Урок 10. Монолог и его виды. (Урок русского языка в 7 классе).
Урок 10. Монолог и его виды
Цель- рассмотрение различных видов монолога- монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.
Задачи:
Обучающие: формировать представление о различных видах монолога и их функциях.
Развивающие: формировать умение создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 10 предложений на основе чтения и жизненного опыта.
Воспитывающие: воспитывать любовь к семье и семейным ценностям, интерес к культуре своей страны.
Оборудование: учебник «Русский язык, 7 класс» Рыбченкова Л.М. и др., Москва, изд. «Просвещение», 2017.
1. Орг. момент.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель:
…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история - где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…
Я прочитала Вам слова известного русского журналиста Василия Пескова. О чем они? Как называется вид речи одного человека? Приведите примеры, где в жизни приходится встречаться с этим видом речи. Почему нужно изучать монолог?
3. Актуализация знаний
1) Подберите синонимы к слову монолог.
2) Анализ текста (Работа с учебником Л.М. Рыбченковой, упр. 8 с. 7).
И как-то так повелось, что когда знатные приезжали в деревню на побывку, когда к знатному земляку в избу набивался вечером народ – слушали какие-нибудь дивные истории или сами рассказывали про себя, если земляк интересовался, – тогда-то Глеб Капустин приходил и срезал знатного гостя. Многие этим были недовольны, но многие, мужики особенно, просто ждали, когда Глеб Капустин срежет знатного. Даже не то что ждали, а шли раньше к Глебу, а потом уж – вместе – к гостю. Прямо как на спектакль ходили. В прошлом году Глеб срезал полковника – с блеском, красиво. Заговорили о войне 1812 года… Выяснилось, что полковник не знает, кто велел поджечь Москву. То есть он знал, что какой-то граф, но фамилию перепутал, сказал – Распутин. Глеб Капустин коршуном взмыл над полковником… И срезал. Переволновались все тогда, полковник ругался… Бегали к учительнице домой – узнавать фамилию графа-поджигателя. Глеб Капустин сидел красный в ожидании решающей минуты и только повторял: «Спокойствие, спокойствие, товарищ полковник, мы же не в Филях, верно?» Глеб остался победителем; полковник бил себя кулаком по голове и недоумевал.
Почитайте текст.
Какова тема прочитанного текста?
Определите тип и стиль речи.
Какова форма речи прочитанного текста?
Можно ли сказать, что это монолог-повествование?
Выделите другие виды монологов по аналогии.
Приведите примеры монолога-описания и монолого-рассуждения.
Дайте определение этим видам монолога.
Обобщим: монолог – это форма речи, обращенная говорящим к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию другого лица. Функционально-смысловые типы монолога: повествование – последовательный рассказ о событии; описание – словесное изображение предмета или явления; рассуждение – объяснение явлений действительности.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Установите соответствие
Текст | Тип монолога |
А.…Мальчика — его звали Славик — с малолетства учили всему доброму: ему говорили, что все люди должны быть счастливыми, что все они хотят жить, есть возделанный ими хлеб, любить, что ни один человек никакого права не имеет душить другого, что людям не нужна война, а нужен мир, и тогда они сами увидят и поймут, где лежит дорога к счастью, и не будут убивать один другого, и не будут измываться один над другим… | 1) Описание 2) повествование 3) рассуждение |
Б.Только что отгремела первая весенняя гроза. Деревья в негустом дубовом перелеске, зеленое займище, серо-голубые кусты молодой полыни по обочинам проселочной дороги сверкали радужными дождевыми каплями, и все вокруг сияло, переливалось, пахло свежо и молодо, как всегда бывает после буйной майской грозы. | |
В. Да, такое время придет. Исчезнут на земле войны, не будет убийств, грабежей, лжи, коварства, клеветы. Белые, черные и желтые люди станут людьми-братьями. Они не будут знать ни угнетения, ни голода, ни унижающей человека нищеты. Они обретут радость, счастье и мир. | |
Г. Ее мы увидели, как только стали переезжать заросшую невысоким камышом речку. Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. Вокруг нее сгрудились дети, коровы, овцы, куры. Заметив нас, звонко заржали рыжие кони. Вверху носились белокрылые голуби. | |
Д. Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке… |
5. Первичная проверка понимания
Беседа. Учитель:
Разновидности монологов выделяются в зависимости от того, в каком качестве происходит выступление и какова цель говорящего. Давайте вспомним, каковы основные признаки каждого из видов типов речи, соотносимых с видами монологов.
-Повествование (что происходит, произошло?): последовательность событий (сначала, потом), нет метафор, все действия реальные, глаголы в прош. времени, реже в наст. вр. – в динамике, в основном совершенный вид – сделать?
-Описание (какой? что изображено?): прилагательные, оценочные суффиксы, сравнения, придаточные определительные со словом который.
-Рассуждение (о чем рассуждается?): метафоры, будущее время, вводные слова, восклиц. и вопросительные предложения, глаголы в инфинитиве (что делать?), слова думает, размышляет, должен, может, подчинительные союзы (чтобы, потому что, ведь, если), внешняя среда и состояние человека, наречия, частицы: интересно, именно поэтому, частица бы (уехал бы).
Учитель:
Композиция текста также отличается сложностью, односложные и простые реплики практически полностью отсутствуют. Это объясняет тот факт, что в повседневной жизни монологическая речь не распространена, а больше характерна для следующих сфер: искусство и литература; психология; ораторские выступления на научных конференциях; политические выступления; передачи на телевидении и в радиоэфире. Попробуем и мы составить свои монологи.
6. Первичное закрепление. Сочинение-миниатюра.
Создайте монолог -описание (1 ряд), монолог-повествование (2 ряд), монолог-рассуждение (3 ряд), выбрав соответствующие темы. Определите, где будет использоваться созданный вами монолог. Готовьте выступление с учетом речевой ситуации, помните, что в любом тексте должно быть вступление и заключение. Темы:
«Руки матери»
«Нужно ли постоянно ждать от родителей подарки?»
«Как мы с семьей проводим выходной день»
«Что общего между солнечным светом и любовью матери?»
«Как я помогаю родителям»
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Выступления учащихся и обсуждение выступлений. Обращаем внимание на композиции выступлений.
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Упр. 36 (с.23), вариант А или Б на выбор. (Учебник Рыбченковой Л.М.)
10. . Рефлексия.
Использованная литература
1. Бондаренко М.А. Русский язык: 7-й класс: методическое пособие к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 7 класс» / М. А. Бондаренко. — Москва : Просвещение, 2023 - 105 с.
2. Монолог и его виды. «Облако знаний». [Электронный ресурс]. - 2024. - URL: https://oblakoz.ru/conspect/490042/monolog-i-ego-vidy (дата обращения 23.06.2024)
3. Монологическая речь - виды, характеристика и функции. [Электронный ресурс]. - 2024. - URL: https://nauka.club/russkiy-yazyk/monologicheskaya-rech.html (дата обращения 23.06.2024)
Горбачёва Марина Юрьевна
Юлия Васильевна Воробьева
Юлия Васильевна Воробьева
Медведева Татьяна Петровна
Елена Владимировна
Селиванова Галина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна