем при разборе? Вывод: - Итак, ребята, из каких частей может состоять слово? - Молодцы!
Проведение тренировочных упражнений: - На экране группа слов: гриб, грибок, грибник, сентябрь, грибной Какая общая тема объединяет эти слова? (Осень); Исключите из группы слов лишнее слово (Сентябрь) Почему слово сентябрь лишнее? (все остальные слова являются однокоренными родственными словами); - Корень мы умеем находить. В следующем задании предлагаю образовать новые слова при помощи суффиксов лес: ник, ок, очек - Давайте образуем новые слова при помощи приставки лёт: пере, от, по, при - А в этом задании вы должны мне помочь исправить предложение Перед, отлёт, журавли, покружились, над, река. - Какая часть слова помогла исправить предложение? - Вывод - Предлагаю выполнить ещё одно задание- распредели слова в соответствии с приведёнными схемами слов: Осень, дождик, листья, перелётные - Проверь, что получилось? - Какие части слова мы знаем? Ребята, у меня нечаянно рассыпались части слов, помогите, пожалуйста, их собрать - про лив н ой, осен н ий, зонт ик; дожд лив ая, по желт ел и, туч к а. - Расскажите, какие слова удалось собрать? Игра «Составь цветок» - к корню слова, находящемуся в центре цветка, надо собрать остальные части таким образом, чтобы можно было составить из них слово. Собери слово. Выписать из предложения третье слово и выделить корень: Детям осенью допоздна гулять нельзя. Выписать из предложения пятое слово и выделить суффикс: Осенью по утрам бывают грибные туманы. Выписать из предложения первое слово и выделить окончание: Осенняя пора - красивое время года. Соедините части слова- какое слово получилось ? Поздняя –с каким словом оно сочетается, о каком времени года мы сегодня говорим – осень. - Сейчас на дворе поздняя осень. И в нашем следующем задании говорится о поздней осени. Работа с текстом. Составим рассказ на тему «Поздняя осень» Наступила поздняя осень. Дни стали ……… . Часто идут …….. . Дует ………. ветер. Природа ………. к зимнему отдыху. Деревья скинули свои …….. наряды. Только красные ягоды …….. привлекают шумных птиц. Им сейчас трудно. Давайте поможем им и сделаем ……… . Слова для справок: короткими, дожди, холодный, готовится, золотые, рябины, кормушки. - Прочитали. Чего-то не хватает в тексте? Найдите слова для справок и подумайте, какие слова вы вставите вместо точек в тексте? - Читаем все вместе, появляются слова, получается связный красивый рассказ. Воспитательный момент: - Почему птицам сейчас трудно? - Надо им помогать? Для чего нужны кормушки? Задание по тексту: - В первом предложении найдите слово, состоящее только из корня (осень). В последнем предложении найдите слово, состоящее из корня, суффикса и окончания (кормушки) - Читаем по цепочке – запоминаем. - Убираю слова для справок – кто попробует прочитать текст без опоры на слова. |
Отгадывание слова. Ответы обучающихся. Работа со слайдами. Опережающее задание (посмотреть значение слова озимь в словаре) Сопряженное выполнение вместе с учителем пальчиковой гимнастики с одновременным проговариванием выполняемых движений в стихотворной форме. Прослушивание учителя, ответы обучающихся. Работа со слайдами. Выкладывание кластера с правилами по теме «Состав слова». Работа со слайдами, работа в тетради, на карточках, ответы обучающихся. Работа у доски, сбор слов по карточкам. Работа у доски и соединение одной линией группы необходимых частей слова в виде лепестка цветка. Работа со слайдами, анализ предложений, нахождение местоположения слова в предложении. Запись слова в тетради, разбор слова по составу, соединение выделенных частей слова, получение нового слова. Прослушивание учителя, ответы обучающихся. Работа со слайдами, чтение текста, анализ текста. Понимание текста, выбор слов по смыслу, пропущенных в тексте. Запоминание и связный пересказ текста. Прослушивание учителя, ответы обучающихся. |
Развитие интереса обучающихся к теме занятия, любознательности, мотивационной сферы, развитие воображения и творческой активности. Умение принять цель, структуру учебной деятельности по теме «Состав слова». Подготовка руки к письму. Скоординированность движения руки и речи. Развитие слухо-моторного и зрительно-моторного восприятия. Умение ориентироваться в последовательности выполнения учебной деятельности по теме «Состав слова». Умение планировать предстоящее действие, отбирать способы решения поставленной задачи, добиваться результата и анализировать его. Умение творческого применения знаний, навыков и умений в комплексе на различном дидактическом материале. Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Умение строить правильное предложение в связной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации по содержанию занятия. Умение отвечать на поставленные вопросы полными предложениями, проговаривать предстоящее действие. Умение вести учебный диалог. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, внимание, восприятие, выделять главное и существенное в предложении). Умение составлять связный текст с соблюдением логической последовательности смыслового содержания. Умение понимать и передавать эмоциональную сторону речи; - сформированность словаря; - умение слушать и понимать обращённую речь. Сформированность навыка самостоятельного осмысленного чтения. Сформированность орфографической зоркости при письме. |
Заключительная часть - Итог занятия - Оценка достижений на занятии (рефлексивно-оценочный этап) |
-Заключение вывода и подведение итога занятия по теме «Состав слова».
- Осмысление собственных действий, самонаблюдение, размышление. - Оценка работы обучающихся на занятии - Умение видеть красоту русской природы. - Проявление чувств прекрасного, любви к природе, радости от общения, доброго отношения к себе и друг другу. |
Фронтальная. Словесный. Беседа. Дифференцированный подход. Опора на знания учащихся.
Индивидуальная. Словесный. Беседа. Слово учителя. |
Подведём итоги – над какой темой мы сегодня работали («Состав слова») - Чем занимались? Что находили? (делили слова по составу: находили корень, суффикс, приставку, окончание, образовывали новые слова) - Давайте ещё раз расскажем всё о составе слова: Что такое корень? Что такое суффикс? Для чего служит суффикс? Что такое приставка? Для чего служит приставка? Всё это «Состав слова» И в завершении, скажите: За что бы вы себя могли похвалить? Как мы сегодня занимались? ( Очень хорошо!) Какие мы сегодня? (Молодцы!) Как хорошо поработали? Сколько всего успели сделать. Я очень рада и довольна вами. Вы справились со всеми заданиями. Оценка за занятие. Настроение наше прекрасное, восторженное и соответствует прекрасному времени года – осени. Она нас сопровождала и помогала нам на протяжении всего занятия….. - Любите, берегите, цените природу. Она прекрасна во все времена года. Спасибо, занятие окончено! |
Ответы обучающихся на итоговые вопросы учителя. Установление причинно-следственных связей. Оценивание своей работы на занятии. |
Развитие мыслительных процессов, т.е. выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, анализировать изучаемые факты, логически излагать свои мысли, делать выводы. Осознание себя как участника познавательно го, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки. Развитие эстетических чувств, интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Удовлетворение потребности в самовыражении. |