Урок 3 по русскому языку в 5 классе: Текст. Как определить тему текста

21
5
Материал опубликован 6 September 2022 в группе

Урок 3. Текст. Как определить тему текста. Русский язык. 5 класс


Цели урока:   обучать пятиклассников умению определять тему и идею текста, типовую принадлежность текста.


Урок «открытия» нового знания

Ход урока


1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку


2. Мотивационный этап. Целеполагание

Словарно-орфографическая работа

Увл..кательное пов..ствование, глубокое ра..суждение, трогательное оп..сание, созд..вать текст, к..мпозиция сочинения.

Какой общей темой объединены записанные словосочетания?

-Текст, типы текстов.

Что такое текст? Какие типы текстов вы знаете? Что такое тема текста?

О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Записывают тему урока.


3. Актуализация ранее изученного материала: проверка домашнего задания.

Тема-это то, о чем говорится в тексте.

Идея -это основная мысль текста, нравственный урок, опыт, который мы приобретаем, знакомясь с текстом.

Описание. Какой предмет?

Повествование. Что делает предмет?

Рассуждение. Почему? Зачем? Как? Нет предмета.

Дома вы выполняли упр. 9, 10. Проверим домашнее задание. Определите тему каждого из прочитанных вами текстов.

- Звуки, которые издают кошки.

-Разное отношение к лесу.


4. Закрепление учебного опыта.

1) Выполняем упражнение 12 (устно).

-Текст об осеннем ветре, О встрече рассказчика с друзьями.

2) Прочитайте темы сочинений. Какие из них узкие, а какие широкие?

Осень. Осень в парке. Осень - мое любимое время года.

Мой кот Боня. Как Боня нас рассмешил.

Лето. Как я провел это лето. Самый яркий день летних каникул.

Напишите начало к сочинению по выбранной вами теме (коллективная работа).

Какой тип речи вы использовали? Почему?


Как Боня нас рассмешил


Как-то вечером мы собрались семьей за ужином. Мама приготовили много вкусных праздничных блюд для нас, не забыла и любимца семьи-Боню. Но он всем нам преподнес сюрприз и очень рассмешил в этот вечер. А случилось вот что.


3) Работа с учебником с. 12. Что нужно знать, чтобы определить тип текста?


5. Самостоятельная работа.

Осложненное списывание. Определите тип речи и основную мысль.

Невидимо..й жизнью полнит?ся зимний лес. От дерева к дереву тянут?ся лё..кие сл..ды белок, мал..нькие сл..дочки л..сных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимн..го леса. Нужно уметь х..дить тихо, слушать и останавливат?ся. Только тогда откро..т?ся перед вами вся чудесная красота спящ..го зимн..го леса.


6.Закрепление.

Что такое текст? Какие типы текстов вы знаете? Что нужно знать, чтобы определить тему текста? Идею?


7.Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?

Прием «звонок маме» (дети «звонят» маме и рассказывают, что нового они узнали сегодня на уроке, чем у научились, что особенно запомнилось). ​​​​​​​

д/з прочитать с. 10-12 по учебнику, выполнить упр. 15.


Использованная литература

Рыбченкова Л. М. Русский язык. Примерная рабочая программа. Поурочные разработки. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Н. Добротина. - М.: Просвещение, 2020. -230 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Как всегда, отличный урок! Спасибо, Вера Сергеевна!

6 September 2022

Полезный ресурс! Спасибо, Вера Сергеевна!

6 September 2022

Благодарю за интересную работу!

6 September 2022

Вера Сергеевна, спасибо за прекрасный материал.

18 January 2023

Спасибо за внимание, Галина!

19 January 2023

Похожие публикации