Урок экологии в старших классах «Основные понятия агроэкологии»

1
0
Материал опубликован 7 February 2018 в группе

 

Методическое пособие разработки уроков 10-11класс

Тип урока- комбинированный

Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный

Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.

Задачи:

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

Личностные:

- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение

Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).

Информация

Основные понятия агроэкологии

Рост потребностей человечества, не удовлетворяющийся про­дуктивностью естественных экосистем, привел к созданию искус­ственных биоценозов - агроценозов. Первые растительные сооб­щества, созданные человеком, - посевы хлебных злаков - появи­лись примерно 10-15 тысячелетий назад. Археологические иссле­дования свидетельствуют о том, что культура пшеницы была из­вестна в странах Азии за 5-6 тыс. лет до нашей эры, в Египте - более чем за 4 тыс. лет, в Китае - за 3 тыс. лет, на Балканах - за 2-3 тыс. лет. Рис - также очень древняя культура, которую возде­лывали в Китае за 5 тыс. лет до нашей эры. В Индии и Северной Африке он появился за 2 тыс. лет до нашей эры, а в Европе - в VIII в. нашей эры. В эпоху великих географических открытий рис был завезен и в Америку. Кукуруза же, напротив, в этот период бы­ла вывезена из Америки в Европу.

Когда наши далекие предки начали обрабатывать землю, они выбрали для этих целей наиболее подходящие участки. Наблюде­ния за живой природой подсказали им, что под поля лучше всего занимать ровные, богатые влагой земли с толстым слоем плодо­родной почвы, изобилующей перегноем и другими питательными веществами. Сначала землю обрабатывали деревянной сохой, ло­патой, тяпкой, бороной, затем металлическим плугом.

На помощь плугу человеческий разум привлек еще два мощ­ных рычага плодородия. Во-первых, для восстановления обеднен­ного биоценоза люди стали периодически давать полям отдых, засеивая их травами или сменяя культуры. Во-вторых, поняв роль азота и зольных веществ, начали применять их в качестве мине­ральных удобрений. Так возникали искусственные, создаваемые и регулируемые человеком агробиоценозы.

Агроэкология, или сельскохозяйственная экология| - это раздел экологии, изучающий влияние факторов среды на продук­тивность культурных растений, а также структуру и динамику сообщества организмов, обитающих на сельскохозяйственных полях, влияние агробиоценозов на жизнедеятельность культиви­руемых растений. Основы современной агроэкологии разработа­ны в 50-60-е годы нашего столетия Г. Ацци и В. Тишлером.

Агробиогеоценоз (афоэкосисгема) - это искусственно созданная и регулярно поддерживаемая человеком экосистема культурных полей. Как и естественные экосистемы, агробиогеоценозы являются элемен­тарными единицами биосферы (поля, искусственные пастбища, огоро­ды, сады, винофадники, сенокосы, лесные посадки, парки). Основу афобиогеоценоза составляет искусственный фитоценоз - сельскохо­зяйственные культуры. Обычно афобиогеоценозы пополняются сооб­ществом животных (насекомых, птиц, млекопитающих, земноводных). Высокая продуктивность афоэкосистем обеспечивается интенсивной технологией, подбором высокоурожайных растений, внесением удоб­рений, мелиорацией (осушением или орошением) и др.

Афоэкосистемы автотрофны, их основной источник энергии - Солнце. Дополнительная энергия, используемая человеком при обработке почвы (применение тракторов, удобрений, пестицидов и др.), не превышает 1% солнечной энергии, усваиваемой агро­экосистемой.

Среди продуктов агроэкосистемы можно назвать культурные растения, травы сенокосов и пастбищ, деревья лесов, садов и др. Консументами в агроэкосистеме являются человек и сельскохо­зяйственные животные. Роль редуцентов в агроэкосистеме в ос­новном выполняют бактерии, которые поддерживают плодородие почв, превращая остатки живых организмов в гумус.

Между агробиогеоценозом (искусственной экосистемой) и биогеоценозом (естественной .экосистемой) имеются существен­ные различия.

Сравнение агробиогеоценоза и биогеоценоза

Критерий

сравнения

Биогеоценоз

Агробиогеоценоз

Баланс пи­тательных веществ

В биогеоценозе все поглощенные расте­ниями элементы со временем возвраща­ются в почву

В агробиогеоценозе зна­чительная часть элемен­тов, питательных веществ человек изымает с урожа­ем (зерно пшеницы, клуб­ни картофеля, побеги кле­вера). Чтобы возместить потери, необходимо по­стоянно вносить в почву удобрения

Использова­ние энергии

Для биогеоценоза единственный источ­ник энергии - Солн­це

Агробиогеоценоз помимо солнечной энергии полу­чает от человека дополни­тельную энергию, напри­мер, за счет вносимых в почву минеральных и ор­ганических удобрений или результатов энергетиче­ских затрат, например, орошения или осушения земель

Направление и формы от­бора

В биогеоценозе дей­ствует естественный отбор, направленный на создание взаимо- приспособленных конкурентоспособных видов, устойчивых к действию неблаго­приятных факторов среды

В агробиогеоценозе веду­щим является искусствен­ный отбор, направляемый человеком на создание растений с максимальной продуктивностью

Устойчивость

системы

Биогеоценоз в есте­ственных условиях достаточно устойчи­вая система. Сверх- пороговая антропо­генная нагрузка спо­собна вывести био­геоценоз из экологи­ческого равновесия

Агробиогеоценозы обла­дают меньшей устойчиво­стью, их сохранение и процветание всецело свя­зано с деятельностью че­ловека. Если эта деятель­ность прекращается, ис­кусственное растительное сообщество сменяется природной растительно­стью. Например, забро­шенная пашня в лесной зоне быстро зарастает кустарником и мелколесь­ем, которые со временем сменяются настоящими лесами

Агроэкология Молодые профессионалы 

 

 

 

Агроэкология

 

 

 

Презентация частного предприятия "Агроэкология" на фермерском кинопоказе

 

 

Вопросы и задания

1.Что изучает сельскохозяйственная экология (агроэко­логия)?

2.В чем единство и в чем различие между агробиогеоце­нозом и биогеоценозом?

3.Почему агроэкосистема относится к автотрофным эко­системам?

4.Приведите примеры продуцентов, консументов и реду­центов традиционной агроэкосистемы.

Ресурсы

Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.

Словарь геоэкологических понятий

http://allrefrs.ru/1-57748.html

Основные понятия экологии человека

https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.