Лабораторная работа по экологии «Влияние различной концентрации водородных ионов на урожай растений»
Полная версия 46 лабораторных работ с видеоматериалами
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
Растения являются продуцентами. В процессе фотосинтеза они производят органическую биомассу. Количество органической биомассы, созданной растением за определенную единицу времени, называют продуктивностью. Общее количество органики, созданное за период вегетации, — это биомасса растений.
В представленной работе предлагается изучить влияние различных водородных ионов на образование биомассы растений бобов. Кроме бобов можно использовать самые разные виды растений. По отношению к кислотности выделяют несколько экологических групп растений:
растения кислых почв (ацидофиты);
растений щелочных почв (базифиты);
растения нейтральных почв (нейтрофиты).
Экологическая группа отражает отношение организмов к какому-либо экологическому фактору и объединяет совокупность видов, сходно реагирующих на изменение интенсивности данного фактора.
Цель работы: изучить влияние различной концентрации водородных ионов на урожай растений.
Материалы и оборудование: семена конских бобов или других растений; сосуды для водных культур; кристаллизатор; чашки Петри; фильтровальная бумага; резиновая груша; пипетки; универсальный индикатор; фарфоровые тарелочки или палетки.
Реактивы: Са (С03)2; КС1; Nа ОН; СН3СООН.
Ход работы. Отберите 50—60 семян конских бобов и прорастите. Когда длина корешков проростков достигнет 2—3 см, перенесите их на крышки из парафинированной марли сосудов емкостью 300—500 см3, наполненных питательным раствором (:/3 нормальной смеси) Кнопа на водопроводной воде. При появлении у большинства проростков первой пары листьев проведите окончательный отбор проростков для опыта.
Опыт по изучению влияния рН в лабораторных условиях лучше проводить с водными культурами. Он может быть поставлен по следующей схеме:
рН раствора |
3 |
4 |
5,5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Количество сосудов |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Путем подкисления слабой уксусной кислотой или подщела- чивания слабым раствором щелочи установите рН питательного раствора в сосудах согласно схеме опыта. Величину рН определите приблизительно с помощью универсального индикатора.
В дальнейшем величину рН проверяют через каждые три дня, в случае сдвига реакции снова устанавливают ее до нужных пределов. Питательные растворы меняют каждые 8—10 дней
Конские бобы очень чувствительны к рН раствора и в кислой среде растут очень плохо.
Обычно уже через две недели растения на кислой среде имеют очень угнетенный вид. Так, растения при рН, равном 3 и 4, сильно отстают в росте, на листьях появляются темные пятна, значительная часть их скоро совсем засыхает. На 25-й день от начала опыта растения этих двух вариантов (рН 3 и 4) обычно погибают.
В щелочной среде (рН 8 и выше) угнетение растения появляется позже. Растения отстают в росте от тех, которые находятся при оптимальном рН (рН 5,5—6). Однако они не погибают и могут закончить свой цикл развития, резко снижая при этом свой урожай.
В течение опыта ведут наблюдения за растениями. Измеряют: высоту надземной части растения, объем корневой системы (погружением ее в мерный стакан с водой), длину главного корня, свежий и сухой вес растения.
В результате данного опыта, при условии тщательной и частой проверки величины рН и поддержания ее в строгом соответствии со схемой опыта, могут быть получены цифровые данные, характеризующие значение рН в жизни растения. Результаты наблюдений занесите в таблицу 3, сделайте выводы.
Влияние величины рН питательного раствора на урожай конских бобов
Величина рН |
рН 3 |
рН 8 |
рН 6 |
Высота надземной части, см |
|||
Объем корневой системы, см3 |
|||
Длина главного корня, см |
|||
Свежий вес растения, г |
|||
Сухой вес растения, г |
|||
Примечание |
Один побег. Листья с темными пятнами, сохнут |
2 побега. Много пожелтевших листьев. Растение не цветет |
2 побега. Растение имеет свежий зеленый вид, хорошо цветет |
Контрольные вопросы
1.Какие выделяют экологические группы растений по отношению к кислотности среды?
2.Сделайте вывод, к какой экологической группе по отношению к кислотности относится исследуемый вид растений.
3. Как влияет рН раствора на биологическую продуктивность растений и общую биомассу?
4. Дайте определение продуктивности растений.
5. Что такое биомасса растений?
Растения любители кислых почв
Растения индикаторы кислотности почвы
Как определить кислотность почвы?
Что такое pH почвы — кислотно-основные свойства почв
Ресурсы:
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html