Урок по экологии в 9–10 классе «Наблюдение за составом атмосферных осадков»

1
0
Материал опубликован 25 January 2018 в группе

Пособие практических работ по экологии

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической и исследовательской деятельности

Задачи:

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».

Планируемые результаты

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;

Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.

Тип урока –- исследование, на котором экспери­мент служит наглядным пособием

Форма практико-ориентированная деятельность учащихся

Методы:, частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.

Приготовление модельных растворов и образцов

Мутность воды. Обучающимся раздают пробирки с водой различной мутности. Можно использовать воду с добавлением различных веществ (молока, почвы и т.д.). Обучающиеся должны научиться пользоваться мутномером и определять показатель мут­ности, пользуясь соответствующей картой-инструкцией.

Изучение запаха. Для приготовления растворов используют конические или плоскодонные колбы на 250 мл. Приготовленные растворы разливают в пронумерованные пробирки до половины высоты и закрывают пробками. Пробирки ставят в штативы.

Вода с временной жесткостью. В стакан с известковой во­дой пропускают углекислый газ из аппарата Киппа (или другого прибора) до появления осадка, а затем его растворения.

Вода с постоянной жесткостью. В колбе на 250-500 мл с дистиллированной или чистой кипяченой водой растворяют 1,0 г

хлорида кальция. Если останется осадок, то его надо отфильтро­вать либо декантировать (слить жидкость с отстоявшегося осадка).

Вода, загрязненная нефтепродуктом (жиром). В 0,5 л теп­лой или горячей воды наливают 1 чайную ложку растительного масла, интенсивно перемешивают. Используют мутный раствор, который может иметь масляную пленку. Аналогично можно при­готовить раствор из реального нефтепродукта, используя отрабо­танное карбюраторное масло, керосин и др. малолетучие нефте­продукты.

Вода, загрязненная механическими примесями. В 0,5 л воды помещают 1 чайную ложку измельченной почвы, строительного мусора, твердых атмосферных выпадений и т.п. Смесь интенсивно перемешивают. Используют мутный раствор, содержащий види­мые глазом взвешенные частицы.

Вода, содержащая ионы меди и железа. В колбу на 500 мл наливают дистиллированную или чистую кипяченую воду на 3/4 ее объема. Добавляют по 2-3 мл 5%-ных растворов солей сульфата меди, сульфата железа, хлорида железа. Хорошо перемешивают содержимое.

Наблюдение за составом атмосферных осадков

Цель работы: изучение состава атмосферных осадков

Информация. Дождевая вода обычно имеет слабокислые
свойства. Происходит это, как правило, вследствие растворения в
ней диоксида углерода С02. Проблемы, связанные с кислотным
или щелочным загрязнением атмосферной воды, происходят чаще
всего из-за деятельности человека.

Причиной возникновения кислотных дождей являются массо-
вые промышленные выбросы оксида серы (IV) и оксидов азота в атмосферу. В результате окисления этих веществ кислородом воздуха и взаимодействия с атмосферной влагой происходит образование азотистой, азотной, сернистой и серной кислот.

Оборудование из комплекта: ложка, ножницы, пинцет, про-
бирки, штатив для пробирок.

Реактивы и материалы: раствор йода, раствор дифенилами-
на в концентрированной серной кислоте, раствор соли бария (насыщенный), раствор соляной кислоты (1:5), вода чистая; рН-тест или бумага индикаторная универсальная, пробы осадков (дождя, снега, льда.


 

Ход работы

Качественные реакции проводят в пробирках, наполняя их ис-
следуемыми пробами воды (атмосферными осадками) до метки
«5 мл». Количественные измерения выполняют с применением
тест-комплектов.

А. Определение рН

1.Смочите полоску универсальной индикаторной бумаги исследуемой водой. Для этого
наклоните пробирку с водой и опустите в нее один конец полоски индикаторной бумаги,
держа пинцетом второй ее конец.

2.Выньте индикаторную бумагу из пробирки и сравните полученную окраску со шкалой. Определите рН исследуемой воды (дождевой, талой снеговой, талого льда) по шкале. Более точное определение рН можно также выполнить с помощью тест-комплекта рН.

Б. Обнаружение нитрат-ионов

1.Добавьте в пробирку с исследуемой водой 2-3 капли раствора дифениламина. При нали-
чии в воде нитрат-ионов раствор окрашивается в синий цвет.

Соблюдайте осторожность при работе с раствором дифениламина
в серной кислоте.

Количественное определение содержания нитратов также можно выполнить с помощью нитрат-теста.

В. Обнаружение сульфит-ионов

1.Добавьте в пробирку с исследуемой водой 1-2 капли раствора йода.

2.Наблюдайте, что происходит с окрашен1ым раствором.

Г. Обнаружение сульфат-ионов

1.Добавьте в пробирку с исследуемой водой 10 капель раствора соляной кислоты и 2 капли раствора соли бария.

2. Наблюдайте в течение 3 мин. за помутне­нием раствора.

Количественное определение содержания суль­фат-ионов можно выполнять с помощью тест- комплекта «Сульфаты»

Обработка результатов и выводы

Зафиксируйте результаты экспериментов в тетради.

Используя полученные результаты экспериментов, сделайте вывод о возможных источниках загрязнения осадков.

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОГОДОЙ

 

 

 

Атмосферные осадки

 

 

 

Атмосферные осадки

 

 

Ресурсы:

Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. - СПб.: Крисмас+, 2003. - 176 с.: ил.

Сайт YouTube: https://www.youtube.com/

Хостинг презентаций

-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.