Урок по биологии в 6 классе «Воздушное питание растений»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: познакомить с процессами, происходящими в зеленом листе растения; дать представление о фотосинтезе и дыхании; показать значение зеленых растений в жизни планеты.
Оборудование и материалы: биологический конструктор «Клеточное строение листа», ванночка с водой и полотенце для рук; комнатные растения, несколько растений, выдержанных предварительно в темноте, гербарии различных растений, схема процесса фотосинтеза, результаты опытов, заложенных ранее, черная бумага, не пропускающая свет, горячая вода, спирт, ванночки, пинцет, водный раствор йода, стеклянный колпак, кусок стекла, вазелин, емкость с раствором едкой щелочи, емкость с пищевой содой или кусочки мрамора, раствор соляной кислоты, лучинка.
Ключевые слова и понятия: воздушное питание растений, фотосинтез, фотосинтезирующая ткань, дыхание, космическая роль зеленых растений, органические вещества, энергия солнечного света, энергия химических связей.
Игра «Биологический конструктор»
Следует заранее изготовить биологический конструктор «Клеточное строение листа», как описано в творческом домашнем задании к уроку 20. Особенность этого конструктора состоит в том, что вырезанные из клеенки клетки хорошо крепятся на обычную школьную доску при помощи обыкновенной воды. Для этого необходимо намочить деталь с одной стороны и приложить к доске.
К доске вызывают ученика. Ему дают набор конструктора, ванночку с водой, полотенце для рук и задание собрать схему поперечного разреза листа камелии. На выполнение этой работы отводится около 2 мин. (В это время учитель проверяет домашнее задание или проводит устный опрос.) Через 2 мин учитель просит другого ученика исправить ошибки (если они есть) и собрать схему поперечного разреза листа пшеницы или кукурузы. Еще через 2 мин третий ученик исправляет ошибки (если они есть) и делает схему поперечного разреза листа кувшинки. Опять через 2 мин еще один ученик выходит к доске, проводит сравнение клеточного строения трех типов листьев и объясняет причины различий.
Можно также поручить собрать схему клеточного строения листа сирени, растущего на самой освещенной части дерева и в середине кроны. (У листа, растущего на освещенной части дерева, будет несколько слоев столбчатой ткани.) Или можно собрать схему строения листа элодеи (водного растения). У этого растения устьица будут расположены на обеих сторонах листа.
Рассказ учителя с элементами беседы
Вспомните, как еще называется основная ткань листа.
Основная ткань листа является также и фотосинтезирующей.
Что это значит?
Правильно, это значит, что здесь происходит процесс фотосинтеза. Само слово фотосинтез произошло от греч. «фотос» — свет и «синтез» — соединение, т. е. этот процесс происходит на свету. В процессе фотосинтеза в зеленых листьях растения на свету происходит образование органических веществ (углеводов) из неорганических — углекислого газа и воды.
Давайте попробуем это доказать на ряде опытов.
Опыты
ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ, ЧТО ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА (КРАХМАЛ) В ЗЕЛЕНЫХ ЛИСТЬЯХ РАСТЕНИЯ НЕ ОБРАЗУЮТСЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ СВЕТА
Оборудование: комнатное растение, выдержанное предварительно в темноте несколько дней; горячая вода; спирт; ванночка; пинцет; водный раствор йода.
Ход опыта
Срежем лист комнатного растения, выдержанного несколько дней в темноте.
Обесцветим лист. Для этого опустим его сначала в ванночку с кипятком, а потом в горячий спирт. Пигменты хлоропластов при этом разрушатся, и лист обесцветится.
Промоем лист водой, положим в ванночку и зальем слабым раствором йода.
Итог. Лист не изменил окраску (или приобрел слегка желтоватый цвет за счет йода).
Вывод. В листьях растения, находившегося длительное время в темноте, не образовались органические вещества (крахмал).
Итак, мы доказали, что при отсутствии света органические вещества не образуются. Давайте теперь посмотрим, что же происходит с зелеными листьями на свету.
ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ ОБРАЗОВАНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ (КРАХМАЛА) В ЗЕЛЕНЫХ ЛИСТЬЯХ РАСТЕНИЯ НА СВЕТУ
Оборудование: комнатное растение, выдержанное предварительно в темноте несколько дней, горячая вода, спирт, ванночка, пинцет, водный раствор йода, черная бумага, не пропускающая свет.
Ход опыта
Возьмем комнатное растение, выдержанное предварительно в темноте несколько дней, и прикрепим с обеих сторон на лист этого растения полоску, не пропускающую свет, из черной бумаги.
Выставим растение на яркий свет.
На следующий день аккуратно срежем этот лист и обесцветим его так, как описано в предыдущем опыте.
Промоем лист водой, положим в ванночку и зальем слабым раствором йода.
Итог. Та часть листа, которая была закрыта черной бумагой, не изменила цвет, а та, которая получала солнечный свет, стала сине-фиолетовой.
Вывод. В той части листа, которая была освещена, образовался крахмал, а в той, на которую солнечный свет не попал, крахмал не образовался.
Из проделанных нами опытов можно сделать вывод, что процесс фотосинтеза в темноте не идет и что органические вещества в растениях образуются только на свету. Но как доказать, что растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и выделяют кислород? Давайте для этого проведем еще несколько опытов.
ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ, ЧТО ПРОЦЕСС ФОТОСИНТЕЗА НЕ МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА
Оборудование: комнатное растение, выдержанное предварительно в темноте несколько дней, горячая вода, спирт, ванночка, пинцет, водный раствор йода, стеклянный колпак, кусок стекла, вазелин, емкость с раствором едкой щелочи.
Ход опыта
Возьмем комнатное растение, выдержанное предварительно в темноте несколько дней.
Поместим его на кусок стекла под стеклянный колпак. Рядом с растением поместим открытую емкость с раствором едкой щелочи. (Это вещество поглощает углекислый газ из воздуха.)
Края стеклянного колпака в месте соприкосновения со стеклом замажем вазелином, чтобы исключить попадание воздуха извне.
Растение поместим в освещенное место.
На следующий день обработаем один лист растения так, как мы делали это ранее, и зальем его водным раствором йода.
Итог. Лист не окрасился.
Вывод. Поскольку цвет листа не изменился, мы можем сделать вывод о том, что процесс фотосинтеза в этом растении не происходил из-за отсутствия углекислого газа.
Чтобы подтвердить наши выводы, можно проделать еще один опыт.
ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ, ЧТО РАСТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОТОСИНТЕЗА ПОГЛОЩАЮТ УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ ИЗ ВОЗДУХА
Оборудование: комнатное растение, выдержанное предварительно в темноте несколько дней; горячая вода; спирт; ванночка; пинцет; водный раствор йода; стеклянный колпак; кусок стекла; вазелин; емкость с пищевой содой или кусочки мрамора; раствор соляной кислоты.
Ход опыта
Поместим комнатное растение, выдержанное предварительно в темноте несколько дней, под стеклянный колпак, как описано в предыдущем опыте, но вместо раствора едкой щелочи под колпак поместим емкость с пищевой содой или кусочки мрамора, смоченные раствором соляной кислоты.
Поместим растение в освещенное место.
На следующий день обработаем один из листьев растения так, как мы делали это ранее, и зальем его водным раствором йода.
Итог. Лист окрасился в сине-фиолетовый цвет.
Вывод. В листьях растения образовались органические вещества (крахмал), следовательно, процесс фотосинтеза протекал.
Для того чтобы доказать, что растения в процессе фотосинтеза выделяют кислород, проведем следующий эксперимент.
ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ, ЧТО РАСТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОТОСИНТЕЗА ВЫДЕЛЯЮТ КИСЛОРОД
Оборудование: комнатное растение, стеклянный колпак, кусок стекла, вазелин, лучина, спички.
Ход опыта
Поместим комнатное растение внутрь стеклянного колпака, накроем сверху кусочком стекла, стыки замажем вазелином.
Поставим растение в освещенное место.
Через сутки аккуратно сдвинем стекло и опустим внутрь колпака горящую лучину.
Итог. Лучина не только не потухла, но и стала гореть еще ярче.
Вывод. В процессе фотосинтеза образовался кислород, который и поддерживает горение лучины.
3.Беседа
Если проделать тот же опыт, но растение поместить не на свет, а в темноту, то опущенная в стеклянный колпак лучина погаснет, так как растение израсходовало весь кислород на дыхание, а процесс фотосинтеза в темноте не происходит.
Таким образом, мы с вами доказали, что растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и выделяют кислород, что процесс фотосинтеза происходит только на свету и что в результате этого процесса образуются органические вещества.
Но процесс фотосинтеза может происходить только на свету. В темноте растение не выделяет, а поглощает кислород в процессе дыхания и выделяет углекислый газ. Необходимо заметить, что дышат растения не только в темноте, но и на свету. Процесс дыхания происходит одновременно с процессом фотосинтеза.
В процессе фотосинтеза зеленые растения из углекислого газа, содержащегося в воздухе, и воды, поглощаемой ими из почвы, под действием солнечного света производят органические вещества. Таким образом, зеленые растения в процессе фотосинтеза переводят энергию солнечного света в энергию химических связей. А уже в виде готовых органических веществ энергия может употребляться другими обитателями Земли, например животными. Ни человек, ни животные, ни растения, не имеющие хлорофилла, ни грибы не могут усваивать солнечную энергию. Только зеленые растения, содержащие хлорофилл, способны усваивать энергию солнца и переводить ее в форму, доступную другим живым организмам. В этом и заключается космическая роль зеленых растений.
Кроме того, заключенная в органическом веществе энергия может сохраняться многие годы, века и даже тысячелетия. Например, вы знаете, что каменный уголь — полезное ископаемое, которое добывает человек и использует его, сжигая и высвобождая энергию, — это не что иное, как стебли древних растений, видоизменившиеся под действием давления и с течением времени.
Ответьте на вопросы.
Что такое фотосинтез?
Какие условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза?
Опишите опыт, доказывающий, что протекание процесса фотосинтеза возможно только на свету.
4. Опишите опыт, доказывающий, что в процессе фотосинтеза растение поглощает углекислый газ и выделяет кислород.
5. При каких условиях растения дышат?
6. Какой газ растение поглощает, а какой выделяет в процессе дыхания?
7. Какой газ растение поглощает, а какой выделяет в процессе фотосинтеза?
8. В чем заключается космическая роль зеленых растений?
9. В чем состоит приспособленность формы листовой пластинки к эффективному осуществлению процесса фото-синтеза?
10. Способны ли растения, не содержащие хлорофилл, к фотосинтезу? Почему?
Творческое задание. Написать, каковы функции комнатных растений. Составить список рекомендаций: какие комнатные растения, в каких кабинетах школы и на каких местах необходимо разместить.
Задание для учеников, интересующихся биологией. Придумать и описать опыты, доказывающие, что растения дышат (поглощают кислород и выделяют углекислый газ).
Опыт, доказывающий образование крахмала в листьях.
Фотосинтез и дыхание растений
Фотосинтез. Образование глюкозы в клетках растений. Биология в живой природе.
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций