Урок экологии в старших классах «Основные понятия агроэкологии»
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Информация
Основные понятия агроэкологии
Рост потребностей человечества, не удовлетворяющийся продуктивностью естественных экосистем, привел к созданию искусственных биоценозов - агроценозов. Первые растительные сообщества, созданные человеком, - посевы хлебных злаков - появились примерно 10-15 тысячелетий назад. Археологические исследования свидетельствуют о том, что культура пшеницы была известна в странах Азии за 5-6 тыс. лет до нашей эры, в Египте - более чем за 4 тыс. лет, в Китае - за 3 тыс. лет, на Балканах - за 2-3 тыс. лет. Рис - также очень древняя культура, которую возделывали в Китае за 5 тыс. лет до нашей эры. В Индии и Северной Африке он появился за 2 тыс. лет до нашей эры, а в Европе - в VIII в. нашей эры. В эпоху великих географических открытий рис был завезен и в Америку. Кукуруза же, напротив, в этот период была вывезена из Америки в Европу.
Когда наши далекие предки начали обрабатывать землю, они выбрали для этих целей наиболее подходящие участки. Наблюдения за живой природой подсказали им, что под поля лучше всего занимать ровные, богатые влагой земли с толстым слоем плодородной почвы, изобилующей перегноем и другими питательными веществами. Сначала землю обрабатывали деревянной сохой, лопатой, тяпкой, бороной, затем металлическим плугом.
На помощь плугу человеческий разум привлек еще два мощных рычага плодородия. Во-первых, для восстановления обедненного биоценоза люди стали периодически давать полям отдых, засеивая их травами или сменяя культуры. Во-вторых, поняв роль азота и зольных веществ, начали применять их в качестве минеральных удобрений. Так возникали искусственные, создаваемые и регулируемые человеком агробиоценозы.
Агроэкология, или сельскохозяйственная экология| - это раздел экологии, изучающий влияние факторов среды на продуктивность культурных растений, а также структуру и динамику сообщества организмов, обитающих на сельскохозяйственных полях, влияние агробиоценозов на жизнедеятельность культивируемых растений. Основы современной агроэкологии разработаны в 50-60-е годы нашего столетия Г. Ацци и В. Тишлером.
Агробиогеоценоз (афоэкосисгема) - это искусственно созданная и регулярно поддерживаемая человеком экосистема культурных полей. Как и естественные экосистемы, агробиогеоценозы являются элементарными единицами биосферы (поля, искусственные пастбища, огороды, сады, винофадники, сенокосы, лесные посадки, парки). Основу афобиогеоценоза составляет искусственный фитоценоз - сельскохозяйственные культуры. Обычно афобиогеоценозы пополняются сообществом животных (насекомых, птиц, млекопитающих, земноводных). Высокая продуктивность афоэкосистем обеспечивается интенсивной технологией, подбором высокоурожайных растений, внесением удобрений, мелиорацией (осушением или орошением) и др.
Афоэкосистемы автотрофны, их основной источник энергии - Солнце. Дополнительная энергия, используемая человеком при обработке почвы (применение тракторов, удобрений, пестицидов и др.), не превышает 1% солнечной энергии, усваиваемой агроэкосистемой.
Среди продуктов агроэкосистемы можно назвать культурные растения, травы сенокосов и пастбищ, деревья лесов, садов и др. Консументами в агроэкосистеме являются человек и сельскохозяйственные животные. Роль редуцентов в агроэкосистеме в основном выполняют бактерии, которые поддерживают плодородие почв, превращая остатки живых организмов в гумус.
Между агробиогеоценозом (искусственной экосистемой) и биогеоценозом (естественной .экосистемой) имеются существенные различия.
Сравнение агробиогеоценоза и биогеоценоза
Критерий сравнения |
Биогеоценоз |
Агробиогеоценоз |
Баланс питательных веществ |
В биогеоценозе все поглощенные растениями элементы со временем возвращаются в почву |
В агробиогеоценозе значительная часть элементов, питательных веществ человек изымает с урожаем (зерно пшеницы, клубни картофеля, побеги клевера). Чтобы возместить потери, необходимо постоянно вносить в почву удобрения |
Использование энергии |
Для биогеоценоза единственный источник энергии - Солнце |
Агробиогеоценоз помимо солнечной энергии получает от человека дополнительную энергию, например, за счет вносимых в почву минеральных и органических удобрений или результатов энергетических затрат, например, орошения или осушения земель |
Направление и формы отбора |
В биогеоценозе действует естественный отбор, направленный на создание взаимо- приспособленных конкурентоспособных видов, устойчивых к действию неблагоприятных факторов среды |
В агробиогеоценозе ведущим является искусственный отбор, направляемый человеком на создание растений с максимальной продуктивностью |
Устойчивость системы |
Биогеоценоз в естественных условиях достаточно устойчивая система. Сверх- пороговая антропогенная нагрузка способна вывести биогеоценоз из экологического равновесия |
Агробиогеоценозы обладают меньшей устойчивостью, их сохранение и процветание всецело связано с деятельностью человека. Если эта деятельность прекращается, искусственное растительное сообщество сменяется природной растительностью. Например, заброшенная пашня в лесной зоне быстро зарастает кустарником и мелколесьем, которые со временем сменяются настоящими лесами |
Агроэкология Молодые профессионалы
Агроэкология
Презентация частного предприятия "Агроэкология" на фермерском кинопоказе
Вопросы и задания
1.Что изучает сельскохозяйственная экология (агроэкология)?
2.В чем единство и в чем различие между агробиогеоценозом и биогеоценозом?
3.Почему агроэкосистема относится к автотрофным экосистемам?
4.Приведите примеры продуцентов, консументов и редуцентов традиционной агроэкосистемы.
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
Основные понятия экологии человека
https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций