Урок экологии в 9 классе на тему «Биосфера и её границы»

1
0
Материал опубликован 15 January 2018 в группе

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Биосфера и ее границы

В 1926 г. В. И. Вернадский впервые поставил вопрос о грани­цах биосферы; он вернулся к нему в специальной статье в 1937 г. («О пределах биосферы»). Однако вопрос, как тогда, так и сей­час, не имеет однозначного ответа.

Какие же физико-химические условия наиболее благоприят­ны для существования жизни?

Достаточное количество углекислого газа и кислорода.

Достаточное количество воды (причем обязательно - в жидком состоянии).

Температурный режим, исключающий как слишком высо­кие температуры (вызывающие свертывание белков), так и слиш­ком низкие (прекращающие работу ферментов).

Наличие «прожиточного минимума» элементов минераль­ного питания.

Определенная соленость водной среды.

Современная жизнь распространена в верхней части земной коры (литосфере), нижних слоях атмосферы Земли (тропосфере) и в водной оболочке Земли (гидросфере).

В литосфере жизнь ограничивает прежде всего температура горных пород и подземных вод, которая постепенно возрастает с глубиной и на уровне 1,5-15 км превышает +100°С. Самая боль­шая глубина, на которой в породах земной коры были обнаружены бактерии, составляет 4 км. В нефтяных месторождениях на глуби­не 2-2,5 км бактерии регистрируются в значительном количестве. В океане жизнь распространена до более значительных глубин и встречается даже на дне океанических впадин в 10-11 км от по­верхности. Верхняя граница жизни в атмосфере определяется на­растанием с высотой ультрафиолетовой радиации. Озоновый слой поглощает большую часть ультрафиолетового излучения Солнца на высоте 22-25 км. Все живое, поднимающееся выше защитного слоя озона, погибает. Споры бактерий и грибов обнаруживают до высоты 20-22 км, но основная часть аэропланктона сосредоточена в слое до 1-1,5 км. В горах граница распространения наземной жизни проходит на высоте около 6 км над уровнем моря.

Распределение жизни в биосфере отличается крайней неравно­мерностью. Наиболее велика концентрация живого вещества на гра­ницах раздела основных сред - в почве, т. е. пограничном слое меж­ду литосферой и атмосферой, в поверхностных слоях океана, на дне водоемов и особенно - на литорали - зоне морского дна, затопляемой во время прилива и осушаемой при отливе, в лиманах и эстуариях - берег, заливаемый приливом) - затопляемых устьях рек, где все три среды'- почва, вода и воздух - тесно взаимо­действуют друг с другом. Места наибольшей концентрации организ­мов в биосфере В. И. Вернадский назвал «пленками жизни».

Вернадский указывал на «всюдность» жизни в биосфере. Жизнь появилась локально в водоемах, а затем распространилась все шире и шире, заняв все материки. Крайние пределы темпера­тур, которые выносят некоторые формы жизни, - от практически абсолютного нуля до +180°С. Давление, при котором существует жизнь, - от долей атмосферы на большой высоте до тысячи и более атмосфер на больших глубинах. Для ряда бактерий верхние критические точки давления лежат в области 12 ООО атм. С дру­гой стороны, семена и споры растений, мелкие животные в ана­биозе - оживление - состояние организма, при котором жизненные процессы резко замедляются, что способст­вует выживанию его в неблагоприятных условиях температуры, влажности и др.) сохраняют жизнеспособность в полном вакууме.

Живые организмы могут существовать в широком диапазоне химических условий среды. Первые живые существа Земли жили в бескислородной атмосфере. Анаэробный обмен свойственен и многим современным организмам, в том числе многоклеточным. Уксусные угрицы (нематоды) обитают в чанах с бродящим уксу­сом. Ряд микроорганизмов живет в концентрированных растворах солей, в том числе медного купороса, фторида натрия, в насы­щенном растворе поваренной соли. Серные бактерии выдержи­вают 0,1 М* растворы серной кислоты.

Некоторые особо устойчивые формы могут существовать да­же при действии ионизирующей радиации. Например, ряд инфу­зорий выдерживает излучение, по дозе в 3 млн. раз превышающее естественный радиационный фон на поверхности Земли, а неко­торые бактерии обнаружены даже в котлах ядерных реакторов.

Вопросы и задания

1.Назовите основные физико-химические условия, опре­деляющие границы биосферы

2.Каковы границы существования живых организмов (биосферы) в литосфере, атмосфере, гидросфере?

Границы биосферы ее структура и функции

 

 

 

 

Биосфера структура и функции

 

 

 

Биосфера и ее структура и границы. Учение В. И. Вернадского. Биогенная миграция атомов

 

 

 

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.