Урок экологии в старших классах «Проблема отходов»
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Информация
Проблема отходов
В настоящее время на каждого из жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы.
Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:
рост производства товаров массового потребления одноразового использования;
увеличение количества упаковки;
повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенных для этого-местах. Такие территории не огорожены, там нет специалистов, ведущих наблюдение за правильным размещением мусора. С этих «диких» (несанкционированных) свалок ветер разносит бумагу и другие легкие отходы. «Дикие» свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья людей. Вещества, образующиеся при разложении отходов, загрязняют атмосферный воздух. Дождевая вода вымывает ядовитые вещества разложившихся отходов; это приводит к загрязнению и заражению открытых водоемов и грунтовых вод. Сейчас известны способы уничтожения бытового мусора, не представляющие серьезной угрозы для окружающей среды.
Наибольшее распространение получили три способа ликвидации мусора:
устройство специально оборудованных свалок;
компостирование мусора;
утилизация на мусороперерабатывающих заводах
Не в любом месте можно устроить специально оборудованную свалку. К решению этой задачи привлекаются специалисты разных направлений: геологи, гидрологи, экологи и др. При этом должны учитываться:
роза ветров в районе свалки;
расстояние от населенных пунктов, водоохранных и природоохранных зон;
водопроницаемость грунтов;
площадь территории, отводимой под свалку (площадь должна быть достаточной для приема мусора в течение длительного времени);
расположение, удобное для подъезда транспорта, и др.
Специально оборудованные свалки - не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня без них не обойтись.
Компостирование мусора - способ обезвреживания и использования отходов. Способом компостирования можно перерабатывать только органические вещества, составляющие в случае бытовых отходов немногим более половины мусора. Органические вещества, имеющие естественное (растительное и животное) происхождение, под воздействием бактерий и кислорода воздуха разлагаются. При компостировании, как правило, бытовые отходы смешиваются с отходами, образующимися при переработке сточных вод на очистных сооружениях. Отходы перегнивают и образуют компост, используемый как удобрение. Аналогично получают компост в сельском хозяйстве, смешивая навоз с растительными остатками.
Сравнительная характеристика различных способов ликвидации мусора
Способ ликвидации мусора |
Стоимость утилизации 1 т мусора (в долларах) |
Степень уменьшения массы мусора |
Возможность повторного использования мусора |
Специально оборудованная свалка |
35 |
1/3 |
1 Нет |
Компостирование мусора |
35-70 |
1/2 |
Есть (в виде удобрения) |
Переработка мусора |
55-70 |
9/10 |
Есть (для получения энергии) |
Все большее значение приобретает переработка и вторичное использование отходов, так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты. Американский ученый А. Теллер говорил: «Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них еще не использованные источники сырья».
Ежегодно в городах России образуется примерно 130 млн. м твердых бытовых отходов, что составляет около 0,2 т на одного человека. На территории России сегодня действует 7 мусоросжигательных заводов, которые перерабатывают около 3% твердых бытовых отходов, а 9% вывозится из городов на более чем 1000 полигонов бытовых отходов. Остальная масса отходов поступает на свалки. В Санкт-Петербурге работает 2 мусоросжигательных завода (ст. Горелово, Янино). Одно из направлений решения проблемы отходов - их первоначальная грамотно организованная сортировка.
Особо опасные для окружающей среды и здоровья людей отходы, которые по разным причинам нельзя уничтожать вместе с бытовым мусором, называются спецотходами, к которым отнесено примерно 600 особо опасных веществ. В их число входят:
пестициды, содержащиеся главным образом в отходах производства химических средств защиты растений;
радиоактивные отходы, образующиеся на предприятиях, использующих радионуклиды, атомных электростанциях;
ртуть и ее соединения - отходы химической промышленности;
мышьяк и его соединения, содержащиеся в отходах металлургических производств и тепловых электростанций;
соединения свинца, встречающиеся особенно часто в отходах нефтеперерабатывающей и лакокрасочной промышленности и др.
Каждый из нас ежедневно пользуется множеством вещей, которые после их использования также становятся спецотходами, например
батарейки;
неиспользованные медикаменты;
остатки химических средств защиты растений (ядохимикатов);
остатки красок, лаков, антикоррозионных средств и клеев;
остатки косметики (тени для век, лак для ногтей, жидкость для снятия лака);
остатки средств бытовой химии (средства для чистки, дезодоранты, пятновыводители, аэрозоли, средства по уходу за мебелью);
ртутные термометры.
Ликвидация (утилизация) жидких и твердых спецотходов регламентируется строгими правилами и нормами. Часть спецотходов сжигается на специальных установках, часть размещается на полигонах спецотходов. Большую часть спецотходов приходится хранить на поверхности земли, соблюдая строгие меры предосторожности. Отходы размещаются на водонепроницаемой платформе толщиной до 3 м. Все стоки и фунтовые воды постоянно контролируются.
Твердые отходы используют и как вторичные ресурсы, что дает значительный экологический эффект. Так, при производстве бумага или картона из макулатуры выбросы в атмосферу снижаются на 85%, загрязнение воды - до 40%, по сравнению с производством указанной продукции из первичного сырья - древесины. Утилизация отходов позволяет экономнее расходовать природные ресурсы.
Следует упомянуть о проблеме утилизации скопившихся в каждой стране огромных количеств изношенных автопокрышек. Перерабатывая их до так называемого дисперсного состояния (в резиновую крошку с размерами частиц от 0,63 до 5 мм), можно не только ликвидировать горы покрышек, но и изготавливать из них различные резиновые изделия. Среди них такие, как гидротермоизоляционные блоки, используемые в строительстве.
Довольно остро в последнее время стоит проблема утилизации отработанных люминесцентных ламп, широко используемых для освещения учреждений, в частности, школ.
В заключение проанализируйте результаты исследований, показывающих ориентировочное соотношение ежегодного потребления ресурсов и выбросов современного крупного города.
Ежегодное потребление ресурсов и выбросы современного города с населением 1 млн. человек (по Ю.И. Скурлатову, Г. Г. Дуке, А. Мизити)
Потребление ресурсов |
Выбросы в окружающую среду |
||
Название |
Количество, млн. т |
Название |
Количество, млн. т |
Вода |
625 |
Сточные воды... |
500 |
Пища |
2 |
Твердые отходы |
2 |
Уголь |
4 |
Газовые выбросы (80г, N0*, С02, углеводороды)... |
0,8 |
Нефть |
2,8 |
||
Газ |
2,7 |
||
Моторное топливо |
1 |
Вопросы и задания
1.Назовите основные причины возникновения проблемы отходов
2.Какие в настоящее время существуют способы ликвидации бытовых отходов (мусора)?
3.Какие вещества относятся к спецотходам?
4.Приведите примеры вещей, являющихся спецотходами
Проблема твёрдых бытовых отходов
Как это работает - Переработка мусора в России
В Японии из отходов делают целые острова
"Познавательный фильм": утилизация автомобильных шин
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
Основные понятия экологии человека
https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций