12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72113
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: познакомить с процессами, происходящими в зеленом листе растения; дать представление о фотосинтезе и дыхании; по­казать значение зеленых растений в жизни планеты.

Оборудование и материалы: биологический конструктор «Кле­точное строение листа», ванночка с водой и полотенце для рук; комнатные растения, несколько растений, выдержанных пред­варительно в темноте, гербарии различных растений, схема про­цесса фотосинтеза, результаты опытов, заложенных ранее, черная бумага, не пропускающая свет, горячая вода, спирт, ванночки, пинцет, водный раствор йода, стеклянный колпак, кусок стекла, вазелин, емкость с раствором едкой щелочи, емкость с пищевой содой или кусочки мрамора, раствор соляной кислоты, лучинка.

Ключевые слова и понятия: воздушное питание растений, фо­тосинтез, фотосинтезирующая ткань, дыхание, космическая роль зеленых растений, органические вещества, энергия солнечного света, энергия химических связей.

Ход урока

Актуализация знаний

Игра «Биологический конструктор»

Следует заранее изготовить биологический конструктор «Кле­точное строение листа», как описано в творческом домашнем за­дании к уроку 20. Особенность этого конструктора состоит в том, что вырезанные из клеенки клетки хорошо крепятся на обычную школьную доску при помощи обыкновенной воды. Для этого не­обходимо намочить деталь с одной стороны и приложить к доске.

К доске вызывают ученика. Ему дают набор конструктора, ванночку с водой, полотенце для рук и задание собрать схему по­перечного разреза листа камелии. На выполнение этой работы отводится около 2 мин. (В это время учитель проверяет домашнее задание или проводит устный опрос.) Через 2 мин учитель просит другого ученика исправить ошибки (если они есть) и собрать схе­му поперечного разреза листа пшеницы или кукурузы. Еще через 2 мин третий ученик исправляет ошибки (если они есть) и делает схему поперечного разреза листа кувшинки. Опять через 2 мин еще один ученик выходит к доске, проводит сравнение клеточно­го строения трех типов листьев и объясняет причины различий.

Можно также поручить собрать схему клеточного строения листа сирени, растущего на самой освещенной части дерева и в се­редине кроны. (У листа, растущего на освещенной части дерева, будет несколько слоев столбчатой ткани.) Или можно собрать схе­му строения листа элодеи (водного растения). У этого растения устьица будут расположены на обеих сторонах листа.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Вспомните, как еще называется основная ткань листа.

Основная ткань листа является также и фотосинтезирующей.

Что это значит?

Правильно, это значит, что здесь происходит процесс фото­синтеза. Само слово фотосинтез произошло от греч. «фотос» — свет и «синтез» — соединение, т. е. этот процесс происходит на свету. В процессе фотосинтеза в зеленых листьях растения на свету происходит образование органических веществ (углево­дов) из неорганических — углекислого газа и воды.

Давайте попробуем это доказать на ряде опытов.

Опыты

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ, ЧТО ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА (КРАХМАЛ) В ЗЕЛЕНЫХ ЛИСТЬЯХ РАСТЕНИЯ НЕ ОБРАЗУЮТСЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ СВЕТА

Оборудование: комнатное растение, выдержанное предвари­тельно в темноте несколько дней; горячая вода; спирт; ванночка; пинцет; водный раствор йода.

Ход опыта

Срежем лист комнатного растения, выдержанного несколь­ко дней в темноте.

Обесцветим лист. Для этого опустим его сначала в ванночку с кипятком, а потом в горячий спирт. Пигменты хлоропластов при этом разрушатся, и лист обесцветится.

Промоем лист водой, положим в ванночку и зальем слабым раствором йода.

Итог. Лист не изменил окраску (или приобрел слегка желто­ватый цвет за счет йода).

Вывод. В листьях растения, находившегося длительное вре­мя в темноте, не образовались органические вещества (крахмал).

Итак, мы доказали, что при отсутствии света органические вещества не образуются. Давайте теперь посмотрим, что же про­исходит с зелеными листьями на свету.

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ ОБРАЗОВАНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ (КРАХМАЛА) В ЗЕЛЕНЫХ ЛИСТЬЯХ РАСТЕНИЯ НА СВЕТУ

Оборудование: комнатное растение, выдержанное предваритель­но в темноте несколько дней, горячая вода, спирт, ванночка, пин­цет, водный раствор йода, черная бумага, не пропускающая свет.

Ход опыта

Возьмем комнатное растение, выдержанное предварительно в темноте несколько дней, и прикрепим с обеих сторон на лист этого растения полоску, не пропускающую свет, из черной бумаги.

Выставим растение на яркий свет.

На следующий день аккуратно срежем этот лист и обесцве­тим его так, как описано в предыдущем опыте.

Промоем лист водой, положим в ванночку и зальем слабым раствором йода.

Итог. Та часть листа, которая была закрыта черной бумагой, не изменила цвет, а та, которая получала солнечный свет, стала сине-фиолетовой.

Вывод. В той части листа, которая была освещена, образовался крахмал, а в той, на которую солнечный свет не попал, крахмал не образовался.

Из проделанных нами опытов можно сделать вывод, что процесс фотосинтеза в темноте не идет и что органические ве­щества в растениях образуются только на свету. Но как доказать, что растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и выделяют кислород? Давайте для этого проведем еще несколько опытов.

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ, ЧТО ПРОЦЕСС ФОТОСИНТЕЗА НЕ МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА

Оборудование: комнатное растение, выдержанное предвари­тельно в темноте несколько дней, горячая вода, спирт, ванночка, пинцет, водный раствор йода, стеклянный колпак, кусок стекла, вазелин, емкость с раствором едкой щелочи.

Ход опыта

Возьмем комнатное растение, выдержанное предварительно в темноте несколько дней.

Поместим его на кусок стекла под стеклянный колпак. Ря­дом с растением поместим открытую емкость с раствором едкой щелочи. (Это вещество поглощает углекислый газ из воздуха.)

Края стеклянного колпака в месте соприкосновения со стек­лом замажем вазелином, чтобы исключить попадание воздуха извне.

Растение поместим в освещенное место.

На следующий день обработаем один лист растения так, как мы делали это ранее, и зальем его водным раствором йода.

Итог. Лист не окрасился.

Вывод. Поскольку цвет листа не изменился, мы можем сделать вывод о том, что процесс фотосинтеза в этом растении не проис­ходил из-за отсутствия углекислого газа.

Чтобы подтвердить наши выводы, можно проделать еще один опыт.

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ, ЧТО РАСТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОТОСИНТЕЗА ПОГЛОЩАЮТ УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ ИЗ ВОЗДУХА

Оборудование: комнатное растение, выдержанное предвари­тельно в темноте несколько дней; горячая вода; спирт; ванночка; пинцет; водный раствор йода; стеклянный колпак; кусок стекла; вазелин; емкость с пищевой содой или кусочки мрамора; раствор соляной кислоты.

Ход опыта

Поместим комнатное растение, выдержанное предваритель­но в темноте несколько дней, под стеклянный колпак, как опи­сано в предыдущем опыте, но вместо раствора едкой щелочи под колпак поместим емкость с пищевой содой или кусочки мрамора, смоченные раствором соляной кислоты.

Поместим растение в освещенное место.

На следующий день обработаем один из листьев растения так, как мы делали это ранее, и зальем его водным раствором йода.

Итог. Лист окрасился в сине-фиолетовый цвет.

Вывод. В листьях растения образовались органические ве­щества (крахмал), следовательно, процесс фотосинтеза протекал.

Для того чтобы доказать, что растения в процессе фотосинтеза выделяют кислород, проведем следующий эксперимент.

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ, ЧТО РАСТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОТОСИНТЕЗА ВЫДЕЛЯЮТ КИСЛОРОД

Оборудование: комнатное растение, стеклянный колпак, кусок стекла, вазелин, лучина, спички.

Ход опыта

Поместим комнатное растение внутрь стеклянного колпака, накроем сверху кусочком стекла, стыки замажем вазелином.

Поставим растение в освещенное место.

Через сутки аккуратно сдвинем стекло и опустим внутрь колпака горящую лучину.

Итог. Лучина не только не потухла, но и стала гореть еще ярче.

Вывод. В процессе фотосинтеза образовался кислород, кото­рый и поддерживает горение лучины.

3.Беседа

Если проделать тот же опыт, но растение поместить не на свет, а в темноту, то опущенная в стеклянный колпак лучина погаснет, так как растение израсходовало весь кислород на дыхание, а про­цесс фотосинтеза в темноте не происходит.

Таким образом, мы с вами доказали, что растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и выделяют кислород, что процесс фотосинтеза происходит только на свету и что в резуль­тате этого процесса образуются органические вещества.

Но процесс фотосинтеза может происходить только на свету. В темноте растение не выделяет, а поглощает кислород в процессе дыхания и выделяет углекислый газ. Необходимо заметить, что ды­шат растения не только в темноте, но и на свету. Процесс дыхания происходит одновременно с процессом фотосинтеза.

В процессе фотосинтеза зеленые растения из углекислого газа, содержащегося в воздухе, и воды, поглощаемой ими из поч­вы, под действием солнечного света производят органические ве­щества. Таким образом, зеленые растения в процессе фотосин­теза переводят энергию солнечного света в энергию химических связей. А уже в виде готовых органических веществ энергия может употребляться другими обитателями Земли, например животны­ми. Ни человек, ни животные, ни растения, не имеющие хлоро­филла, ни грибы не могут усваивать солнечную энергию. Только зеленые растения, содержащие хлорофилл, способны усваивать энергию солнца и переводить ее в форму, доступную другим жи­вым организмам. В этом и заключается космическая роль зеленых растений.

Кроме того, заключенная в органическом веществе энергия может сохраняться многие годы, века и даже тысячелетия. На­пример, вы знаете, что каменный уголь — полезное ископаемое, которое добывает человек и использует его, сжигая и высвобождая энергию, — это не что иное, как стебли древних растений, видо­изменившиеся под действием давления и с течением времени.

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

Что такое фотосинтез?

Какие условия необходимы для протекания процесса фо­тосинтеза?

Опишите опыт, доказывающий, что протекание процесса фотосинтеза возможно только на свету.

4. Опишите опыт, доказывающий, что в процессе фотосинтеза растение поглощает углекислый газ и выделяет кислород.

5. При каких условиях растения дышат?

6. Какой газ растение поглощает, а какой выделяет в процессе дыхания?

7. Какой газ растение поглощает, а какой выделяет в процессе фотосинтеза?

8. В чем заключается космическая роль зеленых растений?

9. В чем состоит приспособленность формы листовой пластинки к эффективному осуществлению процесса фото-синтеза?

10. Способны ли растения, не содержащие хлорофилл, к фотосинтезу? Почему?


 

Творческое задание. Написать, каковы функции комнатных растений. Составить список рекомендаций: какие комнатные ра­стения, в каких кабинетах школы и на каких местах необходимо разместить.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Придумать и описать опыты, доказывающие, что растения дышат (поглощают кислород и выделяют углекислый газ).

Опыт, доказывающий образование крахмала в листьях.

 

 

 

Фотосинтез и дыхание растений

 

 

 

Фотосинтез. Образование глюкозы в клетках растений. Биология в живой природе.

 

 

 

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.