Урок экологии в 9 классе на тему «Опыты Г.Ф. Гаузе»

1
0
Материал опубликован 11 January 2018 в группе

 

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Опыты Г. Ф. Гаузе

Г. Ф. Гаузе решил проверить положения Лотки-Вольтерра и в 1930-1934 гг. провел эксперименты в системе, включающей две попу­ляции инфузорий. Эксперименты показали, что хищник - инфузория дидиниум - может полностью уничтожить свою добычу - инфузорию туфельку, но после этого сама погибает от недостатка пищи. Если же для жертвы создаются какие-либо убежища, где могут спрятаться от­дельные ее особи, то через определенное время популяция хищников погибает от голода, а сохранившиеся особи жертвы начинают интен­сивно размножаться.


 

Опыты свидетельствовали, что устойчивое взаи­модействие хищника и жертвы проявляется чрезвычайно редко и только тогда, когда отдельные особи последней недоступны для хищков.


 

Принцип Гаузе (теорема Гаузе, 1934), принцип конкурентно­го исключения, гласит, что два вида со сходными экологически­ми условиями не могут длительное время занимать одну и ту же экологическую нишу (принцип Гаузе уже рассматривался ранее).

Межвидовые взаимоотношения в системе хищник(паразит) - жертва (хозяин) в чистом виде в природе никогда не наблюдаются. Хищник, к примеру, питается не одним видом, а жертва преследу­ется также многими хищниками. Поэтому строго циклических ко­лебаний численности хищников (паразитов) и добычи (хозяина), предполагаемых математической теорией Лотки-Вольтерры, опы­тами Гаузе и других исследователей, в природе не существует. Тем не менее принцип математического моделирования сложных меж­видовых взаимоотношений позволяет углубить наши представления о механизме регуляции численности организмов в биоценозах


 


 

Проверь свои знания

Дайте определения или характеристику основным понятиям и терминам раздела «Демэкология»:

популяция; демэкология; пространственное распределение осо­бей; численность популяции; плотность популяции; рождае­мость; смертность; прирост популяции; темп роста; возрастная структура популяции; биотические факторы; гомотипические реакции: эффект группы, эффект массы, конкуренция; прин­цип Олли; гетеротипические реакции: конкуренция, симбиоз, сотрудничество, комменсализм, аменсализм, хищничество, па­разитизм; принцип конкурентного исключения Гаузе; экологи­ческая ниша; гомеостаз; динамическое равновесие; биоценоз; модель Лотки-Вольтерра «хищник-жертва».

Принцип Гаузе.

 

 

 

Основные экологические характеристики популяции

 
 

ШКОЛЬНЫЕ УРОКИ Генетические процессы в популяциях

 

 

 

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.