Урок экологии «Биотические факторы- гетеротипические реакции»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Гетеротипические реакции
Гетеротипические реакции - это взаимодействия между особями, принадлежащими к разным видам. Различные виды взаимодействий подобных популяций (например, А и В) представлены в таблице.
Виды гетеротипических реакций
Гетеротипические реакции |
Вид А |
Вид В |
Конкуренция |
- |
— |
Симбиоз |
+ |
+ |
Сотрудничество |
+ |
+ |
Комменсализм |
+ |
0 |
Аменсализм |
- |
0 |
Хищничество |
+ |
— |
Паразитизм |
+ |
Условные обозначения:
О - нет влияния на данный вид,
(+) - благоприятное влияние,
(-) - неблагоприятное (отрицательное) влияние.
Конкуренция. Межвидовые взаимоотношения, при которых популяции в борьбе за пищу, местообитание и другие необходимые для жизни условия воздействуют друг на друга отрицательно. Обостренной конкуренцией нередко объясняется несовместимость в одном водоеме широкопалого и узкопалого раков. Обычно победителем оказывается узкопалый рак как наиболее плодовитый и приспособленный к изменяющимся условиям среды.
Примером конкуренции растений могут служить взаимоотношения лисохвоста лугового и типчака. Эксперименты показали, что типчак может произрастать во влажной почве, но в сообществе лисохвоста лугового не растет. Здесь он подавляется теневыносливым и быстрорастущим лисохвостом, в более сухих местностях типчак подавляет лисохвост. Пример межвидовой конкуренции между рысью и росомахой показан на рисунке. Различают две формы конкуренции:
Прямая - осуществляется путем прямого влияния особей друг на друга, например, при агрессивных столкновениях между животными или выделении токсинов у растений и микроорганизмов.
Косвенная - не предполагает непосредственного взаимодействия между особями. Она происходит опосредованно - через потребление разными животными одного и того же ресурса, который является ограничивающим (лимитирующим) фактором. Поэтому ^косвенную конкуренцию называют также эксплуатационной.
Было обнаружено, что в процессе жизнедеятельности растения, животные и микроорганизмы выделяют во внешнюю Среду газообразные, жидкие и твердые вещества (фитонциды), которые, обладая определенной биологической активностью, оказывают влияние на другие организмы. Явление это известно с древних времен, но лишь в 1937 г. немецкий ботаник X. Молиш дал ему название аллелопатии - взаимный, - страдание, воздействие) - взаимодействие организмов посредством специфически действующих химических продуктов обмена веществ.
Чаще всего аллелопатия проявляется в подавлении одного вида другим, например, пырей и сорняки вытесняют культурные растения, орех и дуб своими выделениями угнетают травянистую растительность под кроной и т. д.
Симбиоз. Обоюдовыгодное сожительство особей разных видов. Классический пример симбиоза у животных - сожительство рака-отшельника и актинии, которая прикрепляется к спине рака, маскируя и защищая его (у кишечнополостных имеются стрекательные клетки). В свою очередь, актиния питается кусочками пищи, оставшимися от трапезы рака, и использует его как средство передвижения.
Форму симбиоза приобретают отношения многих муравьев и тлей: муравьи защищают тлей от врагов, а сами питаются их сахаристыми выделениями. Наиболее совершенный симбиоз наблюдается у термитов, пищеварительный тракт которых служит приютом для жгутиковых. Термиты известны своей способностью питаться древесиной, несмотря на отсутствие у них ферментов, гидролизующих целлюлозу. Это делают за них жгутиконосцы. Образующийся сахар используется термитами. Термиты не могут существовать без этой.кишечной фауны. Симбиоз среди растений представлен в широко распространенных лишайниках - симбиозе водорослей и грибов.
Сотрудничество. Случай, когда две популяции образуют сообщество. Оно не является обязательным, так как каждый вид может существовать отдельно, но жизнь в сообществе приносит пользу обоим. Совместное гнездование нескольких видов птиц, таких, как крачки й цапли, представляет пример сотрудничества, позволяющего им более успешно защищаться от хищников.
Комменсализм - сотрапезник). Один из вариантов сожительства организмов разных видов, при котором один организм живет за счет другого, не причиняя ему какого-либо вреда. Комменсализм ближе к симбиозу, чем к паразитизму. Например, рыба-прилипала присасывается к крупной рыбе и передвигается вместе с ней, питаясь остатками ее корма. На наземных его пищи, схватывая их непосредственно с ротовых частей хозяина. жуках (навозниках, мертвоедах и др.) встречаются подвижные личинки гамазовых клещей, которые таким способом и расселяются. Кольчатый червь, живущий в раковине своего хозяина, рака-отшельника, поедает остатки.
Аменсализм (от лат. тепза - стол, трапеза). Взаимоотношения, при которых возникают отрицательные условия для одной из популяций: угнетение роста, размножения и др., а вторая подобным неудобствам не подвержена. Аменсализм можно рассматривать как крайнюю форму аллелопатии, т. е. невозможности существования того или иного вида в присутствии другого в результате интоксикации среды. Таковы, например, взаимоотношения плесневых грибов с бактериями (плесневые грибы вырабатывают антибиотики, в присутствии которых жизнедеятельность бактерий подавляется или существенно ограничивается).
Хищничество. Взаимодействие между популяциями, при котором одна из них, неблагоприятно влияя на другую, получает от этого выгоду. Обычно жертва убивается хищником и съедается целиком или частично. В основе отношений «хищник - жертва» лежат пищевые связи. До недавнего времени было распространено мнение, будто все хищники - вредные животные, и их следует уничтожать. Это ошибочное представление, поскольку уничтожение хищников часто приводит к нежелательным последствиям и
наносит большой ущерб и природе и хозяйственной деятельности
человека. Ведь жертвами хищников обычно бывают больные и ослабленные особи, уничтожением которых сдерживается распространение болезней, оздоравливается та или иная популяция. Сегодня уже нет сомнений, что волки, например, содействуют интенсивному размножению и повышению жизнеспособности популяции
северных оленей в лесотундре и тундре; щуки в прудовых хозяйствах, если они
количественно не превышают определенного предела, стимулируют продуктивность карпов, и т. п.
Паразитизм -Межвидовые взаимоотношения, при которых один вид (пара-
зит) живет за счет другого (хозяина), поседяясь внутри или на поверхности его тела.
Например, бычьи ленточные черви попадают в организм человека при использовании в пищу сырого или плохо обработанного мяса, содержащего личинки этого паразита. Попав в пищеварительный тракт человека, они вырастают во взрослых ленточных червей, присасываясь головками к стенкам кишечника. Кишечник человека поставляет им пищу, воду, создает теплую среду. Обжившиеся здесь ленточные черви откладывают яйца, которые с испражнениями человека вновь поступают в окружающую среду, и т. д.
Например, бычьи ленточные черви попадают в организм человека при использовании в пищу сырого или плохо обработанного мяса, содержащего личинки этого паразита. Попав в пищеварительный тракт человека, они вырастают во взрослых ленточных червей, присасываясь головками к стенкам кишечника. Кишечник человека поставляет им пищу, воду, создает теплую среду. Обжившиеся здесь ленточные черви откладывают яйца, которые с испражнениями человека вновь поступают в окружающую среду, и т. д.
К паразитам относятся хорошо знакомые вам грибы - опята. Они группами поселяются на пнях, поваленных древесных стволах, а иногда и на живых деревьях, питаясь накопленными ими органическими веществами.
Между паразитизмом и хищничеством существуют переходные формы, которые трудно отнести к той или иной категории гетеротипических реакций. Например, среди некоторых насекомых (ос, пчел, муравьев) есть виды-паразитоиды, которые вначале (в личиночном состоянии) ведут себя как паразиты, щадя жизненно важные органы хозяина, а под конец развития съедают своего хозяина и становятся настоящими хищниками.
Вопросы и задания
1.Дайте краткую характеристику биотических факторов. Приведите примеры.
В чем заключается эффект группы и эффект массы? Приведите примеры.
В чем заключается экологический смысл принципа У. Олли?
Типы биотических связей (симбиоз, коменсализм, хищничество).
Биотические факторы. Позитивные отношения между организмами
Биотические факторы. Негативные взаимоотношения между организмами
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
https://studfiles.net/preview/5708294/page:3/
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций