Технологическая карта урока математики в 6 классе «Диаграммы»
Технологическая карта урока математики в 6 классе
Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011
Тема урока: Диаграммы
Цель: Научиться читать и строить диаграммы. Отработать алгоритм построения диаграмм в программе MS Excel.
Тип урока: получения новых знаний
Оборудование: проектор, компьютер, экран, доска, мел, учебник
Предметные результаты:
знают назначение диаграмм;
умеют строить диаграммы;
выполняют построение диаграмм на компьютере.
Познавательные |
Личностные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
перерабатывать информацию для получения необходимого результата; выполнять анализ и синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений. |
желание выполнять учебные действия; способность к личностной саморефлексии; уважение иного мнения; выработка в противоречивых конфликтных ситуациях правил поведения, способствующих ненасильственному и равноправному преодолению конфликта. |
доносить свою позицию до других; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; критично относиться к собственному мнению; организовывать учебное взаимодействие в группе. |
определять цель и составлять план выполнения задания; работая по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя; соотнести результат с целью и оценить его; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. |
Технологическая карта урока
Этап урока |
Содержание урока / деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД ( универсальные учебные действия) |
I.Организационный (1 минута) |
Приветствие; проверка явки учащихся; проверка готовности учащихся к уроку; настрой учащихся на работу. |
-приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку. |
Личностные: самоорганизация, самоопределение. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
II. Актуализация опорных знаний (2 минуты) |
Игра «Заслужи место» Учащиеся по очереди называют координаты точек, изображенных на декартовой системе. Кто, верно отвечает, тот садится на место. Вопросы классу: -Как еще называют систему координат? -Как называют ось Ох? Оу? |
Ученики отвечают на вопросы учителя. |
Личностные: умение рассуждать, излагать свои мысли, делать вывод. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем. Познавательные: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание. |
III.Изучение нового материала. (12 минут) |
На экране система координат с алфавитом. Необходимо по заданным координатам определить буквы и составить ключевое слово. (2;2) (3;1) (1;1) (-2;-1) (-2;-2) (1;1) (3;-2) (3;-2) (2;0). Вопросы классу: - какое слово получилось? -что сегодня будем изучать? -где встречаются диаграммы? -для чего используют диаграммы? -какие диаграммы вы знаете? -какую цель поставим на урок? 2) Записывают в тетради тему. Учитель рассказывает о видах диаграмм, ученики записывают. - Что можно сказать по первой диаграмме? -Можно ли без чисел определить наибольшее количество ребят? -Что можно сказать по второй диаграмме? -С помощью чего можно построить диаграмму? Строим диаграммы по количеству мальчиков и девочек в нашем классе. Можно секторы и столбцы выделять цветным карандашом. Посмотрите на диаграмму океанов мира. Сколько океанов показано на диаграмме? Сколько всего океанов в мире? Какого не хватает? Площадь какого океана наибольшая? На сколько площадь Индийского океана меньше площади Атлантического? Посмотрите на диаграмму столбчатую, отражающую население стран в 1996 году Какое место в мире по численности населения занимает Россия? Какая страна находится на втором месте? Какова разница между количеством населения США и Бразилии? Посмотрите на диаграмму. Что она показывает? Какова продолжительность жизни слона? Какова продолжительность жизни собаки? А кто знает среднюю продолжительность жизни кошек? Какое животное является долгожителем? работа с учебником страница 251. |
Выполняют задание учителя. Отвечают на вопросы. Делают записи в тетради. |
Познавательные: построение логических рассуждений; работа с литературой; работа с наглядными пособиями. Личностные: создание эффективного взаимодействия с учителем. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений |
IV. Физкультминутка(1 минута) |
Учитель называет точки с координатами, если точка расположена в 1 четверти, то поднимаем правую руку, если во второй четверти то левую. Если точка расположена в третьей четверти - поднимаем левую ногу, если в 4 то правую. Если точка находится на осях системы, то поднимаем обе руки. |
Выполняют смену деятельности. Внимательно слушают учителя. |
Коммуникативные: умение слушать. |
V. Самостоятельная работа (8 минут) |
Постройте а) столбчатую и б) круговую диаграмму 1 вариант а) В школе 540 учеников, 340 занимаются английским языком, 180 изучают французский язык, а остальные учащиеся решили заниматься финским языком. б) Поле площадью 720 аров засадили овощами, 420а занимает картофель, 95а – морковь, 70а – свекла, а остальная часть поля засажена капустой. 2 вариант а) В школе 900 учеников, 510 занимаются английским языком, 230 изучают французский язык, а остальные учащиеся решили заниматься финским языком. б) Поле площадью 360 гектаров засадили овощами, 190га занимает картофель, 75га – морковь, 30га – свекла, а остальная часть поля засажена капустой. |
Учащиеся выполняют задания в тетрадях |
Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; развитие ответственности за качество своей деятельности Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе работы и обоснование способов их исправления Познавательные: умение ориентироваться в понятиях. |
VI. Формирование и первичное закрепление полученных знаний учащихся ( 18 минут) |
1) Работа в парах. Построить столбчатую диаграмму по успеваемости одноклассников на уроках математики (можно взять человек 10). С взаимопроверкой. Выполнить № 1425, 1426 из учебника. С взаимопроверкой. Работа за компьютером. Ученики рассаживаются по 2 человека за компьютер (перед уроком включить программу MS Excel). По заданному алгоритму ученики строят диаграмму успеваемости одноклассников. Алгоритм: 1.Заполнить таблицу данных. 2.Выделить ее. 3. Подвести указатель мышки к кнопке «Мастер диаграмм» и щелкнуть левой клавишей. 4.Выбрать тип диаграммы. 5.Задать различные параметры. 6.Оформить по своему вкусу. |
Выполняют задание в парах, можно консультироваться и контролировать работу товарища. |
Личностные проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Познавательные формулировать информационный запрос; работа с ИКТ. Регулятивные определять цели учебной деятельности |
VII. Рефлексия. Подведение итогов. (2 минуты) |
Посмотрите на диаграмму и придумайте к ней вопросы, адресуйте их одноклассникам. |
Выполняют рефлексию. Демонстрируют полученные на уроке знания. |
Личностные: самоосознание, рефлексия. Коммуникативные: оформление своих мыслей в письменной и устной речи. Регулятивные: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний. Познавательные: уметь передать содержание в сжатом, выборочном виде. |
VIII. Домашнее задание (1 минута) |
На выбор по уровню: На «3» № 1437, 1440 (а). На «4» №1437, 1438, 1440 (а). На «5» Найти интересную информацию из любых областей (учебник истории, географии и т.д.). Составить по ней диаграмму и вопросы, на которые можно ответить с помощью этой диаграммы. |
Получают инструкции от учителя к выполнению домашнего задания. |
Личностные : развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности |