12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана304
Творческая личность
Россия, Удмуртская респ., Глазов
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

Ф.И.О педагога Абашева Светлана Николаевна Должность учитель

Полное название ОУ (с указанием муниципального образования) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 5

города Глазова Удмуртской Республики»

Образовательная область урок Тема «Состав слова» Программа: В.В. Воронкова. Программы для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (5-9 классы, сборник №1). Москва. Владос 2014).

Предварительная работа: перед уроком тщательно продумывались все этапы его проведения, какие приёмы и методы обеспечат наилучшее закрепление учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого ребёнка, готовилась дидактика, компьютерное сопровождение, психологические тренинги по снятию эмоционального напряжения и созданию благоприятной и спокойной готовности к открытому занятию.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран, карточки, раздаточный материал, компьютерная презентация с иллюстрациями.

Цели непосредственно образовательной деятельности:

Коррекционно—образовательные:

- Закрепить понятие «Состав слова».

- Уметь образовывать слова.

- Восстанавливать деформированные предложения.

- Формировать умение разбирать слова по составу, обозначать части слова графически.

- Учить отвечать на вопросы полными предложениями.

- Уметь составлять связный текст с опорой на слова.

- Формировать умение работать с текстом.

- Обогащать словарный запас. Расширять и активизировать словарь.

- Способствовать развитию орфографической зоркости через игровую деятельность на занятии.

- Формировать умение творческого применения знаний, навыков и умений в комплексе на различном дидактическом материале.

Коррекционно—развивающие:

- Развивать концентрацию внимания, переключаемость внимания, зрительное внимание, слуховое внимание.

- Развивать фонематические представления.

- Развивать процессы мышления (анализ, синтез).

- Развивать словесно-логическое мышление.

- Развивать учебную мотивацию.

- Формировать умение работать по речевой инструкции учителя.

- Развивать согласованность движения и речи.

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать самоконтроль.

- Развивать связную речь через прочтение теста.

- Совершенствовать навык четкого произнесения слов.

Коррекционно—воспитательные:

- Воспитывать чувство сотрудничества, взаимопонимания, чувство сопереживания, чувство товарищества, чувство помощи и взаимовыручки при работе в парах.

- Воспитывать «живой» интерес к русскому языку.

- Учить видеть красоту русской природы. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, чувство сострадания к живому миру.

- Воспитывать самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учении, используя творческие задания, проблемные ситуации и оказание минимально необходимых видов помощи.

В образовательной области

Формируемые

предпосылки к учебной деятельности

Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми

социально-коммуникативное развитие

- умение общаться, взаимодействовать и сотрудничать с учителем и одноклассниками, учитывать их мнение, вступать в диалог, уметь слушать друг друга;

- самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий;

- эмоциональную отзывчивость, готовность к совместной деятельности со сверстниками, уважительное отношение
и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых.
 

- позитивные установки к различным видам совместного труда и творчества;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия;

- сотрудничество в поиске и сборе информации;

- формирование культурных форм взаимоотношений в обществе;

- формирование собственных убеждений, духовных ценностей и потребностей, становление характера, самостоятельности школьников, умение преодолевать трудности в учении, используя творческие задания, проблемные ситуации и оказание минимально необходимых видов помощи.

познавательное развитие

- развитие интереса обучающихся к теме занятия, любознательности, мотивационной сферы, развитие воображения и творческой активности;

- развитие концентрации внимания, переключаемости внимания, зрительного внимания, слухового внимания;

- развитие фонематического представления;

- развитие зрительного восприятия;

 

- развитие процессов мышления (анализ, синтез);

- развитие словесно-логического мышления;

- развитие умения наблюдать за явлениями окружающего мира, приметами осени, сезонными изменениями;    

- развитие мыслительных процессов, т.е. выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, анализировать изучаемые факты, логически излагать свои мысли, делать выводы.

- закрепление и обобщение имеющихся знаний и умений, овладение новыми знаниями и умениями по теме «Состав слова»;

- умение принять цель, структуру учебной деятельности по теме «Состав слова»;

- умение творческого применения знаний, навыков и умений в комплексе на различном дидактическом материале;

- умение ориентироваться в последовательности выполнения учебной деятельности по теме «Состав слова»;

умение планировать предстоящее действие, отбирать способы решения поставленной задачи, добиваться результата и анализировать его;

- умение осуществлять контроль по результатам действий;

- формирование познавательной активности, познавательной деятельности обучающихся, развитие психических процессов, формирование умственных, эмоциональных и волевых качеств личности, их способностей и характера детей.

речевое развитие

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации по содержанию урока;

- умение отвечать на поставленные вопросы полными предложениями, проговаривать предстоящее действие;

- умение вести учебный диалог;

- умение строить правильное предложение в связной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;

- умение составлять связный текст с соблюдением логической последовательности смыслового содержания;

- умение понимать и передавать эмоциональную сторону речи;

- умение слушать и понимать обращённую речь;

 

- активизация речевой деятельности обучающихся;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;

- выполнение речевого контроля за выполняемой деятельностью, итоговые словесные отчеты с опорой на зрительные ориентиры;

- умение отвечать на вопросы полными предложениями;

- умение составлять развёрнутые предложения, связный текст с опорой на слова;

- умение работать с текстом;

- дифференцированное употребление слов в речи по их значению, расширение и активизация словаря по теме «Состав слова», введение слов в активную речь;

- совершенствование навыка четкого произнесения слов;

- умение писать грамотно, анализируя появление ошибок.

художественно-эстетическое развитие

- развитие эстетических чувств, интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

- удовлетворение потребности детей в самовыражении;

 

- умение видеть красоту русской природы;

- развитие эмоциональной восприимчивости;

- обогащение сенсорно-чувственного опыта.

физическое развитие

- состояние физического и психического здоровья детей;

- состояние зрения, слуха, состояние нервной системы ребенка (степень ее возбудимости и уравновешенности);

- развитие мелкой моторики;

- развитие согласованности движения и речи.

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к физической культуре;

- формирование зрительно-двигательной, слухо-моторной координации на занятии через применение здоровьесберегающих технологий.

Этапы НОД

Задачи этапа

Методы, приемы,

формы взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Формируемые предпосылки к учебной деятельности

Вводная часть

- Организационный момент

- Подготовка обучающихся к работе на уроке.

- Создание психологически комфортной обстановки.

- Формирование положительно-эмоционального настроя.

- Концентрация внимания детей на занятие.

Фронтальная. Словесный.

Наглядный (слайды).

Слово учителя.

Приветствие обучающихся:


Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем и

И работать начинаем.

- Чтобы мы хорошо работали на уроке, давайте выполним следующие упражнения.

Итак, начали: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой – до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос. (5 раз).

- Переход к основной теме занятия.

Приветствие учителя. Организация своего рабочего места, проверка индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Выполнение упражнений на координацию движений

Психологическая готовность к занятию. Готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Умение взаимодействовать и сотрудничать с учителем и одноклассниками, умение координировать свои движения.

Основная часть

- Актуализация знаний, ввод в тему занятия, мотивация.

- Сообщение темы

- Постановка учебной задачи

Подготовка руки к письму

- Закрепление и обобщение знаний и способов деятельности по теме «Состав слова»

- Тренировочные упражнения на закрепление и обобщение темы «Состав слова»

- Физкультминутка

- Работа с предложением

- Работа с текстом

- Активизация мыслительной деятельности.

- Организация познавательной деятельности учащихся.

- Сообщение темы занятия.

- Сообщение целей и задач изучения материала, привлечение внимания и интереса к изучаемой теме «Состав слова».

- Развитие мелкой моторики, координации движения.

- Развитие согласованности движения и речи.

- Закрепление знаний и умений, необходимых для самостоятельной работы учащихся по изученному материалу.

- Применение знаний в сходной ситуации через проведение тренировочных упражнений.

- Развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, речи.

- Оценивание результата деятельности, развитие самоконтроля.

- Снятие мышечного напряжения.

- Осуществление профилактики утомления.

- Применение знаний в новой ситуации.

- Умение работать с предложением, находить нужное слово в предложении.

- Применение знаний в новой ситуации.

- Развитие внимания, мышления (анализ, синтез).

-Умение работать с текстом, анализировать текст по смыслу, подбирая пропущенные слова.

- Развитие смыслового чтения.

- Развитие внимания, памяти.

- Развитие умения построения связного высказывания с опорой на слова.

- Развитие любви к природе, бережного отношения к природе, чувства сострадания и сопереживания к животному миру.

- Применение знаний в новой ситуации.

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя. Наглядный (слайды)

Опережающее обучение

Фронтальная. Словесный.

Наглядный (карточка). Слово учителя.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя. Игра с использованием элементов здоровьесбережения

Фронтальная. Словесный. Наглядный (слайды, карточки)

Коллективная.

Практический.

Чтение. Беседа. Наглядный (дидактический материал). Самостоятельная работа. Само- и взаимопроверка.

Индивидуальный подход.

Практический. Наглядный (раздаточный материал). Игра с использованием элементов здоровьесбережения. Проблемная ситуация.

Коллективная.

Практический.

Наглядный (карточка)

Фронтальная. Словесный, практический.

Наглядный (слайды). Частично-поисковый.

Чтение, беседа.

Фронтальная. Словесный, практический.

Наглядный (слайды). Использование элементов методики развития критического мышления

(опорные слова)

Выборочное

чтение. Рассказ.

Подведение к теме занятия:

На доске буквы й с х м о ч щ с р ц н т л й а х ч в щ м

-Уберите мысленно буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки в данной цепочке.

-Что получилось? СОСТАВ.

-Что такое состав?

-Какое отношение к русскому языку имеет слово состав?

Обратимся к словарю Ожегова

-Сформулируйте тему урока.

- Молодцы, тема нашего урока «Состав слова»

Цели нашего занятия:

- Повторить и обобщить полученные знания по теме «Состав слова».

- Закрепить понятие «Однокоренные слова».

- Уметь связывать слова в предложении по смыслу.

- Уметь разбирать слова по составу.

Открываем тетради, записываем число, тему занятия.

Сначала разомнём немного руки, подготовим пальчики к письму:

Пальчиковая гимнастика.

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Я у дуба. Я у зуба.

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту.

Я не вверх, а вниз расту (корень).

- А что такое корень слова?

Корень – главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Как обозначаем при разборе?

После корня он стоит,

Перед окончанием.

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком.

Называю домиком (суффикс).

- Для чего служит суффикс?

Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Как обозначаем при разборе?

В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется... (приставка)

- Для чего служит приставка?

Приставка - часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Как обозначаем при разборе?

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое

-Какая это часть слова? (Окончание).

Окончание – это изменяемая часть слова. Служит для связи слов в предложении, окончание может быть нулевым. Как обозначаем при разборе?

Вывод:

- Итак, ребята, из каких частей может состоять слово?

- Молодцы!


 

Проведение тренировочных упражнений:

- На экране группа слов: гриб, грибок, грибник, сентябрь, грибной

Какая общая тема объединяет эти слова? (Осень);

Исключите из группы слов лишнее слово (Сентябрь)

Почему слово сентябрь лишнее? (все остальные слова являются однокоренными родственными словами);

- Корень мы умеем находить. В следующем задании предлагаю образовать новые слова при помощи суффиксов

лес: ник, ок, очек

- Давайте образуем новые слова при помощи приставки

лёт: пере, от, по, при

- А в этом задании вы должны мне помочь исправить предложение

Перед, отлёт, журавли, покружились, над, река.

- Какая часть слова помогла исправить предложение?

- Вывод

- Предлагаю выполнить ещё одно задание- распредели слова в соответствии с приведёнными схемами слов: Осень, дождик, листья, перелётные

- Проверь, что получилось?

- Какие части слова мы знаем?

Ребята, у меня нечаянно рассыпались части слов, помогите, пожалуйста, их собрать

- про лив н ой, осен н ий, зонт ик;

дожд лив ая, по желт ел и, туч к а.

- Расскажите, какие слова удалось собрать?

Игра «Составь цветок» - к корню слова, находящемуся в центре цветка, надо собрать остальные части таким образом, чтобы можно было составить из них слово.

Собери слово. Выписать из предложения третье слово и выделить корень: Детям осенью допоздна гулять нельзя.

Выписать из предложения пятое слово и выделить суффикс:

Осенью по утрам бывают грибные туманы.

Выписать из предложения первое слово и выделить окончание: Осенняя пора - красивое время года.

Соедините части слова- какое слово получилось ?

Поздняя –с каким словом оно сочетается, о каком времени года мы сегодня говорим – осень.

- Сейчас на дворе поздняя осень. И в нашем следующем задании говорится о поздней осени.

Работа с текстом. Составим рассказ на тему «Поздняя осень»

Наступила поздняя осень. Дни стали ……… . Часто идут …….. . Дует ………. ветер. Природа ………. к зимнему отдыху. Деревья скинули свои …….. наряды. Только красные ягоды …….. привлекают шумных птиц. Им сейчас трудно. Давайте поможем им и сделаем ……… .

Слова для справок: короткими, дожди, холодный, готовится, золотые, рябины, кормушки.

- Прочитали. Чего-то не хватает в тексте? Найдите слова для справок и подумайте, какие слова вы вставите вместо точек в тексте?

- Читаем все вместе, появляются слова, получается связный красивый рассказ.

Воспитательный момент:

- Почему птицам сейчас трудно?

- Надо им помогать? Для чего нужны кормушки?

Задание по тексту:

- В первом предложении найдите слово, состоящее только из корня (осень). В последнем предложении найдите слово, состоящее из корня, суффикса и окончания (кормушки)

- Читаем по цепочке – запоминаем.

- Убираю слова для справок – кто попробует прочитать текст без опоры на слова.

Отгадывание слова.

Ответы обучающихся.

Работа со слайдами.

Опережающее задание (посмотреть значение слова озимь в словаре)

Сопряженное выполнение вместе с учителем пальчиковой гимнастики с одновременным проговариванием выполняемых движений в стихотворной форме.

Прослушивание учителя, ответы обучающихся. Работа со слайдами. Выкладывание кластера с правилами по теме «Состав слова».

Работа со слайдами, работа в тетради, на карточках, ответы обучающихся.

Работа у доски, сбор слов по карточкам.

Работа у доски и соединение одной линией группы необходимых частей слова в виде лепестка цветка.

Работа со слайдами, анализ предложений, нахождение местоположения слова в предложении. Запись слова в тетради, разбор слова по составу, соединение выделенных частей слова, получение нового слова. Прослушивание учителя, ответы обучающихся.

Работа со слайдами, чтение текста, анализ текста. Понимание текста, выбор слов по смыслу, пропущенных в тексте. Запоминание и связный пересказ текста. Прослушивание учителя, ответы обучающихся.

Развитие интереса обучающихся к теме занятия, любознательности, мотивационной сферы, развитие воображения и творческой активности.

Умение принять цель, структуру учебной деятельности по теме «Состав слова».

Подготовка руки к письму.

Скоординированность движения руки и речи. Развитие слухо-моторного и зрительно-моторного восприятия.

Умение ориентироваться в последовательности выполнения учебной деятельности по теме «Состав слова». Умение планировать предстоящее действие, отбирать способы решения поставленной задачи, добиваться результата и анализировать его.

Умение творческого применения знаний, навыков и умений в комплексе на различном дидактическом материале. Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности.

Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Умение строить правильное предложение в связной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации по содержанию занятия. Умение отвечать на поставленные вопросы полными предложениями, проговаривать предстоящее действие. Умение вести учебный диалог. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, внимание, восприятие, выделять главное и существенное в предложении).

Умение составлять связный текст с соблюдением логической последовательности смыслового содержания. Умение понимать и передавать эмоциональную сторону речи;

- сформированность словаря;

- умение слушать и понимать обращённую речь. Сформированность навыка самостоятельного осмысленного чтения. Сформированность орфографической зоркости при письме.

Заключительная часть

- Итог занятия

- Оценка достижений на занятии (рефлексивно-оценочный этап)

-Заключение вывода и подведение итога занятия по теме «Состав слова».


 

- Осмысление собственных действий, самонаблюдение, размышление.

- Оценка работы обучающихся на занятии

- Умение видеть красоту русской природы.

- Проявление чувств прекрасного, любви к природе, радости от общения, доброго отношения к себе и друг другу.

Фронтальная. Словесный. Беседа. Дифференцированный подход.

Опора на знания учащихся.

 

Индивидуальная. Словесный. Беседа.

Слово учителя.

Подведём итоги – над какой темой мы сегодня работали («Состав слова»)

- Чем занимались? Что находили? (делили слова по составу: находили корень, суффикс, приставку, окончание, образовывали новые слова)

- Давайте ещё раз расскажем всё о составе слова:

Что такое корень?

Что такое суффикс? Для чего служит суффикс?

Что такое приставка? Для чего служит приставка?

Всё это «Состав слова»

И в завершении, скажите: За что бы вы себя могли похвалить? Как мы сегодня занимались? ( Очень хорошо!) Какие мы сегодня? (Молодцы!) Как хорошо поработали? Сколько всего успели сделать. Я очень рада и довольна вами. Вы справились со всеми заданиями. Оценка за занятие. Настроение наше прекрасное, восторженное и соответствует прекрасному времени года – осени. Она нас сопровождала и помогала нам на протяжении всего занятия…..

- Любите, берегите, цените природу. Она прекрасна во все времена года.

Спасибо, занятие окончено!

Ответы обучающихся на итоговые вопросы учителя.

Установление причинно-следственных связей. Оценивание своей работы на занятии.

Развитие мыслительных процессов, т.е. выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, анализировать изучаемые факты, логически излагать свои мысли, делать выводы.

Осознание себя как участника познавательно

го, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки.

Развитие эстетических чувств, интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Удовлетворение потребности в самовыражении.

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.