12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Оксана Петровна Коржова18

Экологические факторы среды
DOC / 165.48 Кб

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ»

ФИО (полностью)

Коржова Оксана Петровна

Место работы

МКОУ «Черновская средняя школа»

Должность

Учитель биологии

Предмет

Биология

Класс

5 класс

Тема и номер урока в теме

Тема № 3. Жизнь организмов на планете земля.

Урок № 2. Экологические факторы среды.

Базовый учебник

«Биология» 5 класс. (И.Н. Пономарёва И.В. Николаев О.А. Корнилова) «Вентана-Граф» 2012

     

 Цель  урока: Образовательные: Сформировать представление об экологических факторах среды, рассмотреть их влияние на организм. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе.

 Задачи:  Формировать УУД:

- Личностные УУД:  Оценивание усваиваемого содержания, Обеспечивающее личностный моральный выбор.

- Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи, сравнивать, контролировать, коррекция инициативы, управляющая деятельность, самоконтроль.

- Коммуникативные УУД: Речевая деятельность, сотрудничество, работа с источниками, определение цели, принятие решения и его реализация, умение выражать свои мысли.

- Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Тип урока:   комбинированный  (урок открытия новых знаний и первичного закрепления  знаний).  

 Формы работы учащихся:   Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

 Необходимое техническое оборудование: Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

 Структура и ход  урока    1.Организация учащихся 2.Актуализация опорных знаний 3.Мотивация к учебной деятельности 4.Формулирование темы урока, постановка цели  5.Изучение нового материала 6.Закрепление знаний  7.Контроль полученных знаний  8.Рефлексия.

 

ЭТАП УРОКА.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время

 

 

1.

Организационный момент мотивация к учебной деятельности 

Обеспечивает нормальную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению.

- Добрый день, ребята.

 Рада вас всех видеть. Вижу у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня  дружно и активно поработаем. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день».

Слайд №1

А девизом нашего урока будут такие слова:
«Думаешь – коллективно! Решаешь – оперативно! Отвечаешь – доказательно! Борешься – старательно! 
И открытия нас ждут обязательно!
– Желаю Вам доброго урока и хорошего настроения.

Проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.

 

Приветствие учащихся

Личностные УУД:

  •  

Коммуникативные УУД:

сотрудничество с учителем и сверстниками

 

1  мин.

 

 

 

2.

Актуализация опорных знаний

Рассказываю легенду:

«На международном симпозиуме познакомились и подружились КАРАСЬ, КРОТ, ВОРОБЕЙ И АСКАРИДА. Очень не хотелось им расставаться. И решили они жить вместе».

 Скажите ребята, это возможно?

  •  

О чём вы говорили на прошлом уроке?

Вы изучили среды обитания живых организмов.

Слайд №2

_ Что такое среда обитания? Среда обитания – все, что окружает живой организм, в том месте, где он живет.

- Какие среды обитания существуют? (наземно-воздушная, почвенная, водная и организменная)

Приложение №1

Тексты заданий на столах.

Задание для группы №1. Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, за­пасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в те­чение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...

Пропущенные слова: доста­точным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле

Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным ко­личеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Неко­торые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплаваю­щих птиц).

Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники

Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется боль­шим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практи­чески не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.

Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием

Какая среда не нашла места в ваших заданиях?  Какой  вывод можно сделать?

Слайд №3

Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды?

Условия среды называются экологическими факторами.

 

 

Слушает, анализирует, определяет о чём идёт речь, выполняет задание, взаимопроверку

Дети:– нет!!!

Каждый живёт в определённых условиях.

Воробей не сможет жить в воде, также как карась не сможет жить на суше и т.д.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные:
 умение достаточно полно и точно выражать свои мысли,  владение монологической и диалогической формами речи, умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя
Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, обобщать, делать выводы.

5 мин.

 

 

3.

Мотивация к учебной деятельности

Звучит музыка леса учитель предлагает ребятам закрыть глаза и послушать.

- Я сегодня пришла в школу и в коридоре школы нашла веточку от цветочка. Она немного полежала и с ней что-то произошло.

- Как вы думаете, что произошло с веточкой?

- Почему она завяла?

- Какие природные условия оказали на веточку своё воздействие? (человек – который сорвал веточку без необходимости, отсутствие почвы и воды – которые необходимы для роста и развития растения)

- Может ли живой организм находиться как в вакууме, т.е.  не взаимодействуя с окружающей средой?

-  Что с ним произойдет?

Читают текст, анализируют, выбирают условия, обсуждают, перечисляют, дают ответ

Коммуникативные
умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Познавательные умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, осуществлять запись выборочной информации, использовать знаково-символические средства.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Личностные: умение проявлять в разных ситуация доброжелательность, внимательность, вежливость к другим, демонстрировать самостоятельность

4 мин.

 

 

4.

Формирование темы урока, постановка цели

- От чего зависит жизнь организмов в природе? (от действия на этот организм различных условий погоды и среды обитания, человека)

- Как будет звучать тема нашего урока.

-  Я предлагаю назвать тему нашего урока «Экологические факторы среды» слайд №4

-  Как вы думаете, почему факторы экологические? Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Слайд №5

- Какую цель мы поставим перед собой? Сформировать представление об экологических факторах среды, рассмотреть их влияние на организм.

- Что мы должны сделать для достижения цели урока, какие задачи мы должны поставить перед собой? (рассмотреть материал по данной теме, вспомнить эпизоды из своей жизни)

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Цветы, деревья и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года – Это факторы природы.

Принимает цели, высказывает своё мнение, что известно по теме, что не известно, что хотелось бы узнать, записывают тему в тетрадь

 

Личностные:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные           умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Регулятивные: умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

 

3 мин.

 

 

5.

Изучение нового материала

  Учитель:  Познакомимся с этими факторами подробнее.

 Давайте обратимся к учебнику стр.78 (какими бывают экологические факторы)

Слайд №6, 7

Начало: К факторам неживой природы относится: температура, вода, свет, ветер, количество кислорода и многие другие

Приложение №2

Сообщение 1:

Необходимым условием существования всех живых организмов на Земле является вода. Её недостаток приводит к приостановке жизненных процессов и даже гибели организмов. На протяжении большей части своей истории наша планета была полностью покрыта водой. Завоевав сушу, живые организмы, не утратили зависимости от воды. Вода является составной частью значительного большинства живых существ: она необходима для их нормальной жизни.

Многие животные пьют воду; другие, например амфибии, некоторые насекомые и клещи, через покровы тела всасывают её в жидком или парообразном состоянии. Большая часть животных пустынь никогда не пьет. Они удовлетворяют свои потребности за счет воды, поступающей с пищей. А верблюд потребляет воду, которая образуется из жира в его горбе. 

 

Сообщение 2:

 Важным фактором для живых организмов является температура. Тепло необходимо для роста и жизнедеятельности всех организмов, для прорастания семян и созревания плодов. С наступлением тепла природа пробуждается от зимней спячки, начинается  весеннее сокодвижение, набухают почки, распускаются листья, зацветают растения, многие животные приступают к размножению. Любой организм способен жить только в пределах определенных температур В наземно-воздушной среде и даже во многих участках водной среды температура не остается постоянной и может сильно изменяться в зависимости от сезона года или от времени суток. Животные и растения вынуждены приспосабливаться к этому. В холодное время наступает спячка у млекопитающих, сбрасывание листвы у растений , птицы улетают на юг.

Сообщение 3:

 Не менее важным фактором для большинства растений и животных является свет. Свет – это источник энергии на Земле. Зелёные растения только на свету образуют органические вещества в процессе фотосинтеза.. Именно от света зависит суточная и сезонная периодичность в поведении растений и животных:  линька, перелёты птиц, миграции рыб,  листопад и др. Со светом связан и такой сложный процесс, как зрение. Небольшие дозы ультрафиолетовых лучей необходимы человеку и животным. Под воздействием ультрафиолетовых лучей в организме образуется витамин Д, на коже появляется загар.

 

Сообщение 4:

В жизни растений значимую роль играет ветер. Он обладает косвенным действием: усиливая испарение, увеличивая сухость. Сильный ветер способствует охлаждению. Это действие оказывается важным в холодных местах. Ветер  усиливает испарение, способствует перекрёстному опылению, расселению растений. Ветер способен даже изменять внешний вид растений, особенно в горах. Он способен ограничивать рост деревьев. Большое значение имеют бури, их действие катастрофическое. Летающие насекомые часто неспособны бороться с ветром и поэтому легко переносятся им из привычных мест обитания, а некоторые виды используют ветер для массовых миграций. Птицы способны бороться с ветром, но также используют его во время миграций для уменьшения затрат энергии. Много других животных способны тем или иным образом использовать ветер для своих нужд или приспосабливаться к нему. Благородный олень, который имеет острое обоняние, может чувствовать хищников на наветренной стороне на расстоянии до 800 м. Ураганы и обычные ветры способны переносить животных и растения на большие расстояния и тем самым изменять состав живых сообществ.

Учитель:   А, сейчас, давайте ответим на ряд вопросов.  Вопрос № 1

С какими факторами связано питание растений ?

(Свет, вода, углекислый газ, минеральные соли.)

Вопрос № 2

Какой фактор влияет на изменение окраски большинства растений осенью?

( Свет.)

Вопрос № 3

Какой фактор поможет одуванчику освоить новые территории? (Ветер.)

Вопрос № 4

Назовите фактор, который может оказать влияние на скорость развития головастика? (Тепло.)

Вопрос № 5

Почему с наступлением холодов лягушки и ящерицы впадают в спячку?

(Т. к. они относятся к холоднокровным животным, у которых температура тела зависит от температуры окружающей среды. С наступлением  холодов интенсивность обмена веществ у них резко снижается.)

Учитель:   Послушайте внимательно  еще одно стихотворение:

 Соседи, соседи: жуки и медведи,

Орлы и козявки, деревья и травки…

Прожить без соседей - увы! – невозможно.

Иных обойдёшь далеко, осторожно,

Иными, как раз хорошо закусить,

А с кем-то под крышей теплее прожить.

Иные годятся для дальней дороги,

Другие поднимут тебя по тревоге.

А эти соседи помогут в беде.

Соседи, соседи – всегда и везде!

 

Учитель: Ребята, о каких факторах идёт речь в этом стихотворении? ( О факторах живой природы - биотических.)   Слайд №8,9

Учитель:   Чтобы лучше ознакомиться с другими факторами среды, обратимся ко второй группе

Сообщение 1:  Из учебника

 Сообщение 2:Взаимодействия организмов между собой могут быть различными например: 

Конкуренция – взаимодействие организмов, приводящее к взаимному подавлению обоих (организмы соперничают друг с другом за одни и те же ресурсы внешней среды: пищевые ресурсы, убежище, свет и т. д.).

Хищничество - взаимодействие организмов, при котором одни поедают других.

Паразитизм - взаимодействие организмов, при котором один организм используют другой как среду обитания и источник пищи, угнетая последнего.

Симбиоз – взаимовыгодное взаимодействие организмов.

Сообщение 3: Загадки: Узнать вид взаимодействия организмов

1. На севере снежном песец обитает,

Пушистую шубку его всякий узнает.

Родней он приходится рыжей лисице,

Но писем не пишет он хитрой сестрице.

(Лиса – песец, конкуренция)

2. Стой, плотва и караси!

И пощады не проси:

Я – хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду.

(Щука – плотва и караси, хищничество)

3. Дела с гигиеной у Барсика плохи:

Кусают и мучают котика блохи.

(Блохи – кошка, паразитизм)

9.Удивительное дело –

Как дружны зелёный с белым!

Друг за друга отвечают

И друг друга выручают.

Свыклась водоросль с грибком

Да с развесистым дубком.

Зацепились на коре,

У забора, на стене.

(Лишайник, симбиоз)

 Физкультминутка.

Звучит музыка леса

- Встаньте, закройте глаза и представьте, что вы стоите на солнечной полянке. Протяните руки к солнцу, погрейте ладошки на солнышке. Давайте погуляем по полянке. Зашли в лес и увидели грибок. Присели посмотрели, Мухомор оказался. Пора возвращаться. Открыли глаза и сели за парты.

Учитель:  А могут люди  влиять на живые организмы? (Да.)

Итак, мы подошли к следующему фактору

Слайд №10,11

Ученик:

 Сколько исчезло с планеты зверья,

Растений, и это восполнить нельзя.

И если теперь не спасти нам остатки,

Мы завтра в Сахаре проснёмся, ребятки!

Нельзя переделывать с ходу природу,

Она устоялась не с прошлого года.

Реки, озёра, леса и луга

Должны сохраняться всерьёз и всегда!

 Сообщение 1: из учебника

Сообщение 2: из учебника

 

Человек действительно покорил природу, но и природа мстит людям за каждую победу над ней, преподнося свои «сюрпризы». Какие?

 

Смотрят, слушают текст, записывают понятия в тетради, отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе

 

Работают по чёткому алгоритму заданий

 

Коммуникативные

  умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Познавательные умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, осуществлять запись выборочной информации, использовать знаково-символические средства.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Личностные: умение проявлять в разных ситуация доброжелательность, внимательность, вежливость к другим, демонстрировать самостоятельность

 

15 мин.

 

 

6.

Первичное закрепление.

Мы теперь знаем все о факторах среды и сможем правильно распределить все факторы по своим местам с объяснением.

- Распределите факторы среды в три колонки:

Факторы живой природы                                                  

Факторы неживой природы                                

Антропогенный фактор

Лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс мусора в реку, опыление растений насекомыми.

 

 

 

Ответы дают устно

Коммуникативные:
 умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи

 Регулятивные Умение вести диалог с учителем, аргументировать свою точку зрения, оценивать свои результаты Познавательные умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; работа с учебником – анализ иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий.

 

 

 

 

   мин.

 

 

 

7.

Контролирующие задание

Подведя итог нашего урока давайте выполним задание №3  в рабочей тетради на странице 51-52

  Выставление оценок по итогам теста и за работу на уроке

 

Выполняют тест

 

Познавательные: умение преобразовывать информацию из одного вида в другой

Регулятивные: умение          оценивать действия и   результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

 

 

 

      мин.

 

 

8.

Рефлексия учебной деятельности

Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

-Как вы оцениваете работу вашей группы?

(Мнение учителя о работе каждой из групп.)

-Пригодятся ли вам в жизни знания по данной теме?

Слайд №12,13

Мне очень приятно было общаться с вами на сегодняшнем уроке. Мне бы хотелось узнать ваше мнение об уроке.

 

Определяет уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе

 

 

 

 

 

Дают сигнал о том, как прошёл урок (с помощью смайликов)

Регулятивные: умение          оценивать действия и   результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их.

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,

    мин.

 

 

9.

Домашнее задание

Задаёт домашнее задание

Слайд №14

1.Выучить материал параграфа 18 учебника

2. Ответить на вопросы учебника после параграфа

3. Рабочая тетрадь стр.52 зад.4, стр.53 зад.6

3. Объясните пословицы:

- Весенний дождь растит, а осенний гноит»

- Где вода есть, там в саду цвесть

- Не высок лесок, а от ветра защита

Слайд №15

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним                 

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все (вместе)      

природу  сохраним!

 

Записываю домашнее задание в дневник

Выставление оценок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2   мин.

 

 

                   
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.