Технологическая карта урока биологии в 9 классе «Биосфера, её структура и функции»
с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо - ТРКМЧП
Ф.И.О. преподавателя |
Кольцов Алексей Вячеславович. |
|||||
Образовательное учреждение |
ГПОУ ЯО Рыбинский колледж городской инфраструктуры |
|||||
Предмет, группа (ы) |
Биология, группы обучающихся на базе 8 классов, получающих основное общее образование - 9 классов |
|||||
Категория обучающихся по классификации академика Г.К. Селевко |
Труднообучаемые и трудновоспитуемые |
|||||
Социальный аспект характеристики контингента обучающихся |
Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-паталогической характеристики; дети сироты; дети из асоциальных семей; дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией |
|||||
Возрастные и психолого-педагогические особенности контингента обучающихся. Особенности преподавания дисциплины (предмета) «Биология» в ГПОУ ЯО РКГИ в 9 классе |
Группы разновозрастные (14-17 лет). Обучающиеся склонны к упрямству и асоциальному поведению (склонность к правонарушениям и сквернословию, употреблению табака и алкоголя), конфликтностью, демонстрации агрессии по отношению к окружающим. Уровень развития общих учебных навыков (умение читать и писать) находится на низком уровне. |
|||||
Обоснованность подбора методов и приёмов обучения, а также образовательной технологии |
Исходя из психолого-педагогических особенностей контингента девятиклассников упор делается на развитие коммуникативной и социальной компетентностей у обучающихся посредством технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо, а также через работу в группах постоянного и переменного состава и микрогруппах (парах). |
|||||
Тема урока |
Биосфера, ее структура и функции. |
|||||
Тип урока |
Урок изучения нового материала. |
|||||
№ урока в рабочей программе |
63 |
|||||
Наименование тематического раздела |
Взаимоотношения организма и окружающей среды. Основы экологии |
|||||
№ урока в тематическом разделе |
1 |
|||||
Цели урока |
Обучающие (образовательные) |
развивающие |
воспитательные |
|||
Способствовать формированию основных понятий темы: биосфера, гидросфера, литосфера, атмосфера, живое вещество, биогенное вещество, биокосное вещество, косное вещество. Рассмотреть структуру биосферы, выявить ее функции, выделить границы, роль живого вещества в биосфере. |
Продолжить развитие мыслительных навыков, познавательной деятельности, критического мышления, умений выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, задавать вопрос, делать выводы. |
Способствовать расширению кругозора, формированию положительного интереса к предмету, добросовестного отношения к выполнению заданий, навыков работы в команде, развитию требовательности к себе и товарищам. Продолжить патриотическое воспитание на примере жизнедеятельности В.И. Вернадского. |
||||
Планируемые результаты обучения |
Предметные результаты |
Метапредметные и личностные результаты |
||||
1.Умение понимать смысл биологических терминов и формулировать их определения (биосфера, гидросфера, литосфера, атмосфера, живое вещество, биогенное вещество, биокосное вещество, косное вещество); 2. умение объяснять структуру и взаимодействие компонентов биосферы. |
Регулятивные УУД 1. умение самостоятельно формулировать цель учебной деятельности и задачи (общие и частные); 2. умение вступать в диалог, самостоятельно вырабатывать критерии оценки. 3. умение планировать свою деятельность исходя из цели и задач; 4.умение осознавать конечный результат своей деятельности и искать самостоятельно средства достижения цели; 5. умение корректировать результаты своей учебной деятельности на разных этапах её; 6. умение мобилизировать силы, совершать волевое усилие для достижения желаемого результата. |
|||||
Познавательные УУД 1. умение находить необходимую информацию, выделять её и преобразовывать из одного вида знаковой системы в другую (придумать структуру таблицы и представить в ней кратко материал, изложенный в тексте; преобразовать текст в схему, создавать свой текст с новыми присущими ему характеристиками (конспект) на основе предложенного преподавателем); 2. умение использовать знаково-символические средства в своей работе и сокращения; 3. умение проводить анализ с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей. |
||||||
Коммуникативные УУД 1. умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре или группе; 2. умение точно выражать свои мысли для достижения желаемого эффекта и поставленной цели; 3. умение задавать вопросы и отвечать на них. |
||||||
Методы обучения |
Репродуктивные, частично-поисковые, творческие (создание смысла), работа с учебной литературой. |
|||||
Вид используемых на уроке средств: УМК, ИКТ (универсальные, ОЭР на CD, ресурсы Интернет), печатные издания, другое оборудование и средства. |
УМК: Биология: ФГОС. Общие закономерности. 9 кл. : учебник / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин: Дрофа; Москва; 2013 г. Краткое изложение материала в текстах для осуществления работы в группах (приложение 2 «Рабочие тексты») подготовлено на основе материала изложенного в учебнике Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология: Общие закономерности. 9 класс. М.: Дрофа, 2012 г. (Глава 17 § 46, 47 с. 216-225). Дополнительный источник информации для самостоятельного изучения: Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992. |
|||||
Организационная структура урока |
||||||
Наименование этапа и его длительность. Организационное начало (1-2 мин.) |
||||||
Задачи |
Сосредоточить внимание обучающихся, установить условия для проведения урока (тишину и порядок). |
|||||
Деятельность преподавателя |
Преподаватель приветствует учеников, организует их внимание. |
|||||
Деятельность обучающихся |
Обучающиеся приветствуют преподавателя, демонстрируют свою готовность к уроку (наличие учебных принадлежностей). |
|||||
Промежуточный контроль |
Самоконтроль со стороны обучающихся и визуальный контроль со стороны преподавателя. |
|||||
Наименование этапа и его длительность. 2. Стадия «Вызов» (Актуализация, целеполагание, мотивация)(5 мин.) |
||||||
Задачи |
1) актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающихся знания по данной теме, подготовить к восприятию новой информации; 2) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность у обучающихся; 3) побудить обучающихся к активной работе на уроке и дома; 4) продолжить формирование навыка общения. |
|||||
Форма организации познавательной деятельности обучающихся |
Парная, фронтальная. |
|||||
Методические приемы |
1) «Понятийная мозайка» (приложение 1) |
|||||
Деятельность преподавателя |
Вызов уже имеющихся знаний: - объявляет тему занятия и просит ребят поработать в парах, записать все свои ассоциации с ключевым понятием «биосфера» в таблицу (приложение 1) - задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ; - выслушивает суждения обучающихся, корректирует их ответы; - помогает обучающимся записать полученную информацию; - вместе с обучающимися формулирует определение понятия «биосфера»; - вместе с обучающимися определяет цели, задачи для совместной последующей деятельности; - создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта для обучающихся. |
|||||
Деятельность обучающихся |
- Размышляют над темой, исходя только из ее названия, над семантикой термина «биосфера» или определяют этимологию термина и заносят все ассоциативно-эмоциональные варианты в таблицу (приложение 1) - задают вопросы, на которые хотят получить ответы; - публично демонстрируют свои знания с помощью устной и письменной речи; - вместе с преподавателем формулируют определение понятия «биосфера»; - сравнивают свои варианты определений понятия «биосфера» с определением из учебника, находят общее и отличия; - вместе с преподавателем определяют цели, задачи для совместной последующей деятельности; - поощряет обучающихся выражать собственную позицию и принимать или не принимать иное мнение, через корректные формы выражения своего мнения. |
|||||
Формируемые УУД |
Познавательные УУД умение проводить анализ с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей. Регулятивные УУД умение самостоятельно формулировать цель учебной деятельности и задачи (общие и частные); умение планировать свою деятельность исходя из цели и задач; умение осознавать конечный результат своей деятельности; умение корректировать результаты своей учебной деятельности; умение мобилизировать силы, совершать волевое усилие для достижения желаемого результата. Коммуникативные УУД умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре или группе; умение точно выражать свои мысли для достижения желаемого эффекта и поставленной цели; умение задавать вопросы и отвечать на них. |
|||||
Промежуточный контроль |
Взаимоконтроль, взаимооценка, фронтальный контроль преподавателя |
|||||
Наименование этапа и его длительность. 3. Стадия «Осмысление» (Получение и осмысление новой информации)(15 мин.) |
||||||
Задачи |
1) создать необходимые условия для получения обучающимися новой информации; 2) способствовать осмыслению, активному усвоению новой информации обучающимися; 3) поддерживать активность, интерес к инерции движения, созданной во время фазы вызова. |
|||||
Форма организации познавательной деятельности обучающихся |
Индивидуальная, парная, фронтальная |
|||||
Методические приемы |
1) Чтение текста разбитого на логические части (приложение 2); 2) графическая организация изучаемого материала: - создание денотатного графа к любой части текста или формулирование «толстых и тонких» вопросов к любым двум логическим частям изучаемого текста (выбор обучающихся) (приложение 3, 4); - концептуальная (сводная) таблица (приложение 5). |
|||||
Деятельность преподавателя |
Поддерживает интерес обучающихся к теме при непосредственной работе с новой информацией (текстом); - контролирует рабочую обстановку в группе и дисциплину; - оказывает помощь обучающимся по их просьбе; - заполняет концептуальную таблицу (приложение 5) на основе наработок обучающихся, вносит свои предложения по изменению формулировок, уточняет, вносит исправления в текст таблицы; - создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта для обучающихся; - поощряет обучающихся выражать собственную позицию и принимать или не принимать иное мнение, через корректные формы выражения своего мнения. |
|||||
Деятельность обучающихся |
- Вступают в непосредственный контакт с информацией: читают, слушают друг друга, обсуждают в парах; - придумывают заголовок к каждой из логических частей изучаемого текста (приложение 2); - создают денотатные графы к любой части текста или формулируют «толстые и тонкие» вопросы к любым двум логическим частям изучаемого текста по своему выбору (приложение 3, 4); - ведут записи по мере осмысления новой информации (заполняют концептуальную таблицу) (приложение 5); анализируют собственные мыслительные операции; сопоставляют результаты своей деятельности с результатами деятельности одноклассников; корректируют записи в концептуальной таблице под руководством преподавателя или самостоятельно. |
|||||
Формируемые УУД |
Регулятивные УУД умение корректировать результаты своей учебной деятельности; Познавательные УУД умение находить нужную информацию, выделять необходимую информацию (конкретизировать) и преобразовывать её из одного вида в другой (текст в таблицу, схему); умение использовать знаково-символические средства в своей работе; Коммуникативные УУД умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре или группе; умение точно выражать свои мысли для достижения желаемого эффекта и поставленной цели; умение задавать вопросы и отвечать на них. |
|||||
Промежуточный контроль |
Фронтальный контроль преподавателя с целью коррекции выполняемого задания, самоконтроль обучающихся. |
|||||
Наименование этапа и его длительность. 4. Рефлексия (Подведение итогов урока)(10-13 мин.) |
||||||
Задачи |
1) побудить учащихся к целостному осмыслению полученной информации; 2) способствовать формированию у каждого обучающегося собственного отношения к изучаемому материалу и результатам собственной деятельности во время урока. |
|||||
Форма организации познавательной деятельности обучающихся |
Индивидуальная, парная, фронтальная |
|||||
Методические приемы |
Составление синквейна на тему «биосфера» (приложение 6); Экспресс-диагностика «Понравилось ли тебе сегодня на уроке ?» (приложение 7). Диагностическая карта позволяет рассматривать уровень эмоционального состояния обучающихся и оценку их собственной успешности на уроке. |
|||||
Деятельность преподавателя |
- Помогает обучающимся творчески переработать, проанализировать изученную информацию; - создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта для обучающихся; - поощряет обучающихся выражать собственную позицию и принимать или не принимать иное мнение, через корректные формы выражения своего мнения. |
|||||
Деятельность обучающихся |
- Соотносят новую информацию со старой, используя знания, актуализированные на стадии осмысления; - классифицируют и систематизируют, предлагают новые целевые установки для дальнейшей самостоятельной работы; - своими словами выражают новые идеи и мысли, создают синквейн (приложение 6); - обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения; - анализируют собственные мыслительные операции и чувства; - дают самооценку, выполняют диагностический тест (приложение 7); - формулируют неразрешенные вопросы, на которые хотели бы получить ответ. |
|||||
Формируемые УУД |
Регулятивные УУД умение мобилизировать силы, совершать волевое усилие для достижения желаемого результата. Познавательные УУД Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (создавать свой текст с новыми присущими ему характеристиками). Коммуникативные УУД умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре или группе; умение точно выражать свои мысли для достижения желаемого эффекта и поставленной цели; умение задавать вопросы и отвечать на них. |
|||||
Промежуточный контроль |
Взаимоконтроль, взаимооценка, визуальный контроль преподавателя. |
|||||
Наименование этапа и его длительность. 5. Подведение итогов преподавателем и домашнее задание(1-2 мин.) |
||||||
Задачи |
Информировать обучающихся о результатах работы на уроке, прокомментировать положительные и отрицательные стороны деятельности обучающихся; Информировать обучающихся о содержании домашнего задания и способах его выполнения. |
|||||
Форма организации деятельности обучающихся |
Фронтальная |
|||||
Деятельность преподавателя |
Комментирует домашнее задание, его содержание, способы выполнения и формы контроля на последующем уроке |
|||||
Деятельность обучающихся |
Слушают комментарии преподавателя и записывают домашнее задание, задают вопросы по выполнению домашнего задания. |
«Понятийная мозаика» Приложение 1
Ассоциации с ключевым словом «биосфера»
Как понятие выглядит? |
Как понятие звучит? |
Моё определение понятия «биосфера» |
Определение, сформулированное совместно с преподавателем |
Определение сформулированное автором учебного пособия |
Рабочие тексты Приложение 2
Часть 1.
Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами. В процессе эволюции на Земле образовалась особая оболочка (или сфера) населенная живыми организмами. Впервые это название было использовано еще Ж.Б. Ламарком. Термин «биосфера» (греч. «биос» – жизнь, «сфера» – шар) ввел в 1875 г. геолог Э. Зюсс, но распространение этого термина произошло благодаря развитию учения о биосфере академиком В.И. Вернадским (в конце 20-х гг. XX столетия). Он первым обратил внимание на роль живых организмов как мощного геологического фактора, установив роль живого вещества в преобразовании земной поверхности.
Живые организмы в сумме составляют живое вещество.
Биогенное вещество создается в процессе жизнедеятельности живых организмов.
! Приведите примеры биогенного вещества.
В составе биосферы есть и неживое (косное) вещество (образуется без участия живых организмов – лава вулканов, метеориты), а также сложные по своей природе биокосные тела (в их состав входят как живые организмы, так и видоизмененное неживое вещество). В.И. Вернадский к биокосным телам относил почвы, илы, природные воды.
Часть 2.
На Земле различают несколько геосфер:
литосферу (греч. «литос» – камень) – внешнюю твердую оболочку земного шара, состоящую из двух слоев: верхнего слоя осадочных пород с гранитом и нижнего – базальтового;
гидросферу (океаны, моря, озера, реки), занимающую 70,8% земной поверхности;
атмосферу, простирающуюся вверх до 100 км: в ней различают тропосферу (греч «тропа» – перемена) высотой 15 км, а над ней – стратосферу (лат. «стратум» – слой), высотой до 100 км (у границы стратосферы возникают северные сияния. На высоте 45 км вместо кислорода находится озон, образующийся из свободного кислорода под влиянием солнечных лучей (О2→О3), который образует экран и отражает губительные для живых организмов космические излучения и частично ультрафиолетовые лучи Солнца).
Часть 3.
Биосфера охватывает поверхность Земли, верхнюю часть литосферы, всю гидросферу, тропосферу и нижнюю часть стратосферы.
Рассмотрите рис. 115 с. 217.
Верхняя граница биосферы ограничена интенсивной концентрацией ультрафиолетовых лучей; нижняя – высокой температурой земных недр (свыше 100 Со). Крайних пределов границ биосферы достигают только бактерии (споры бактерии попадают на высоту 20 км, а анаэробные бактерии обнаруживаются на глубине свыше 3 км в водах месторождений нефти). Наибольшая концентрация жизни сосредоточена у поверхности суши и океана, у границ соприкосновения литосферы и атмосферы, гидросферы и атмосферы, гидросферы и литосферы, то есть на границе фаз.
Часть 4.
Живые организмы могут существовать в тропосфере и нижних слоях атмосферы, а в гидросфере проникают на всю глубину Мирового океана – до 10–11 км, в литосфере – иногда до глубины 7,5 км. Величина биомассы для всей планеты составляет 2343×1012 т, при этом более 95% этой величины приходится на долю растительных организмов и только 5%–на долю животных. В целом биомасса составляет лишь около 0,01% массы всей биосферы, но ее роль на планете грандиозна.
Основную часть биомассы растений составляют деревья, поэтому основное накопление биомассы на планете определяется распространением лесов на континентах. Наибольшее сгущение и разнообразие растений имеет место во влажных тропических лесах. Разнообразие и численность видов животных зависят от растительной массы и тоже увеличиваются к экватору.
Задания:
Придумайте заголовок к каждой части текста.
Придумайте несколько «тонких и толстых» вопросов к двум любым частям текста (используй алгоритм формулирования подобных вопросов).
Составьте денотатный граф к любой части предложенного текста (используй алгоритм составления денотатного графа)
Подчёркивайте ключевые идеи, факты в каждой части текста, самые информационно-содержательные моменты, которые, по вашему мнению, необходимо знать. Подчеркните самое главное!
Используйте выделенную информацию для заполнения таблицы «Структура и функции биосферы».
Подготовьте краткое сообщение по выполненной вами работе (пункты 1-5).
В ходе выступлений других учеников продолжите корректирующее заполнение таблицы.
Напишите в течение 5 минут синквейн на тему «Биосфера».
Обсудите в классе ваши идеи и мнения по поводу проделанной работы на уроке.
Запишите домашнее задание.
Приложение 3
Алгоритм или последовательность действий при составлении денотатного графа.
1. Выделите ключевое слово в тексте (базовое для всего текста).
2. Выделите глаголы, соотносящиеся с ключевым словом.
3. От ключевого слова нарисуйте веточки (по числу глаголов).
4. Под каждой веточкой напишите глагол.
5. К каждому глаголу подберите слово (существительное, прилагательное) или группу слов, характеризующих ключевое слово, то есть выделите именные словосочетания. Соедините их веточками с глаголами.
Алгоритм составления «толстых и тонких вопросов». Приложение 4
1.Толстый вопрос – это вопрос, на который предполагается развёрнутый, «долгий», обстоятельный ответ.
Например, «Какова связь между временем года и окраской листвы деревьев?»
2. Тонкий вопрос – это вопрос, на который предполагается однозначный, «фактический» ответ.
Например, «Сколько стоит ведро?»
Слова, используемые при составлении тонких вопросов:
Как …?
Кто…?
Что…?
Где…?
Сколько…?
Какой …?
Таблица «Структура и функции биосферы» Приложение 5
Компоненты биосферы или состав её (по Вернадскому) |
Структурные части биосферы (названия геосфер) |
Границы беосферы |
Свойства биосферы |
1. |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
|
2. |
|||
3. |
|||
4. |
Алгоритм составления синквейна. Приложение 6
1. Первая строка – тема стихотворения. Выражается ОДНИМ словом, (именем существительным).
2. Вторая строка – описание темы. Описание необходимо выразить ПАРОЙ слов ( именами прилагательными).
3. Третья строка – описание действия в рамках изучаемой темы. Действие описывается ТРЕМЯ словами (глаголами).
4. Четвертая строка – выражает отношение автора (обучающегося) к теме синквейна. Отношение автора описывается фразой из ЧЕТЫРЕХ слов (можно выразить своё отношение через использование крылатого выражения или цитаты).
5. Пятая строка – синоним к первому слову (теме синквейна), Выражается ОДНИМ словом на эмоционально-образном уровне (ассоциации обучающегося с темой синквейна).
6. Не ограничивайте свой творческий порыв перечисленными выше правилами.
Экспресс–диагностика Приложение 7
«Понравилось ли тебе сегодня на уроке?»
Необходимо подчеркнуть верное суждение относительно себя.
Сегодня я узнал много нового: да нет
Считаю, что я был успешным учеником на этом уроке: да нет
Я сам исправлял ошибки на уроке: да нет
Мне было интересно сегодня на уроке: да нет
Урочное время прошло для меня незаметно: да нет
Я помогал товарищам на уроке выполнить задания: да нет
Урок мне понравился: да нет
Спасибо за работу!
Используемые информационные источники:
Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма/ Библиотека в школе. Приложение к газете «Первое сентября». – 2004 - №17 – с.56-61
Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма/ Библиотека в школе. Приложение к газете «Первое сентября». – 2004 - №24 – с.52-56
Развитие критического мышления через чтение и письмо// Библиотека в школе. Приложение к газете «Первое сентября». 2001. - №12. – 30с.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т., т.1 – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.
Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Серебренников и др. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108с.
Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://www.edu.ru/modules.php?l_op=viewlinkinfo&lid=46271&name=Web_Links&page_id=6
Лекция: «Технология развития критического мышления» kritichmyishzair-bek.doc (прим.: для просмотра документа обязательно копировать ссылку в строку браузера).
Заир- Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.- 175 с.
А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. Критическое мышление: метод, теория, практика. М., 2002, -173 с.
Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уцроке истории.- Спб., 2001.- 81 с.
Электронное издание: сборник статей «Развитие критического мышления через чтение и письмо» http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm
Екатерина Николаевна
Ирина ильина
Федюкова Анна Сергеевна
Дьячкова Наталья Анатольевна