12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Кузяева Людмила Михайловна31
Россия, Новосибирская обл., Карасук

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе. ОС «Школа 2100»

ФИО: Кузяева Людмила Михайловна

Место работы: МБОУ гимназия №1 имени Героя Советского Союза В.Н.Тимонова Карасукского района Новосибирской области

Должность: учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Тема: «Весна: пробуждение природы».

Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с пробуждением природы.

Задачи:

Образовательные задачи:

- познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;

- сформировать целостный образ весны средствами предметов окружающий мир, литературное чтение, музыка;

- научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении;

- определять последовательность событий в природе и их связи.

Развивающие задачи:

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- развивать чувство прекрасного, чувство радости от наблюдения за жизнью растений и животных.

Воспитательные задачи:

- воспитывать эстетический вкус детей;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

- умение определять свое отношение к миру;

- формируем любовь к природе и ее взаимосвязи с человеком, бережное отношение к живым организмам;

- проявление любознательности к изучаемому материалу.

Регулятивные УУД:

- формируем умение определять цель деятельности на уроке;

- формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

- формируем умение представлять информацию в виде схемы;

- формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формируем умение устанавливать аналогии;

- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

- формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделяя их основные существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- знать основные признаки каждого времени года.

Технология: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход

Тип урока: «открытие» новых знаний

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир 1 класс. (Я и мир вокруг) часть 2;

рабочая тетрадь к учебнику.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный момент

Формирование самооценки готовности к уроку

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

А сейчас проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка.

Приложение, слайд 2

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Психологический настрой

Создание положительного эмоционального фона

Сегодня такой чудесный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним.

Улыбаются и прикасаются ладошками друг с другом.

Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.

Актуализация знаний

(подводящий диалог)

Актуализация и закрепление знаний детей о различиях живой и неживой природы

На уроках окружающего мира мы открываем перед собой всё разнообразие природы. Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.

Что такое природа?

Вспомните, какая бывает природа?

Что относится к живой природе?

А что относится к неживой природе?

Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой.

А чтобы убедиться, что вы надёжно это запомнили, поиграем в игру «Природа - не природа». Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы - руки опускаете на голову, а название предметов, сделанных руками человека – хлопаете в ладоши.

Дерево, дом, гусеница, камни, ромашка, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, человек.

Приложение, слайд 3

Все, что нас окружает и существует независимо от человека.

Живая и неживая

Растения, животные, человек.

Вода, воздух, почва.

Дышит, питается, растет, размножается, умирает.

Выполняют задание, согласно инструкции.

Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы.

Введение в тему урока и постановка учебной проблемы

(мотивирующий прием «яркое пятно»)

Минутка релаксации и отдыха

Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.

Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами определили тему урока. Внимательно послушайте загадку и скажите, о каком времени года в ней говорится.

«Она приходит с ласкою

и со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет».

Приложение, слайд 4

Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете, назовите их.

Запомните, месяц март получил своё название в честь бога войны Марса, апрель – значит даровитый, а май – в честь богини Майи, ей люди приносили подарки, чтобы она осенью дала богатый урожай.

Приложение, слайд 5, 6, 7

- Сформулируйте тему нашего урока.

Приложение, слайд 8

- Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа. Мы будем говорить о весне, о пробуждении природы, а чтобы начать работу, определим для себя учебные задачи:

1. Учиться наблюдать и выделять признаки весны.

2. Выясним, какие изменения происходят в неживой природе.

3. Как они влияют на пробуждение живой природы?

И что же происходит с природой весной?

- В этом нам поможет разобраться Видеозапись «Весенний шум».

Приложение, слайд 9

Какие изменения в природе вы увидели и услышали в этой музыке?

А нашим помощником и консультантом будет Мудрая сова. Прочитайте вопрос, который нам подготовила Совушка-умная головушка:

- Какие изменения происходят в неживой природе и как влияют на пробуждение живой природы?

Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?

Приложение, слайд 10

Посмотрите в учебник на стр.38 и на экран. Перед вами картина Александра Кондратьевича Саврасова. Что вы на ней видите? Приложение, слайд 11

Как вы думаете, какое время года изобразил художник? Может кто-то назовет и весенний месяц?

- Да, именно в марте прилетают грачи. По народному поверью в день Герасима 17 марта прилетают с зимовки к своим гнездовьям грачи. Их еще называют – вестники весны. Картина эта так и называется «Грачи прилетели».

Какие народные приметы, связанные с прилетом грачей вы нашли у себя в учебнике? Стр.41

-Посмотрите, карточку №1, прочтите вслух народные приметы.

Игра «Семечко».

Положите голову на парту, закройте глаза и представьте, что вы маленькое семечко. Вас поливает тёплый дождик, ласково греет своими лучиками солнышко. Вы начали расти, и появилось маленькое деревце. Оно тянется своими веточками всё выше и выше, шелестит зелёными листочками и радуется солнышку.

Посмотрите, сколько деревьев выросло – целый лес!

Весна

Март, апрель, май.


 


 


 

Тема урока: «Весна-пробуждение природы».

Бегут ручьи, поют птицы.

О весне, о живой и неживой природе, о весенних изменениях в природе.

Нет, не можем.

Деревянные дома, церковь, темный, грязный снег, на березках еще не распустились листья, проталины, на деревьях грачи, они строят гнезда.

Март.

Грач на горе – весна на дворе.

Грач прилетел – через месяц снег сойдет.

Если грачи сели на гнезда – через три недели можно выходить на посев.

Если грачи играют – будет хорошая погода, если стаями вьются над гнездами – то сядут, то опять взлетают – погода переменится.

Дети последовательно выполняют действия.

Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); выделяется содержательная область («могу»).

Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Открытие нового

Знания

Первичное закрепление

Развитие внимания и связной речи детей. Организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном.

Работа в парах.

(карточки)

Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Самооценка

Самостоятельная работа (индивидуальная)

А теперь посмотрите на стр.39 следующую иллюстрацию и ответьте на вопросы:

- Почему в лесу видны проталины? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины)

- Почему тает снег?

- Что происходит со льдом на реке?

- Как называют движение льда по реке?

- Почему начинается ледоход?

- Что помогает деревьям и кустарникам распускать листочки?

Приложение, слайд 12

Сколько разных вариантов ответов! Но наша задача выбрать наиболее характерные признаки весны.

-Возьмите карточки №2. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

- Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 13)

- Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее) (Слайд 13)

Оцените работу в паре: используя один из кружочков:

зелёный, красный, жёлтый.

Почему же с наступлением весны тает снег, начинается ледоход, распускаются листья?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Все события весной наступают в определённом порядке.

Возьмите карточки №3 и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения).

- Как вы думаете, какое будет первым? О чем мы уже узнали?

Высказывания детей.


 


 


 

Вывод: весной становится тепло, поэтому снег тает и река освобождается ото льда. На деревьях и кустарниках распускаются листья.

1.Потепление

2. Таяние снега

3. Ледоход

Умение использовать научный метод познания – наблюдение.

Коммуникативные умения: умение выражать свои мысли, вступать в диалог,

слушать и слышать других.

Осознание ценности совместной деятельности.

Умение использовать научный метод познания – наблюдение.

Коммуникативные умения: умение выражать свои мысли, вступать в диалог,

слушать и слышать других.

Умение сравнивать, делать выводы.

 

Первичное закрепление

Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Самостоятельная работа (индивидуальная)

Мы с вами узнавали, почему наступает весна, как она наступает.

А что происходит в живой природе с наступлением весны?

Чтобы ответить на этот вопрос мы сейчас поделимся результатами проделанной практической работы.

Приложение, слайд 14

Исследовательская работа с веточками.

Давайте посмотрим на наш опыт с веточками и попробуем раскрыть секреты волшебницы весны; произошли ли с ветками деревьев какие-нибудь изменения (для проведения данного опыта учащиеся заранее приготовили веточки)?

1-ую веточку мы поставили на окно без воды. Что заметили?

2-ую веточку мы поставили с водой в холодильник.

3-ью веточку мы поставили с водой на подоконник.

- Какой можно сделать вывод? Что надо растениям, чтобы они пробудились от зимнего сна?

- Возьмите карточки №3 нужно самостоятельно расставить цифры дальше, в правильной последовательности.


 


 

Группа учеников демонстрирует результаты опыта (показ веточек с набухшими почками и листочками)

Она засохла.

Ничего не произошло.

У нее набухли почки.

Тепло, свет, вода.

4. Набухание почек

5. Появление листочков.

Умение сравнивать, делать выводы.

Подтверждение своего открытия, положительная мотивация.

Физминутка

Восстановление физических и духовных сил

Звучит аудиозапись П.Чайковского "Подснежник".

- Отдохните, глубоко подышите. Какая чудесная, спокойная мелодия. А

сейчас встаньте и присядьте все к полу, представив, будто вы подснежники.

Лучи солнца посветили на вас, разбудили подснежники и они потянулись, улыбнулись, распустили свои листики, цветочки стали расти, расти, к солнышку потянулись.

Какое яркое солнышко, даже смотреть на него невозможно. Прищурьте глазки, а теперь раскройте их, похлопайте солнышку и себе.

Приложение, слайд 15


 


 


 

Дети присели.

Медленно встают, протягивают руки вверх, смотрят на солнышко.

Повышение активности,

внимания, интереса к дальнейшему усвоению знаний.

Применение нового знания

Минутка релаксации и отдыха

Организация и осуществление

совместной учебно-познавательной деятельности

Работа в группах.

Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых.

Самостоятельная работа (индивидуальная)

Молодцы, какая приятная была музыка! Это потому что пришла весна, стало тепло и радостно. Из-под снега появились первые весенние цветы-подснежники.

Ребята, как вы думаете, почему подснежник получил такое название?

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получает разрезные карточки с изображениями первоцветов. Ваша задача найти нужные цветы.

1-2 группа: найдите подснежник

3- группа: найдите мать-и-мачеху

4- группа: найдите медуницу

Приложение, слайд 16

Эти растения называют первоцветы или раннецветущие, потому что цветы появляются раньше, чем листья.

А что интересного вы прочитали о них?

Но не только растения реагируют на появление тепла, есть ещё одна примета весны – прилёт … кого?

– Как называются птицы, которые возвращаются к нам весной?

– Почему они улетали?

– Почему возвращаются с приходом весны?

– Какое важное событие происходит в жизни птиц весной?

– Посмотрите на птиц. Скажите, какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной?

Приложение, слайд 17

Ребята, к нам в класс пришло письмо. К весне со своей просьбой обратился представитель перелетных птиц – Скворец. Он подал заявку на получение собственного жилья.

Чтение письма. Приложение, слайд 18

Давайте предположим: какой дом хочет Скворец? Дайте описание домика скворца. Как будет называться этот домик? Почему? Надо ли проверять, заглядывать в домик, как устроились в нем жильцы?

Приложение, слайд 19

В учебнике на стр.45 показано как делается домик для птиц. Зимой мы помогали птицам с кормом (делали кормушки), а весной им нужно помочь с жильем. Вы можете вместе с родителями построить такой домик-скворечник.

Давайте проверим, доволен ли Скворец своим домиком?

Звучит песня скворца.

Приложение, слайд 20

Пришла весна, настроение радостное. Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»

На - на - на - наконец пришла…
Чи-чи-чи - прилетели к нам…
Ло-ло-ло - всем от солнышка…

Приложение, слайд 21

- Развеселились? А теперь в хорошем настроении давайте подведем итог.

Возьмите карточки №3 нужно самостоятельно расставить цифры дальше.

Появился первым из-под снега

Работа в группах

Сверяют результаты своей работы с предложенным вариантом на доске

Сообщения детей.

Птиц.

Перелетные.

Выслушиваются ответы детей.

Высказывания детей.

весна

грачи

тепло

6. Первоцветы

7. Прилет птиц

Успешное применение новых знаний.

 

Итог урока

Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности.

- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

Приложение, слайд 22

- Какое основное изменение происходит в природе весной?

Проверим по слайду.

Приложение, слайд 23

-У кого такая же последовательность?

-Кто желает себя оценить по алгоритму?

– Что тебе нужно было сделать?

–Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Высказывания детей.

Дети поднимают руки.

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе.

Рефлексия

Формирование ценностного отношения к совместной деятельности.

Развитие рефлексивных умений

Приложение, слайд 24

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чем испытали затруднения?

Кому сегодня было легко?

Кому ПОКА было трудновато?

Кто доволен сегодня своей работой?

Как бы вы оценили свою работу?

Приложение, слайд 25

- Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:

«Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека».

- Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

Проговаривание критериев оценки. Самооценка.

Дети поднимают карточки с самооценкой.

Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Приложение к уроку

Правила работы в группе.

1. Внимательно слушать руководителя группы.

2. Не шуметь, не мешать друг другу.

3. Выполнять все задания.

4. Найти общее решение.

5. Подготовить правильный ответ.

Дидактический материал для работы в группах

Карточка № 3 «Знатоки природы»

Признаки весны

 

ЛЕДОХОД

 

ПОТЕПЛЕНИЕ

 

ТАЯНИЕ СНЕГА

 

НАБУХАНИЕ ПОЧЕК

 

ПЕРВОЦВЕТЫ

 

ПОЯВЛЕНИЕ ЛИСТОЧКОВ

 

ПРИЛЕТ ПТИЦ

Карточка № 3 «Знатоки природы»

Признаки весны

 

ЛЕДОХОД

 

ПОТЕПЛЕНИЕ

 

ТАЯНИЕ СНЕГА

 

НАБУХАНИЕ ПОЧЕК

 

ПЕРВОЦВЕТЫ

 

ПОЯВЛЕНИЕ ЛИСТОЧКОВ

 

ПРИЛЕТ ПТИЦ

Карточка № 1. «Народные приметы»

Грач на горе – весна на дворе.

Карточка № 1. «Народные приметы»

Грач прилетел – через месяц снег сойдет.

Карточка № 1. «Народные приметы»

Если грачи сели на гнезда – через три недели можно выходить на посев.

Карточка № 1. «Народные приметы»

Если грачи играют – будет хорошая погода, если стаями вьются над гнездами – то сядут, то опять взлетают – погода переменится.

Карточка № 2 . « Признаки весны»

Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День уменьшается. День увеличивается.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

Листья распускаются. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

Карточка № 2 . « Признаки весны»

Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День уменьшается. День увеличивается.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

Листья распускаются. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

Карточка № 2 . « Признаки весны»

Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День уменьшается. День увеличивается.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

Листья распускаются. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

1-2 группа

1.Подснежник — самое раннее растение, которое действительно пробивается из земли и зацветает с первыми тёплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег.

2.Растение это изящное, хрупкое, нежное, с белоснежными лепестками. Где бы ни росли подснежники – под деревьями, кустарниками или на альпийской горке, – они всегда радуют нас в первые весенние дни.

3-группа.

1.МАТЬ-И-МАЧЕХА – первоцвет, поэтому ей все радуются. А как пойдут листья, цветы пропадают. Одни листья – зонтики и растут.

2. А из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний.

4-группа.

Медуница-лекарственная -четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий. Посещают ее пчёлы и шмели.


Весна. Пробуждение природы
PPS / 5.88 Мб

Опубликовано




Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.