Тема урока «Не с причастиями»

Цель урока: Познакомить уч-ся со слитным и раздельным написанием не с причастиями.

Ход урока

1.Орг.момент

У. Доброе утро. Прошу вас занять свои места, мы начинаем урок русского языка. Я желаю вам сегодня хорошей, плодотворной работы. Подпишите ваши рабочие листы, запишите сегодняшнее число.

2.Актуализация имеющихся знаний

У. Вначале мы отправимся «по следам изученного», и я попрошу вас напомнить мне тему изучаемого нами раздела. А поможет вам в этом стихотворение, которое вы видите на экране.

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

Уч. «Причастие»

У. Верно. Мы с вами продолжаем работать над темой «Причастие». И с одним из них вы встретитесь в следующем задании. Перед вами на доске записано предложение. Давайте прочитаем его . Как вы понимаете, о чем в нем говорится.

Человек,(не) желающий мыслить, закрывает вход в будущее.

Уч. Это значит, что человек, не желающий учиться и думать, сам себе закрывает двери ко многим открытиям и своему успешному будущему.

У. Ребята, давайте выполним синтаксический разбор этого предложения, расставим знаки препинания, объясним их постановку.

Уч. Человек,(не) желающий мыслить, закрывает вход в будущее. ( повеств., невоскл., двусост., полн., распр., осл. прич. оборотом.)

У. В слове какой части речи нужно раскрыть скобки?

Уч. В причастии.

У. Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно и объяснить свое решение?

Уч. Нет

У. Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие?

Уч. Правило, как пишется НЕ с причастиями.

У. Итак, давайте сформулируем и запишем тему нашего урока.

Уч. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

(Запись на доску и раб. лист)

У. Какой же будет цель нашего урока?

Уч. Узнать правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями и научиться применять его на практике.

У. Как будем добиваться цели? Где мы можем найти подсказки к открытию новых знаний?

Уч. В учебнике или самостоятельно попробовать вывести это правило.

У. Что выберете вы? Я предлагаю вам попробовать самим вывести правило «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями» с помощью таблицы, которую вы видите у себя на рабочих листах и на доске. Давайте проанализируем примеры предложений, где используются причастия с НЕ и сделаем выводы о слитном и раздельном написании.

НЕ с причастиями

СЛИТНО (все комментарии и обозначение орфограмм происходит в процессе совместной работы с детьми)

РАЗДЕЛЬНО

Негодующий взгляд

(без НЕ не употребляется)

Книга не прочитана

(крат. Причастие)

2)Непрочитанная книга

( нет зав.слов и противопоставления)

Не прочитанная мною книга

(есть зав.слово)


Не прочитанная, а просмотренная книга

(противопоставление с союзом А)



У. Итак, теперь, когда мы уже познакомились с правилами написания Не с причастиями, давайте построим алгоритм действий, который поможет вам в дальнейшей работе. У вас на партах, в конвертах, перепутанные шаги алгоритма, работая в паре, соберите их в нужной последовательности.

НЕ с причастиями

Не употребляется без НЕ Употребляется без НЕ

Пишу слитно полное краткое

Недоумевающий взгляд Раздельно Слитно Пишу раздельно

Есть противоп. 1.Нет противоп.и зав.сл. Письмо не отпра

С союзом А Насжатая полоса влено

Не купленная,

а подаренная книга

2.Есть зав.слова ( Не купленная мною книга)

У. Сверьте, пожалуйста , ваш алгоритм с эталоном (на слайде). Давайте еще раз проговорим, как с ним нужно работать. Если у вас есть ошибки, исправьте их.

Проговаривание образца работы с алгоритмом.

У. А теперь давайте вернемся к нашему первому предложению и проверим, как работает наш алгоритм.

Уч. Человек,(не) желающий мыслить, закрывает вход в будущее.

Уч. Причастие (не)желающий употребляется без НЕ, полное, есть зав.слово ДУМАТЬ, значит, пишется с частицей Не раздельно.

У. Молодцы. Наш алгоритм действительно помогает нам в опрделении слитного и раздельного написания Не с причастями. Теперь, пользуясь алгоритмом, выполним упражнение на доске (с объяснением выбора орфограммы и обозначением)

Ненавидевший ложь(не употр.), тетрадь не исписана (крат.прич.), не законченное, а начатое собрание(противопост.), не подаренная мною книга (зав.сл.), неостывший камин (нет зав.сл. противопост), задача не решена (крат.прич.), не запечатанное мною письмо (зав.сл.).



У. А теперь немного усложним задачу и поработаем с текстом. Ваша задача списать текст , раскрыть скобки и объяснить графически выбор орфограммы.

(Не)осмысленные понятия легко забываются .Правила хорошо помнишь, если они (не)вызубрены ,а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (не)понятное ,осознать (не)осознанное. И главное ,расстаться с ни чем (не)оправданной уверенностью ,что все произойдет само собой. (Не)ослабевающий интерес к миру- ваш союзник в учебе. Этот путь (не)закрыт любому.

Проверка выполненной работы с комментированием

У. А теперь я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу, пользуясь алгоритмом. Это задание будет оцениваться, критерии у вас записаны на рабочем листе.

0 ош. –«5»

1 ош. –«4»

2 ош. – «3»

Еще (не) тронутые увядание георгины высились перед окном.

(Не) умолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину.

Легко взбираться на гору, (не)заросшую кустарником.

Река, (не) скованная льдом, пенилась и бушевала.

В воздухе закружилась (не)опавшая, а сорванная листва.

(Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

Давайте проверим ваши работы. Объясним орфограмму Не с причастиями и постановку знаков препинания. (Проверьте, пожалуйста ,свои работу по эталону, представленному на слайде). Выставьте себе отметки.

У. Что нового вы сегодня узнали на уроке? Достигли ли мы той цели, которую ставили в начале урока?

Уч……

У. Что было трудным? Что осталось непонятным?

Выскажите, пожалуйста, свое впечатление от урока, используя метод незаконченных предложений.

Сегодня на уроке я ….

Мне было трудно…..

Мне удалось….

Я могу себя похвалить….. Мне нужно….

У. Сдайте, пожалуйста, рабочие листы, я выставлю вам отметки за сам.работу. Д.з. упр

Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок.



Резерв.упр. Работаем в парах.

1 ряд подчеркивает с краткими и с противопоставлениями

2 ряд подчеркивает с зависимыми словами

3 ряд подчеркивает без противопоставлений и зависимых слов

(Не)замеченная ошибка; гласные, (не)проверяемые ударением; (не)продуманный ответ; решение (не)продумано;

работа (не)закончена; (не)законченное сочинение;

еще (не)прочитанная мною книга; (не)обжитый строителями, а заброшенный край; (не)обозримая равнина; никем (не)нарушаемая тишина.



Проверка вслух с пояснением, как писать, слитно или раздельно.

1 ряд - Работа не закончена, решение не продумано; не обжитый строителями, а заброшенный край;

2 ряд - Гласные, не проверяемые ударением, еще не прочитанная мною книга, никем не нарушаемая тишина;

3 ряд - Незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации