Урок 1 по русскому языку в 5 классе «Язык и языкознание»
Урок 1. Язык и языкознание. Русский язык. 5 класс
Цели урока:
обучать пятиклассников умению ориентироваться в материале учебника, формировать умение отбирать и систематизировать материал в соответствии с поставленной целью, строить высказывание на лингвистическую тему, повторить изученное в 4 классе из различных разделов языкознания с указанием этих разделов.
Урок «открытия» нового знания
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Мотивационный этап. Целеполагание
Демонстрация видео (длительностью 1 мин 23 сек) https://youtu.be/LL3USVjAZVs
Притча «Все в твоих руках». Текст притчи:
Жил один мудрец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.
Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал ему и думает:
— Дай-ка я над ним посмеюсь!
Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к мудрецу направился. Идет и про себя веселится:
— Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих — мёртвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел человек к прозорливцу и говорит:
— Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую?
Посмотрел на него мудрец и ответил:
— Все в руках твоих!
Уч-ль: ребята, а что сегодня находится в ваших уроках? (Обращает внимание на учебник).
-Можете ли вы сказать «Все в моих руках», держа в руках учебник. Ответ аргументируйте.
-Что мы будем делать сегодня на уроке? Почему это важно?
Уч-ся: будем знакомиться с учебником, это важно, потому что мы будем по нему учиться.
3. Актуализация ранее изученного материала: слово учителя с элементами беседы
-Что такое учебник? Для чего он нужен?
Книга, предназначенная для обучения какому-либо учебному предмету.
Подберите однокоренные слова к слову учебник. Что значит корень во всех этих слова?
Запись:
Учебник, учеба, ученик, учитель, учебный, учить, выучить, заучить, учительство, учащийся.
Разберем слово по составу: уч-еб-ник-. Слово учебник произошло от древнерусского слова «укъ» (учение), от этого же слова произошли слова наука, навык, привыкать, учить.
Другие слова с суффиксом еб: служебный, свадебный, молебен, хвалебный.
4. Подготовка к преодолению затруднений.
С какими трудностями вы столкнулись, подбирая однокоренные слова и разбирая слово по составу? Что нужно, чтобы преодолеть эти трудности? Ребята, что вы знаете о русском языке как предмете? Что хотите узнать? Что умеете? А чему хотите научиться?
5. Конструирование проекта решения проблемы.
-Кто и что поможет нам достичь желаемого?
6. Реализация проекта.
Открываем учебник. Что такое форзац? Открываем страницу 3. Читаем по цепочке обращение авторов учебника.
-Ребята, что нового вы узнали, прочитав обращение авторов?
Знакомство с материалом параграфа 1. Задайте вопросы одноклассникам по прочитанному материалу.
Поморфемное письмо.
Запись: лингв-ист-ик-а, язык-о-вед-ени-е, язык-о-зн-а-ни-е.
7. Закрепление учебного опыта.
-Выполните упр. 2: опираясь на схему, расскажите, что изучает языкознание, из каких разделов состоит.
Уч-ся составляют рассуждение на лингвистическую тему по схеме (по цепочке).
8. Самостоятельная работа.
1) Осложненное списывание
Летом мы ход..м из деревн.. на речку через поле. Там зре..т рож?. Спелые колос?я ржи клонятся к з..мле. Между ними м..лькают синие звёздоч?ки васильков и белые р..машки. Радуют глаз в?юнки мышин..го г..рошка.
2) Грамматическое задание
- Из предложений 1-2 выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.
-Выделите морфемы с пропусками и объясните орфограммы.
-Укажите части речи во втором предложении.
-В каком предложении есть однородные подлежащие? Подчеркните их.
9.Закрепление.
Какие разделы языкознания вы повторили, выполняя предыдущую работу?
10.Рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?
Прием «звонок маме» (дети «звонят» маме и рассказывают, что нового они узнали сегодня на уроке, чем у научились, что особенно запомнилось).
д/з прочитать с. 6 по учебнику, выполнить упр. 6 устно.
Использованная литература
1. Рыбченкова Л. М. Русский язык. Примерная рабочая программа. Поурочные разработки. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Н. Добротина. - М.: Просвещение, 2020. -230 с.
2. Структура современного урока в соответствии с ФГОС: методическое пособие / сост. Л. Г. Ерицян. – Ставрополь: МБОУ гимназия № 3 г. Ставрополя, 2018. – 66 с.
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна