Технологическая карта урока биологии в 9 классе «Биосфера, её структура и функции»

10
4
Материал опубликован 6 March 2017 в группе
Всероссийский конкурс для учителей биологии и экологии «Технологическая карта урока». Технологическая карта конструирования урока
с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо - ТРКМЧП

Ф.И.О. преподавателя

Кольцов Алексей Вячеславович.

Образовательное учреждение

ГПОУ ЯО Рыбинский колледж городской инфраструктуры

Предмет, группа (ы)

Биология, группы обучающихся на базе 8 классов, получающих основное общее образование - 9 классов

Категория обучающихся по классификации академика Г.К. Селевко

Труднообучаемые и трудновоспитуемые

Социальный аспект характеристики контингента обучающихся

Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-паталогической характеристики;

дети сироты;

дети из асоциальных семей;

дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией

Возрастные и психолого-педагогические особенности контингента обучающихся.

Особенности преподавания дисциплины (предмета) «Биология» в ГПОУ ЯО РКГИ в 9 классе

Группы разновозрастные (14-17 лет).

Обучающиеся склонны к упрямству и асоциальному поведению (склонность к правонарушениям и сквернословию, употреблению табака и алкоголя), конфликтностью, демонстрации агрессии по отношению к окружающим.

Уровень развития общих учебных навыков (умение читать и писать) находится на низком уровне.

Обоснованность подбора методов и приёмов обучения, а также образовательной технологии

Исходя из психолого-педагогических особенностей контингента девятиклассников упор делается на развитие коммуникативной и социальной компетентностей у обучающихся посредством технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо, а также через работу в группах постоянного и переменного состава и микрогруппах (парах).

Тема урока

Биосфера, ее структура и функции.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

урока в рабочей программе

63

Наименование тематического раздела

Взаимоотношения организма и окружающей среды. Основы экологии

урока в тематическом разделе

1

Цели урока

Обучающие (образовательные)

развивающие

воспитательные

Способствовать формированию основных понятий темы: биосфера, гидросфера, литосфера, атмосфера, живое вещество, биогенное вещество, биокосное вещество, косное вещество.

Рассмотреть структуру биосферы, выявить ее функции, выделить границы, роль живого вещества в биосфере.

Продолжить развитие мыслительных навыков, познавательной деятельности, критического мышления, умений выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, задавать вопрос, делать выводы.

Способствовать расширению кругозора, формированию положительного интереса к предмету, добросовестного отношения к выполнению заданий, навыков работы в команде, развитию требовательности к себе и товарищам.

Продолжить патриотическое воспитание на примере жизнедеятельности В.И. Вернадского.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты

Метапредметные и личностные результаты

1.Умение понимать смысл биологических терминов и формулировать их определения (биосфера, гидросфера, литосфера, атмосфера, живое вещество, биогенное вещество, биокосное вещество, косное вещество);

2. умение объяснять структуру и взаимодействие компонентов биосферы.

Регулятивные УУД

1. умение самостоятельно формулировать цель учебной деятельности и задачи (общие и частные);

2. умение вступать в диалог, самостоятельно вырабатывать критерии оценки.

3. умение планировать свою деятельность исходя из цели и задач;

4.умение осознавать конечный результат своей деятельности и искать самостоятельно средства достижения цели;

5. умение корректировать результаты своей учебной деятельности на разных этапах её;

6. умение мобилизировать силы, совершать волевое усилие для достижения желаемого результата.

Познавательные УУД

1. умение находить необходимую информацию, выделять её и преобразовывать из одного вида знаковой системы в другую (придумать структуру таблицы и представить в ней кратко материал, изложенный в тексте; преобразовать текст в схему, создавать свой текст с новыми присущими ему характеристиками (конспект) на основе предложенного преподавателем);

2. умение использовать знаково-символические средства

в своей работе и сокращения;

3. умение проводить анализ с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД

1. умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре или группе;

2. умение точно выражать свои мысли для достижения желаемого эффекта и поставленной цели;

3. умение задавать вопросы и отвечать на них.

Методы обучения

Репродуктивные, частично-поисковые, творческие (создание смысла), работа с учебной литературой.

Вид используемых на уроке средств: УМК, ИКТ (универсальные, ОЭР на CD, ресурсы Интернет), печатные издания, другое оборудование и средства.

УМК: Биология: ФГОС. Общие закономерности. 9 кл. : учебник / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин: Дрофа; Москва; 2013 г.

Краткое изложение материала в текстах для осуществления работы в группах (приложение 2 «Рабочие тексты») подготовлено на основе материала изложенного в учебнике Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология: Общие закономерности. 9 класс. М.: Дрофа, 2012 г. (Глава 17 § 46, 47 с. 216-225).

Дополнительный источник информации для самостоятельного изучения: Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

Организационная структура урока

Наименование этапа и его длительность.

Организационное начало (1-2 мин.)

Задачи

Сосредоточить внимание обучающихся, установить условия для проведения урока (тишину и порядок).

Деятельность преподавателя

Преподаватель приветствует учеников, организует их внимание.

Деятельность обучающихся

Обучающиеся приветствуют преподавателя, демонстрируют свою готовность к уроку (наличие учебных принадлежностей).

Промежуточный контроль

Самоконтроль со стороны обучающихся и визуальный контроль со стороны преподавателя.

Наименование этапа и его длительность.

2. Стадия «Вызов» (Актуализация, целеполагание, мотивация)(5 мин.)

Задачи

1) актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающихся знания по данной теме, подготовить к восприятию новой информации;

2) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность у обучающихся;

3) побудить обучающихся к активной работе на уроке и дома;

4) продолжить формирование навыка общения.

Форма организации познавательной деятельности обучающихся

Парная, фронтальная.

Методические приемы

1) «Понятийная мозайка» (приложение 1)

Деятельность преподавателя

Вызов уже имеющихся знаний:

- объявляет тему занятия и просит ребят поработать в парах, записать все свои ассоциации с ключевым понятием «биосфера» в таблицу (приложение 1)

- задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ;

- выслушивает суждения обучающихся, корректирует их ответы;

- помогает обучающимся записать полученную информацию;

- вместе с обучающимися формулирует определение понятия «биосфера»;

- вместе с обучающимися определяет цели, задачи для совместной последующей деятельности;

- создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта для обучающихся.

Деятельность обучающихся

- Размышляют над темой, исходя только из ее названия, над семантикой термина «биосфера» или определяют этимологию термина и заносят все ассоциативно-эмоциональные варианты в таблицу (приложение 1)

- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;

- публично демонстрируют свои знания с помощью устной и письменной речи;

- вместе с преподавателем формулируют определение понятия «биосфера»;

- сравнивают свои варианты определений понятия «биосфера» с определением из учебника, находят общее и отличия;

- вместе с преподавателем определяют цели, задачи для совместной последующей деятельности;

- поощряет обучающихся выражать собственную позицию и принимать или не принимать иное мнение, через корректные формы выражения своего мнения.

Формируемые УУД

Познавательные УУД

умение проводить анализ с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей.

Регулятивные УУД

умение самостоятельно формулировать цель учебной деятельности и задачи (общие и частные);

умение планировать свою деятельность исходя из цели и задач;

умение осознавать конечный результат своей деятельности;

умение корректировать результаты своей учебной деятельности;

умение мобилизировать силы, совершать волевое усилие для достижения желаемого результата.

Коммуникативные УУД

умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре или группе;

умение точно выражать свои мысли для достижения желаемого эффекта и поставленной цели;

умение задавать вопросы и отвечать на них.

Промежуточный контроль

Взаимоконтроль, взаимооценка, фронтальный контроль преподавателя

Наименование этапа и его длительность.

3. Стадия «Осмысление» (Получение и осмысление новой информации)(15 мин.)

Задачи

1) создать необходимые условия для получения обучающимися новой информации;

2) способствовать осмыслению, активному усвоению новой информации обучающимися;

3) поддерживать активность, интерес к инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Форма организации познавательной деятельности обучающихся

Индивидуальная, парная, фронтальная

Методические приемы

1) Чтение текста разбитого на логические части (приложение 2);

2) графическая организация изучаемого материала:

- создание денотатного графа к любой части текста или формулирование «толстых и тонких» вопросов к любым двум логическим частям изучаемого текста (выбор обучающихся) (приложение 3, 4);

- концептуальная (сводная) таблица (приложение 5).

Деятельность преподавателя

Поддерживает интерес обучающихся к теме при непосредственной работе с новой информацией (текстом);

- контролирует рабочую обстановку в группе и дисциплину;

- оказывает помощь обучающимся по их просьбе;

- заполняет концептуальную таблицу (приложение 5) на основе наработок обучающихся, вносит свои предложения по изменению формулировок, уточняет, вносит исправления в текст таблицы;

- создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта для обучающихся;

- поощряет обучающихся выражать собственную позицию и принимать или не принимать иное мнение, через корректные формы выражения своего мнения.

Деятельность обучающихся

- Вступают в непосредственный контакт с информацией: читают, слушают друг друга, обсуждают в парах;

- придумывают заголовок к каждой из логических частей изучаемого текста (приложение 2);

- создают денотатные графы к любой части текста или формулируют «толстые и тонкие» вопросы к любым двум логическим частям изучаемого текста по своему выбору (приложение 3, 4);

- ведут записи по мере осмысления новой информации (заполняют концептуальную таблицу) (приложение 5);

анализируют собственные мыслительные операции;

сопоставляют результаты своей деятельности с результатами деятельности одноклассников;

корректируют записи в концептуальной таблице под руководством преподавателя или самостоятельно.

Формируемые УУД

Регулятивные УУД

умение корректировать результаты своей учебной деятельности;

Познавательные УУД

умение находить нужную информацию, выделять необходимую информацию (конкретизировать) и преобразовывать её из одного вида в другой (текст в таблицу, схему);

умение использовать знаково-символические средства

в своей работе;

Коммуникативные УУД

умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре или группе;

умение точно выражать свои мысли для достижения желаемого эффекта и поставленной цели;

умение задавать вопросы и отвечать на них.

Промежуточный контроль

Фронтальный контроль преподавателя с целью коррекции выполняемого задания, самоконтроль обучающихся.

Наименование этапа и его длительность.

4. Рефлексия (Подведение итогов урока)(10-13 мин.)

Задачи

1) побудить учащихся к целостному осмыслению полученной информации;

2) способствовать формированию у каждого обучающегося собственного отношения к изучаемому материалу и результатам собственной деятельности во время урока.

Форма организации познавательной деятельности обучающихся

Индивидуальная, парная, фронтальная

Методические приемы

Составление синквейна на тему «биосфера» (приложение 6);

Экспресс-диагностика «Понравилось ли тебе сегодня на уроке ?» (приложение 7). Диагностическая карта позволяет рассматривать уровень эмоционального состояния обучающихся и оценку их собственной успешности на уроке.

Деятельность преподавателя

- Помогает обучающимся творчески переработать, проанализировать изученную информацию;

- создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта для обучающихся;

- поощряет обучающихся выражать собственную позицию и принимать или не принимать иное мнение, через корректные формы выражения своего мнения.

Деятельность обучающихся

- Соотносят новую информацию со старой, используя знания, актуализированные на стадии осмысления;

- классифицируют и систематизируют, предлагают новые целевые установки для дальнейшей самостоятельной работы;

- своими словами выражают новые идеи и мысли, создают синквейн (приложение 6);

- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;

- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;

- дают самооценку, выполняют диагностический тест (приложение 7);

- формулируют неразрешенные вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

Формируемые УУД

Регулятивные УУД

умение мобилизировать силы, совершать волевое усилие для достижения желаемого результата.

Познавательные УУД

Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (создавать свой текст с новыми присущими ему характеристиками).

Коммуникативные УУД

умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре или группе;

умение точно выражать свои мысли для достижения желаемого эффекта и поставленной цели;

умение задавать вопросы и отвечать на них.

Промежуточный контроль

Взаимоконтроль, взаимооценка, визуальный контроль преподавателя.

Наименование этапа и его длительность.

5. Подведение итогов преподавателем и домашнее задание(1-2 мин.)

Задачи

Информировать обучающихся о результатах работы на уроке, прокомментировать положительные и отрицательные стороны деятельности обучающихся;

Информировать обучающихся о содержании домашнего задания и способах его выполнения.

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная

Деятельность преподавателя

Комментирует домашнее задание, его содержание, способы выполнения и формы контроля на последующем уроке

Деятельность обучающихся

Слушают комментарии преподавателя и записывают домашнее задание, задают вопросы по выполнению домашнего задания.

«Понятийная мозаика» Приложение 1

Ассоциации с ключевым словом «биосфера»

Как понятие выглядит?

Как понятие звучит?

Моё определение понятия «биосфера»

Определение, сформулированное совместно с преподавателем

Определение сформулированное

автором учебного пособия

         

Рабочие тексты Приложение 2

Часть 1.

Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами. В процессе эволюции на Земле образовалась особая оболочка (или сфера) населенная живыми организмами. Впервые это название было использовано еще Ж.Б. Ламарком. Термин «биосфера» (греч. «биос» – жизнь, «сфера» – шар) ввел в 1875 г. геолог Э. Зюсс, но распространение этого термина произошло благодаря развитию учения о биосфере академиком В.И. Вернадским (в конце 20-х гг. XX столетия). Он первым обратил внимание на роль живых организмов как мощного геологического фактора, установив роль живого вещества в преобразовании земной поверхности.

Живые организмы в сумме составляют живое вещество.

Биогенное вещество создается в процессе жизнедеятельности живых организмов.

! Приведите примеры биогенного вещества.

В составе биосферы есть и неживое (косное) вещество (образуется без участия живых организмов – лава вулканов, метеориты), а также сложные по своей природе биокосные тела (в их состав входят как живые организмы, так и видоизмененное неживое вещество). В.И. Вернадский к биокосным телам относил почвы, илы, природные воды.

Часть 2.

На Земле различают несколько геосфер:

литосферу (греч. «литос» – камень) – внешнюю твердую оболочку земного шара, состоящую из двух слоев: верхнего слоя осадочных пород с гранитом и нижнего – базальтового;

гидросферу (океаны, моря, озера, реки), занимающую 70,8% земной поверхности;

атмосферу, простирающуюся вверх до 100 км: в ней различают тропосферу (греч «тропа» – перемена) высотой 15 км, а над ней – стратосферу (лат. «стратум» – слой), высотой до 100 км (у границы стратосферы возникают северные сияния. На высоте 45 км вместо кислорода находится озон, образующийся из свободного кислорода под влиянием солнечных лучей (О2→О3), который образует экран и отражает губительные для живых организмов космические излучения и частично ультрафиолетовые лучи Солнца).

Часть 3.

Биосфера охватывает поверхность Земли, верхнюю часть литосферы, всю гидросферу, тропосферу и нижнюю часть стратосферы.

Рассмотрите рис. 115 с. 217.

Верхняя граница биосферы ограничена интенсивной концентрацией ультрафиолетовых лучей; нижняя – высокой температурой земных недр (свыше 100 Со). Крайних пределов границ биосферы достигают только бактерии (споры бактерии попадают на высоту 20 км, а анаэробные бактерии обнаруживаются на глубине свыше 3 км в водах месторождений нефти). Наибольшая концентрация жизни сосредоточена у поверхности суши и океана, у границ соприкосновения литосферы и атмосферы, гидросферы и атмосферы, гидросферы и литосферы, то есть на границе фаз.

Часть 4.

Живые организмы могут существовать в тропосфере и нижних слоях атмосферы, а в гидросфере проникают на всю глубину Мирового океана – до 10–11 км, в литосфере – иногда до глубины 7,5 км. Величина биомассы для всей планеты составляет 2343×1012 т, при этом более 95% этой величины приходится на долю растительных организмов и только 5%–на долю животных. В целом биомасса составляет лишь около 0,01% массы всей биосферы, но ее роль на планете грандиозна.

Основную часть биомассы растений составляют деревья, поэтому основное накопление биомассы на планете определяется распространением лесов на континентах. Наибольшее сгущение и разнообразие растений имеет место во влажных тропических лесах. Разнообразие и численность видов животных зависят от растительной массы и тоже увеличиваются к экватору.

Задания:

Придумайте заголовок к каждой части текста.

Придумайте несколько «тонких и толстых» вопросов к двум любым частям текста (используй алгоритм формулирования подобных вопросов).

Составьте денотатный граф к любой части предложенного текста (используй алгоритм составления денотатного графа)

Подчёркивайте ключевые идеи, факты в каждой части текста, самые информационно-содержательные моменты, которые, по вашему мнению, необходимо знать. Подчеркните самое главное!

Используйте выделенную информацию для заполнения таблицы «Структура и функции биосферы».

Подготовьте краткое сообщение по выполненной вами работе (пункты 1-5).

В ходе выступлений других учеников продолжите корректирующее заполнение таблицы.

Напишите в течение 5 минут синквейн на тему «Биосфера».

Обсудите в классе ваши идеи и мнения по поводу проделанной работы на уроке.

Запишите домашнее задание.

Приложение 3

Алгоритм или последовательность действий при составлении денотатного графа.

1. Выделите ключевое слово в тексте (базовое для всего текста).

2. Выделите глаголы, соотносящиеся с ключевым словом.

3. От ключевого слова нарисуйте веточки (по числу глаголов).

4. Под каждой веточкой напишите глагол.

5. К каждому глаголу подберите слово (существительное, прилагательное) или группу слов, характеризующих ключевое слово, то есть выделите именные словосочетания. Соедините их веточками с глаголами.

Алгоритм составления «толстых и тонких вопросов». Приложение 4

1.Толстый вопрос – это вопрос, на который предполагается развёрнутый, «долгий», обстоятельный ответ.

Например, «Какова связь между временем года и окраской листвы деревьев?»

2. Тонкий вопрос – это вопрос, на который предполагается однозначный, «фактический» ответ.

Например, «Сколько стоит ведро?»

Слова, используемые при составлении тонких вопросов:

Как …?

Кто…?

Что…?

Где…?

Сколько…?

Какой …?

Таблица «Структура и функции биосферы» Приложение 5

Компоненты биосферы или состав её (по Вернадскому)

Структурные части биосферы (названия геосфер)

Границы беосферы

Свойства биосферы

1.

1.

2.

3.

 

1.

2.

3.

2.

3.

4.

 

Алгоритм составления синквейна. Приложение 6

1. Первая строка – тема стихотворения. Выражается ОДНИМ словом, (именем существительным).

2. Вторая строка – описание темы. Описание необходимо выразить ПАРОЙ слов ( именами прилагательными).

3. Третья строка – описание действия в рамках изучаемой темы. Действие описывается ТРЕМЯ словами (глаголами).

4. Четвертая строка – выражает отношение автора (обучающегося) к теме синквейна. Отношение автора описывается фразой из ЧЕТЫРЕХ слов (можно выразить своё отношение через использование крылатого выражения или цитаты).

5. Пятая строка – синоним к первому слову (теме синквейна), Выражается ОДНИМ словом на эмоционально-образном уровне (ассоциации обучающегося с темой синквейна).

6. Не ограничивайте свой творческий порыв перечисленными выше правилами.

 

Экспресс–диагностика Приложение 7

«Понравилось ли тебе сегодня на уроке?»

Необходимо подчеркнуть верное суждение относительно себя.

Сегодня я узнал много нового: да нет

Считаю, что я был успешным учеником на этом уроке: да нет

Я сам исправлял ошибки на уроке: да нет

Мне было интересно сегодня на уроке: да нет

Урочное время прошло для меня незаметно: да нет

Я помогал товарищам на уроке выполнить задания: да нет

Урок мне понравился: да нет

 

Спасибо за работу!

Используемые информационные источники:

Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма/ Библиотека в школе. Приложение к газете «Первое сентября». – 2004 - №17 – с.56-61

Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма/ Библиотека в школе. Приложение к газете «Первое сентября». – 2004 - №24 – с.52-56

Развитие критического мышления через чтение и письмо// Библиотека в школе. Приложение к газете «Первое сентября». 2001. - №12. – 30с.

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т., т.1 – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.

Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Серебренников и др. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108с.

Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://www.edu.ru/modules.php?l_op=viewlinkinfo&lid=46271&name=Web_Links&page_id=6

Лекция: «Технология развития критического мышления» kritichmyishzair-bek.doc (прим.: для просмотра документа обязательно копировать ссылку в строку браузера).

Заир- Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.- 175 с.

А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. Критическое мышление: метод, теория, практика. М., 2002, -173 с.

Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уцроке истории.- Спб., 2001.- 81 с.

Электронное издание: сборник статей «Развитие критического мышления через чтение и письмо» http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Уважаемый Алексей Вячеславович, большое спасибо Вам за урок!

22 March 2017

Подробно и доходчиво! Пример для всех преподавателей.

1 November 2017

Мне понравилось. Посоветовала своей подруге - учителю биологии.

27 August 2018

Алексей Вячеславович, спасибо Вам за урок! Беру в копилку!

23 February 2019