Урок русского языка на тему «Не с причастиями»
Тема урока «Не с причастиями»
Цель урока: Познакомить уч-ся со слитным и раздельным написанием не с причастиями.
Ход урока
1.Орг.момент
У. Доброе утро. Прошу вас занять свои места, мы начинаем урок русского языка. Я желаю вам сегодня хорошей, плодотворной работы. Подпишите ваши рабочие листы, запишите сегодняшнее число.
2.Актуализация имеющихся знаний
У. Вначале мы отправимся «по следам изученного», и я попрошу вас напомнить мне тему изучаемого нами раздела. А поможет вам в этом стихотворение, которое вы видите на экране.
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное,
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
Уч. «Причастие»
У. Верно. Мы с вами продолжаем работать над темой «Причастие». И с одним из них вы встретитесь в следующем задании. Перед вами на доске записано предложение. Давайте прочитаем его . Как вы понимаете, о чем в нем говорится.
Человек,(не) желающий мыслить, закрывает вход в будущее.
Уч. Это значит, что человек, не желающий учиться и думать, сам себе закрывает двери ко многим открытиям и своему успешному будущему.
У. Ребята, давайте выполним синтаксический разбор этого предложения, расставим знаки препинания, объясним их постановку.
Уч. Человек,(не) желающий мыслить, закрывает вход в будущее. ( повеств., невоскл., двусост., полн., распр., осл. прич. оборотом.)
У. В слове какой части речи нужно раскрыть скобки?
Уч. В причастии.
У. Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно и объяснить свое решение?
Уч. Нет
У. Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие?
Уч. Правило, как пишется НЕ с причастиями.
У. Итак, давайте сформулируем и запишем тему нашего урока.
Уч. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
(Запись на доску и раб. лист)
У. Какой же будет цель нашего урока?
Уч. Узнать правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями и научиться применять его на практике.
У. Как будем добиваться цели? Где мы можем найти подсказки к открытию новых знаний?
Уч. В учебнике или самостоятельно попробовать вывести это правило.
У. Что выберете вы? Я предлагаю вам попробовать самим вывести правило «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями» с помощью таблицы, которую вы видите у себя на рабочих листах и на доске. Давайте проанализируем примеры предложений, где используются причастия с НЕ и сделаем выводы о слитном и раздельном написании.
НЕ с причастиями
СЛИТНО (все комментарии и обозначение орфограмм происходит в процессе совместной работы с детьми) | РАЗДЕЛЬНО |
Негодующий взгляд (без НЕ не употребляется) | Книга не прочитана (крат. Причастие) |
2)Непрочитанная книга ( нет зав.слов и противопоставления) | Не прочитанная мною книга (есть зав.слово) |
| Не прочитанная, а просмотренная книга (противопоставление с союзом А) |
У. Итак, теперь, когда мы уже познакомились с правилами написания Не с причастиями, давайте построим алгоритм действий, который поможет вам в дальнейшей работе. У вас на партах, в конвертах, перепутанные шаги алгоритма, работая в паре, соберите их в нужной последовательности.
НЕ с причастиями
Не употребляется без НЕ Употребляется без НЕ
Пишу слитно полное краткое
Недоумевающий взгляд Раздельно Слитно Пишу раздельно
Есть противоп. 1.Нет противоп.и зав.сл. Письмо не отпра
С союзом А Насжатая полоса влено
Не купленная,
а подаренная книга
2.Есть зав.слова ( Не купленная мною книга)
У. Сверьте, пожалуйста , ваш алгоритм с эталоном (на слайде). Давайте еще раз проговорим, как с ним нужно работать. Если у вас есть ошибки, исправьте их.
Проговаривание образца работы с алгоритмом.
У. А теперь давайте вернемся к нашему первому предложению и проверим, как работает наш алгоритм.
Уч. Человек,(не) желающий мыслить, закрывает вход в будущее.
Уч. Причастие (не)желающий употребляется без НЕ, полное, есть зав.слово ДУМАТЬ, значит, пишется с частицей Не раздельно.
У. Молодцы. Наш алгоритм действительно помогает нам в опрделении слитного и раздельного написания Не с причастями. Теперь, пользуясь алгоритмом, выполним упражнение на доске (с объяснением выбора орфограммы и обозначением)
Ненавидевший ложь(не употр.), тетрадь не исписана (крат.прич.), не законченное, а начатое собрание(противопост.), не подаренная мною книга (зав.сл.), неостывший камин (нет зав.сл. противопост), задача не решена (крат.прич.), не запечатанное мною письмо (зав.сл.).
У. А теперь немного усложним задачу и поработаем с текстом. Ваша задача списать текст , раскрыть скобки и объяснить графически выбор орфограммы.
(Не)осмысленные понятия легко забываются .Правила хорошо помнишь, если они (не)вызубрены ,а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (не)понятное ,осознать (не)осознанное. И главное ,расстаться с ни чем (не)оправданной уверенностью ,что все произойдет само собой. (Не)ослабевающий интерес к миру- ваш союзник в учебе. Этот путь (не)закрыт любому.
Проверка выполненной работы с комментированием
У. А теперь я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу, пользуясь алгоритмом. Это задание будет оцениваться, критерии у вас записаны на рабочем листе.
0 ош. –«5»
1 ош. –«4»
2 ош. – «3»
Еще (не) тронутые увядание георгины высились перед окном.
(Не) умолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину.
Легко взбираться на гору, (не)заросшую кустарником.
Река, (не) скованная льдом, пенилась и бушевала.
В воздухе закружилась (не)опавшая, а сорванная листва.
(Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.
Давайте проверим ваши работы. Объясним орфограмму Не с причастиями и постановку знаков препинания. (Проверьте, пожалуйста ,свои работу по эталону, представленному на слайде). Выставьте себе отметки.
У. Что нового вы сегодня узнали на уроке? Достигли ли мы той цели, которую ставили в начале урока?
Уч……
У. Что было трудным? Что осталось непонятным?
Выскажите, пожалуйста, свое впечатление от урока, используя метод незаконченных предложений.
Сегодня на уроке я ….
Мне было трудно…..
Мне удалось….
Я могу себя похвалить….. Мне нужно….
У. Сдайте, пожалуйста, рабочие листы, я выставлю вам отметки за сам.работу. Д.з. упр
Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок.
Резерв.упр. Работаем в парах.
1 ряд подчеркивает с краткими и с противопоставлениями
2 ряд подчеркивает с зависимыми словами
3 ряд подчеркивает без противопоставлений и зависимых слов
(Не)замеченная ошибка; гласные, (не)проверяемые ударением; (не)продуманный ответ; решение (не)продумано;
работа (не)закончена; (не)законченное сочинение;
еще (не)прочитанная мною книга; (не)обжитый строителями, а заброшенный край; (не)обозримая равнина; никем (не)нарушаемая тишина.
Проверка вслух с пояснением, как писать, слитно или раздельно.
1 ряд - Работа не закончена, решение не продумано; не обжитый строителями, а заброшенный край;
2 ряд - Гласные, не проверяемые ударением, еще не прочитанная мною книга, никем не нарушаемая тишина;
3 ряд - Незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина.