Лабораторная работа по экологии «Изучение микоризы у различных видов растений»
Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ В БИОЦЕНОЗАХ
Основу возникновения и существования любого биоценоза составляют отношения организмов, их связи, в которые они вступают друг с другом, населяя один и тот же биотоп.
Можно выделить следующие взаимоотношения
Конкуренция — взаимоотношения между организмами одного и того же вида (внутривидовая конкуренция) или разных видов (межвидовая конкуренция), соревнующимися за одни и те же ресурсы внешней среды, при недостатке последних.
Хищничество — способ добывания пищи и питания животных (редко растений), при котором они ловят, умертвляют и поедают других животных.
Паразитизм — форма взаимоотношений двух различных организмов, принадлежащих к разным видам, носящая антагонистический характер, когда один организм использует другой в качестве среды обитания или источника пищи.
Комменсализм — форма взаимосуществования, при которой один из партнеров системы питается остатками или продуктами выделения другого (хозяина), не причиняя последнему вреда.
Синойкия — форма симбиоза, разновидность комменсализма; совместное проживание двух организмов разных видов, полезное для одного и безразличное для другого
Мутуализм — форма симбиоза, взаимовыгодное сожительство разных видов.
Зоохория— форма межвидовых взаимоотношений, при которых животные содействуют растениям в распространении семян и плодов.
В.Н. Беклемишев классифицирует все межвидовые отношения живых организмов на следующие типы:
1.Трофические связи, которые возникают при питании одного вида другим (либо живыми организмами, либо мертвыми остатками).
2.Топические связи. Тип связи, при котором вид изменяет условия жизни другого.
3.Форические связи. Это участие одного вида в распространении другого. Перенос семян, спор, пыльцы растений называют зоохорией.
4.Фабрические связи. Это тип взаимоотношений, при котором вид использует для постройки своих сооружений другой вид, продукты его жизнедеятельности или мертвые остатки.
Микориза (грибокорень) — симбиотическое образование между корневой системой и мицелием (вегетативным телом гриба). Микоризообразование широко распространено в природе. Микоризу имеют большинство деревьев и кустарников. Растения, имеющие микоризу на корнях, получили название микотрофных. От подобного симбиоза пользу получают оба организма. Зеленое растение снабжает грибы органическими соединениями, а грибы создают высокую всасывающую поверхность и снабжают растения водой и минеральными веществами, вырабатывают вещества типа витаминов. Микотрофные растения широко представлены среди однодольных (75%), двудольных (80—90%). Они являются эдификаторами лесных, луговых и степных почв.
Микориза широко распространена у сосновых, ивовых, вересковых, орхидных и др.
У растений семейства вересковых гриб от общей массы микоризы может составлять до 80%. Это позволяет им селиться на кислых, бедных питательными веществами почвах: клюква болотная, багульник, брусника, черника, голубика.
Цель работы: изучить микоризу различных видов кустарниковых и древесных пород.
Материалы и оборудование: микроскопы; предметные и покровные стекла; препаровальные иглы; стаканчики с водой; бритвы; фиксированные корни с микоризой ивы, сосны, клюквы болотной, багульника.
Ход работы. Сделайте препараты корней разных растений, рассмотрите их вначале на малом увеличении, зарисуйте. После этого приготовьте микроскопические препараты поперечных срезов корневой системы и рассмотрите на большом увеличении. Выделите эндотрофную и экзотрофную микоризу. Обратите внимание на особенности строения микориз у разных растений, опишите результаты наблюдений, занесите их в таблицу, сделайте выводы.
Таблица 43
Особенности строения микоризы различных растений
Виды растений |
Особенности строения микоризы |
||
Степень развития микоризы |
Наличие эндотрофной микоризы, степень развития |
Наличие экзотрофной микоризы, степень развития |
|
Контрольные вопросы
1.Что такое микориза?
2.Какова роль микоризы для жизнедеятельности высших растений?
3.Распространение микориз образования в природе.
4.Каково значение микоризы для жизнедеятельности грибов?
5.Какие из изученных вами видов растений имеют более развитую микоризу?
Что такое Микориза ?
Микориза
Микориза. Мико - гриб. Ризо - корень. Симбиоз грибов и высших растений.
Ресурсы:
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html