12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Барсукова Юлия Алексеевна23

План-конспект урока русского языка в 6 классе.

Урок- игра «Детективное чтиво»

Тема: Словари. Виды словарей.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Цели:

Повторить и усовершенствовать знания учащихся о видах современных словарей и справочной литературы.

Развить навыки работы со словарями, в том числе и в онлайн формате на различных электронных ресурсах.

Стимулировать желание использовать различные виды справочной литературы.

Воспитать интерес к родному языку, книге; повысить интерес к знаниям и исследовательской работе.

Оборудование:

Ноутбук, презентация с использованием компьютерных технологий в Microsoft Power Point, доска, мультимедийная доска, колонки, электронные планшеты, справочная литература, словари, конверты с заданиями.

ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте, ребята. Наш урок я хотела бы начать цитатой великого французского философа Вольтера (текст проецируется на экран) (слайд 3)

Собственно говоря, словарь есть книга в самом широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть в том, чтобы извлечь их из нее.

Вольтер Франсуа-Мари Аруэ

Французский философ-просветитель XVIII века,

поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк и публицист



Исходя из эпиграфа нашего урока, о чём мы сегодня будем говорить?

- Правильно, «Словари». И сегодня у нас урок повторения и закрепления по теме «Словари. Виды словарей».

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы перенесемся в уникальную страну Слов и проведем там настоящее детективное расследование. Президент страны прислал нам следующее письмо с просьбой о помощи:

«Дорогие друзья, прошу о помощи! 22 ноября в нашей стране ежегодно отмечается большой и важный праздник для нас День Словарей и Энциклопедий. Праздник учреждён в 2010 г. по инициативе Общества любителей русской словесности и музея В.И. Даля. Этот день выбран не случайно. Именно 22 ноября – день рождения великого российского лексикографа Владимира Ивановича Даля (1801-1872), автора «Толкового словаря живого великорусского языка». Но случилось страшное….. В здание главного хранилища слов нашего города ворвалось нечто и перепутало все слова во всех словарях. Мы не можем оставить это преступление без наказания, праздник под угрозой, парад словарей на грани срыва…. Прошу помочь разобраться со всем этим, найти преступника и спасти наш праздник.» (слайд 4)

Вот такое грустное письмо я получила сегодня утром. Мы обязательно должны помочь. Для этого предлагаю отправиться в путешествие в страну Слов и восстановить порядок в хранилище.

Ну что ж, все условности соблюдены, мы может отправляться в путь. Но прежде чем сделать это мы должны вспомнить, что же такое словари и каких видов они бывают.

Учитель: Безусловно, каждый кто изучает иностранный язык, знает что такое словарь. Ведь здесь подразумевается перевод слова из одного языка в другой, или словарь иностранных слов. Однако, функции словарей этим не ограничиваются.

Словарь — это книга, место в котором, перечисляются слова в алфавитном порядке с толкованием их значения, переводом, историей и другими функциями (слайд 5).

-Какие виды словарей вам известны? Дети отвечают: Толковый, орфографический, фразеологический и т.д.

Верно ребята, толковый словарь — это «царь» всех словарей, словарь словарей. Толковый словарь содержит в себе слова и объясняет их лексическое и фразеологическое значение. Автором самого популярного толкового словаря является В.И. Даль (слайд 6).

Орфографический словарь сужен своим функциональным значением. Он акцентирует внимание на правильном написании слова. С такими словарями обязательно сталкиваются учащиеся начальной школы. Орфографический словарь — это правописание простых и сложных слов русского или иного языка (слайд 7).

Фразеологический словарь — это словарь, содержащий устойчивые выражения и словосочетания. Сюда же относятся крылатые фразы, пословицы и поговорки (слайд 8).

Словарь синонимов, а также омонимов и антонимов содержит перечень слов, соответственно теме того или иного словаря (слайд 9).

Это лишь часть видов словарей, о которых точно слышал каждый из вас. И теперь, вооружившись знаниями, мы можем отправляться в путь.

Посмотрите перед вами на столе лежит конверт с номером 1, давайте его откроем (слайд 10).

Вы видите перед собой ссылку на сайт https://learningapps.org/view2960000 давайте с помощью планшетов, лежащих на ваших партах, перейдем по ней и посмотрим, что же за улика там скрывается?

Мы видим кроссворд, разгадывайте его в парах, а затем мы вместе проверим. Уже в первом задании мы с вами видим, что нам необходимо отгадать слово по его значению.

- Где мы можем найти значение того или иного слова? Верно, это толковый словарь. Давайте воспользуемся им для выполнения задания (слайд 11).

Выполнение задания и его совместная проверка.

Итак, мы с вами выполнили задание и угадали ключевое слово-улику. Это слово лексика.

Отлично, вы справились с этим заданием, идем дальше.

А вот и следующий конверт с номером 2, давайте откроем его.

-Что мы в нем видим? В конверте на листе написаны слова врач, хулиган, силуэт, ресторан, работа, удочка, имя, семья (слайд 12).

Но что же нам с ними делать? Давайте посмотрим, нет ли где-то подсказки? Верно, на конверте QR-код, давайте с помощью планшета перейдем на сайт, за которым закреплен QR- код (слайд 13). Что мы видим?

На данном интернет-ресурсе расположен этимологический словарь, а что помогает узнать о слове этот словарь? Верно - историю его происхождения, значит нам необходимо узнать историю происхождения слов из нашего конверта. Давайте разобьемся на пары, распределим слова и поищем историю их возникновения в словаре.

Выполнение задания и его совместная проверка.

Вот и следующий конверт с номером 3 в нем снова ссылка https://www.Learnis.ru/551619/ (слайд 14). Давайте вооружимся планшетами и посмотрим, что за ней скрывается. Вот это да, мы попали в квест-комнату (слайд 15). Чтобы выбраться, нам нужно выполнить задания. Квест называется «Как правильно пишется?». В каком словаре мы с вами можем найти ответ на этот вопрос? Верно, в орфографическом.

Перед вами на столах лежат разные словари, выбирайте подходящий и давайте скорее выполнять задания и выбираться из этой комнаты.

Выполнение задания и его совместная проверка.

На ваших столах остался последний конверт с номером 4. Давайте скорее откроем его и посмотрим что внутри. Здесь у нас задание (Приложение 1), связанное с определением значения фразеологизма (слайд 16). Какой словарь поможет нам в выполнении данного задания? Верно фразеологический. Давайте выполним задание и вместе проверим его (слайд 17).

Выполнение задания и его совместная проверка.

Учитель:  Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями и смогли восстановить порядок в стране Слов. Наше путешествие завершается. Сегодня вы узнали много нового и интересного. Я уверенна, что теперь словари станут вашими верными друзьями и помощниками в изучении русского языка и в обычной жизни (слайд 18).



Ссылки на источники:

http://stavropollibblind.blogspot.com/2015/11/22.html

https://tunnel.ru/post-volter-fransua-mari-arueh

https://learningapps.org/

https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-o-slovaryah-50-tsitat

https://tsvetyzhizni.ru/tematicheskie-zanyatiya/osnovnye-slovari-russkogo-yazyka-vidy-slovarej.html

https://www.canva.com/

https://www.learnis.ru/















Опубликовано


Комментарии (4)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 14.12.21 в 23:09 0Ответить Пожаловаться
Дети вообще писали на уроке русского языка в 6 (!!!!) классе?
Вступление урока, с полученным письмом, не по возрасту, такое в начальной школе интересно, а не 6 классу.
И где презентация!? Она бы, возможно, помогла понять урок.

Хотя....уже в заголовке ошибка,,,,

Отредактировано 14-12-2021 23:11

Барсукова Юлия Алексеевна, 15.12.21 в 20:08 2Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, на этом уроке дети не писали, но в рамках уроков-игр, уроков-конференций такое возможно. Насчёт вступления с письмом, у нас к счастью дети в 6 классе еще дети и им очень понравился этот фрагмент. К данному уроку презентация подготовлена в формате видео, я не смогла найти как сюда ее подгрузить.

Отредактировано 15-12-2021 20:15

Дмитриенко Вера Николаевна, 18.12.21 в 13:34 1Ответить Пожаловаться
Урок интересный, спасибо! Ученики увидели разнообразие словарей, теперь надо, чтобы ими , словарями, любили пользоваться!
Барсукова Юлия Алексеевна, 23.01.22 в 15:19 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.