12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пестова Марина Валерьевна32

Урок «Правление князя Владимир. Крещение Руси».

6 класс

Цель : Дать представление о крещении Руси при правлении князя Владимира в 988 г.

Воспитание уважения к истории Отечества через ознакомление с историей Родины на примере жизни князя Владимира.

Личностные результаты: воспитание патриотизма на примере жизни выдающейся личности

Метапредметные результаты: развитие универсальных учебных действий через умение структурировать знания, обобщать, анализировать, устанавливать логические связи; развитие коммуникативных умений и навыков.

Предметные результаты: сформировано представление о личности князя Владимира, о его выдающейся роли в истории нашего государства; дать представление о принятии христианства на Руси.

Тип занятия: урок усвоения новых знаний

Оборудование: экран, дидактический материал, детские энциклопедии, исторические источники, Данилов А.А., Данилов Д.Д., Российская история с древнейших времен до начала XVI века. Учебник 6 класса основной школы, 2015.


Ход урока. Этап актуализации знаний. Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Скажите, пожалуйста, имеются ли в нашем городе храмы? Да, в нашем городе есть храмы. А как вы думаете, почему? Ответ мы можем найти в словах Закона РФ: «особая роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, принадлежит православию», т.е. христианской вере.

Этап целеполагания и мотивация.

Обратите внимание: московский Кремль считается сердцем России. В Кремле – место правителя страны. Как же выглядит самое главное в стране место? Именно здесь явно чувствуется русский дух, который нам достался в наследство от предков. Что мы видим? Золотые купола - и сегодня стоят семь древних храмов на Соборной площади Кремля. А 100 лет назад на его территории располагались еще и два монастыря. И в каждом храме - иконы, росписи… Чтобы сердце России понять, нужно всё-таки узнать великую русскую культуру, в основе которой христианская вера. Вера, выбранная князем Владимиром для своего народа. Сегодня мы с вами разделимся на группы (жетоны 3 цвета). Мы отправляемся в X век, во времена святого князя Владимира.

Нам потребуются три группы. Баллы ставятся за каждый ответ:

- 0 если ответ нулевой,

1 балл за краткий ответ,

2 – за развернутый.

Что-то вам уже известно, что - то-то вы еще не знаете. Какие же страницы родной истории вам незнакомы? Сейчас проверим. Я выдаю всем трем группам по вопросу, даю минуту на обсуждение, а потом каждая команда отвечает, используя §5 учебника.

(Учитель ответы дополняет).


Ход урока.

Итак, Владимир Красно Солнышко. Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. С 980г. Владимир стал великим князем всей Русской земли до 1015г. в Киеве, столице Киевской Руси. (Запись в тетрадь).

Историки назвали его великим, Церковь - святым равноапостольным, Красным Солнышком прозвал его народ.

1 вопрос 1 гр.: Откуда у нас знания о событиях X века?

Из летописей, из былин. Про князя Владимира рассказывается в самой древней из дошедших до нас летописей - «Повести временных лет…» (еще называемой «Первоначальная» или «Несторова»). Она была создана в Киеве в начале XII века (1113 г.). «Повесть временных лет…» её писал святой монах Нестор. Нестор-летописец жил в Киево-Печерском монастыре.


1 вопрос 2 гр.: Дайте характеристику Владимира «Красно Солнышко»?

Учащиеся находят в п.1 §5 характеристику.

1 вопрос 3 гр.: Что вы знаете об отце князя Владимира?

Лихой наездник, воин, охотник. Закаленный в походах, способный спать на сырой земле, владеющий и копьем, и мечом, и луком, он неустанно отражал нападения врагов на Русь. Рассказы о его битвах и походах дошли до наших дней. Святослав отбивался от волжских хазар, половцев, воевал с булгарами, печенегами, защищая и укрепляя Русь. Владимир восхищался им.

В летописи рассказывается, например, как воевал князь Святослав с греками. Когда два войска сошлись, греки решили хитростью выведать количество русских воинов. Для этого послали грамоту, в которой говорили, что не хотят воевать и готовы выплатить дань на каждого ратника и просят назвать их число. А русских всего десять тысяч. А греков сто. Святослав отвечает: «Нас двадцать тысяч». Греки радуются, значит, их в пять раз больше. И нападают. И тогда‑то Святослав призывает воинов биться за Русь до последней капли крови. «Я буду в первых рядах и не пожалею своей головы». Отвечают ему воины: «Где твоя голова будет, там будут и наши». Именно тогда Святослав произнес великую фразу: «Мертвые сраму не имут». То есть бьемся насмерть. И если даже не победим, то стыдно не будет - героическая смерть покроет воинов славой.

И еще одно его выражение осталось в народной памяти - «иду на вы». Оно означало, что Святослав не нападал внезапно, не был коварен, он предупреждал противника о своем приближении.

***

2 вопрос 1 гр.: Что вы знаете о бабушке князя?

Отец и бабушка больше всех повлияли на характер князя Владимира. Хотя оба они были очень властные, сильные правители, но в то же время жизнь их очень отличалась.

Бабушка была христианкой. Крестилась она в Константинополе – главном городе Византийской империи. И крестным отцом ее стал сам византийский император.

Когда бабушка возила внука по родной земле - они вместе побывали в Пскове, Новгороде, Белгороде, Чернигове - везде маленький Владимир видел как любят бабушку, как она приветлива со всеми. Во время его детства немного было в Киеве христиан, но были. И церковь была. Видел внук, как усердно молится бабушка, слышал её молитвы.

И главную разницу между отцом и бабушкой Владимир заметил и усвоил: христианку Ольгу люди любили, а князя Святослава боялись.

2 вопрос 2 гр.: Какие мероприятия Владимира 1 привели к укреплению государства? §5 п.1.

2 вопрос 3 гр.: Какое историческое событие произошло на Руси в 988 году?

В конце лета 988 г. Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра, и византийские священники в водах великой реки людей крестили. Это событие и вошло в историю как Крещение Руси. Разрозненные, кочующие племена на огромных просторах - от северных и до южных морей, от Уральских гор до Балканских - Крещение объединило в единое государство.

988г.- Крещение Руси (запись)

***

3 вопрос 1 гр.: Какие причины принятия христианства вы можете назвать? (записать в тетрадь)

3 вопрос 2 гр.: Расскажите о выборе веры Владимиром?

3 вопрос 3 гр: Какое значение имело принятие христианства для Руси?


Дополнительный материал:

Крещение князя ускорила византийская царевна Анна. Кто знает, что это за история?

В Киеве народ бывал разный: и католики, и мусульмане, и иудеи. Каждому хотелось могущественного русского князя в свою веру обратить. Сперва он со всеми пообщался, всех выслушал, никого не перебивал. Долее всех говорил с греческим философом. А потом, чтобы получше разобраться в чужих богах, князь разослал мудрых людей в разные страны. По возвращении послов определился: пришлась по душе вера греческая, православная.

Казалось бы, чего проще: выбрали веру, зовите батюшек, объявляйте народу повеление князя. Тем более, власть его была непререкаемой. Но Владимир считал, что, приняв веру от Византии, он будет зависеть от византийских императоров. Ему хотелось, чтобы киевский престол был равен цареградскому. Потому послал в Константинополь требование императорам – отдайте мне в жены сестру вашу Анну. Они воспротивились – не пойдет христианка за язычника. Тогда, рассказывают летописи, Владимир осадил главный греческий город в Крыму – Херсонес. Греки сопротивлялись, но Владимир перекрыл трубы, по которым шла в город вода, и греки сдались. Он вновь повторил свои условия. Здесь, говорит летопись, византийцы согласились. Невеста приехала, а жених в это самое время вдруг ослеп! Плачущая Анна уговаривает Владимира скорее креститься – может пройдет странная болезнь. И, когда обряд свершился, князь действительно прозрел: и телесными очами стал видеть, и душевными. То есть не просто свет увидел, а открылся ему истинный Бог.

Князь вернул грекам захваченный город, освободил их от дани. Обвенчался с Анной и она стала первой и единственной законной женой князя Владимира. Именно она родила Владимиру любимых сыновей - будущих русских святых Бориса и Глеба.


***

4 вопрос 1 гр.: Читаю отрывок из «Повести временных лет». О каких событиях в отрывке рассказывается? Назовите страну и город, в которых они происходили: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом… Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького…» (Ответ: страна Византия, город Константинополь)

4 вопрос 2 гр.: В «Повести временных лет» о выборе послов написано: «Тогда выбрали 10 мужей ------ и ------ и послали их сначала к магометанам, потом к немцам. А потом к грекам». Здесь пропущены 2 слова – догадайтесь, каких мужей выбрали киевляне? (Подсказка: каких бы вы послов выбрали?) (Ответ: «славных и умных»)

вопрос 3 гр.: «И, помолившись Богу, сказал он так: "Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов"». Как с той поры называли эту церковь?

(Ответ: Десятинная церковь)

Десятинная церковь

Из Византии прибыли на нашу землю и искусные мастера каменных дел. Помощники из русских людей учились у них и оказались такими способными, что скоро по всей Руси стали возводиться каменные храмы. Одним из первых вознесся к небу Десятинный храм. Как раз у того места, где свершалось Крещение. И улица там получила название Крещатик. А деньги на строительство храма выделил князь из своей казны. Десятую часть. Он хотел и больше вложить денег, но митрополит Михаил сказал, что именно такая, десятая, часть от доходов, установлена издревле. Пожертвовать больше – расточительство, меньше – жадность. Десятую часть от своих доходов вносили на церкви и дружинники, и бояре, и купцы, и служивые люди. И бедные люди приносили свои копеечки. И с такой скоростью строились церковные здания, что уже в начале XI века в одном только Киеве насчитывалось свыше трехсот церквей. А по красоте сравнивали Киев с Константинополем и Римом.

В Десятинную церковь перенесли мощи великой княгини Ольги. Здесь же позже святой Владимир похоронил свою жену Анну.

В 13 веке монголы под предводительством Батыя разрушили Киев. От Десятинного храма остались развалины. Они простояли нетронутыми четыре века, и лишь в 17 веке в храме возобновились богослужения.

В 19 веке на месте первой Десятинной церкви начали возводить новую, по проекту архитектора Василия Стасова. Построили храм за 14 лет, но простоять ему было суждено недолго. В 1936-ом здание разобрали на кирпичи. Современные археологи продолжают раскопки на месте Десятинной церкви.


***

вопрос 1 гр.: Служители новой веры – кто это? §5, п.3

5 вопрос 2 гр.: Кто такие апостолы? (Ответ: ближайшие ученики Христа)

5 вопрос 3 гр.: Кто из апостолов Христовых побывал на русской земле?

(Ответ: апостол Андрей Первозванный)

*

Дополнение последнего ответа. Считается, что один из 12 апостолов - святой Андрей Первозванный, «коего Сам Христос от рыболовного дела к апостольскому призвал» - дошел и до наших русских земель. Раз святой Андрей посетил территорию будущей Руси, то он и стал её святым покровителем. Поэтому и флаг ВМФ у нас называется Андреевским. И первым орденом, который появился в России во времена Петра I, стал Орден Святого Апостола Андрея Первозванного. И сегодня в нашей стране это самый главный орден. Этап осознания и осмысления материала урока.

Сделаем вывод: для чего жил князь Владимир?

Жил, чтобы послужить народу и Отечеству. Столько добра сотворил, что памятники ему остались по всей русской земле. C князя Владимира и грамотность на Руси начала распространяться. Именно он распорядился отдавать детей «в научение книжное», потому что видел великую пользу в чтении книг и в умении писать

Подведение итогов. Так, скажите, каким же человеком был князь? (сильный, мудрый, решительный…)

Свою историю надо знать и уважать. Потому что прошлое – это фундамент будущего.

Подведение итогов.

Рефлексия. Князь Владимир – какой он? Произнесите слова, подходящие для описания этой личности.

Домашнее задание. § 5, вопросы.

Создать презентацию по теме «Владимир Красное Солнышко» (по желанию).





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.