12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна45782
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Проблема разрушения озонового слоя

Важнейшей составной частью атмосферы, влияющей на кли-
мат и защищающей все живое на Земле от избытка ультрафиолетового излучения Солнца, является озоносфера. Озоновый слой образовался на Земле, по современным данным, 570-400 млн. лет назад. Основная масса озона находится на высотах от 10 до 50 км, а его максимум - на высоте 20-25 км. В слое озоносферы озон находится в очень разреженном состоянии. Если бы можно было провести такой фантастический эксперимент и собрать все количество озона, содержащегося в атмосфере, при давлении 760 мм рт. ст. и температуре 20°С, то толщина этого
слоя составила бы всего 2,5-3 мм.

Количество озона в атмосфере определяется балансом реакций его образования и разложения. В среднем в атмосфере Земли ежесекундно образуется и исчезает около

100 т озона.

 

Почему так важно поглощение озоном жесткого ультрафио­летового излучения (УФ)? Даже при небольшом повышении дозы УФ у человека появляются ожоги на коже. Ученые установили, что увеличение числа случаев заболевания раком кожи, а также болезней глаз, приводящих к слепоте, связано с ростом интен­сивности УФ-радиации. Биологическое действие УФ-радиации обусловлено высокой чувствительностью нуклеиновых кислот, которые могут разрушаться, что приводит к гибели клеток или возникновению мутаций. Биологические эффекты, вызывающие изменения на молекулярном, клеточном, тканевом уровнях, пока не до конца изучены, однако имеющиеся данные заставляют от­носиться к проблеме очень серьезно.

Резкое усиление научного и общественного интереса к про­блеме озонового слоя произошло в начале 70-х годов, когда почти одновременно в научных журналах появились статьи аме­риканского ученого Гарольда Джонстона и немецкого - Пауля Крутцена. Тема обеих статей была одинаковой - угроза озоно­вому слою Земли в результате хозяйственной деятельности че­ловека. А уже в 1985 году мир узнал о глобальной экологиче­ской проблеме «озоновых дыр».

В журнале «№1иге» («Природа») появилась статья английского ученого Дж. Фарма- на, в которой он утверждал, что содержание озона над Антарк­тидой систематически уменьшается. Основанием для такого за­ключения послужили наблюдения за общим содержанием озона, проведенные на английской антарктической станции Халли- Бэй.

В чем же причина появления «озоновых дыр» над Северным и Южным полюсами?

Ответить на этот вопрос не так просто, тем более, что уче­ные узнали о их существовании совсем недавно. Есть разные ва­рианты объяснений и прогнозов, но большинство ученых сходит­ся в одном: главными виновниками являются хлорфтор углеводороды (фреоны).

Попытаемся разобраться в механизме образования и разру­шения озонового слоя.

Образовавшиеся радикалы либо соединяются между собой, образуя снова молекулярный кислород:

О + О —> О2,

либо взаимодействуют с молекулой кислорода, образуя молекулу озона:

О + Ог —> О3.

Образовавшийся озон под влиянием внешних условий либо разрушается (диссоциирует):

Оз + Ьу -> Ог + О’,

либо, будучи химически активными, радикал кислорода и моле­кула Оз взаимодействуют между собой с образованием молеку­лярного кислорода:

О + Оз —> Ог + Ог.

Такую схему поведения азота в естественных условиях пред­ложил в 1930 г. английский геофизик С. Чепмен.

Сезонный характер изменения концентрации озона (по И. Л. Каролю)

Существенное влияние на состояние озона в атмосфере ока­зывает наличие загрязнителей, например, оксидов азота или со­единений хлора и др.

Выделяют три цикла разрушения озона: азотный, водородный и хлорный .

Азотный цикл О + N02 -> 02 +N0 (1)

N0 + Оз ->N02 + 02 (2)

О + Оз —> О2 + О2 (3)


 

Водородный цикл О + Н02 -> ОН + 02 (1) ОН + Оэ -> Н02 +02 (2)


 

О + Оз -> 02 + 02

С1 + Оз -> СЮ +02 (1) О + СЮ' -» С1


 

О+ Оз —> 02 + 02


 

Обратите внимание, что в первых двух ре­акциях каждого из циклов (1,2) озон реа­гирует с веществом (частицей), которое в ходе химических реак­ций никуда не исчеза­ет, так как если в пер­вой реакции(1) оно вступает в процесс, то во второй реакции (2) оно образуется в пер­воначальном состоя­нии.

Подобные вещества в науке называются катализаторами: они ускоряют реакцию, при этом сами в ходе реак­ции не расходуются. Отсюда следует, что все реакции разруше­ния озона каталитичелитические. В связи с этим попадание в верхние слои атмосферы даже относительно небольших количеств N02, НО2 и С1 может длительное время влиять на баланс озона.

Механизм разрушения молекул озона

Источниками веществ - виновников разрушения озонового слоя в первую очередь являются все более развивающиеся граж­данская авиация и химические производства. Применение азот­ных удобрений в сельском хозяйстве, хлорирование питьевой во­ды, широкое использование фреонов в холодильных установках, для тушения пожаров, в качестве растворителей и в аэрозолях привело к тому, что миллионы тонн хлорфторметанов поступают в нижние слои атмосферы в виде бесцветного нейтрального газа. Распространяясь вверх, хлорфторметаны под действием УФ-из- лучения разрушаются, выделяя фтор и хлор, которые активно вступают в процессы разрушения озона

Когда фреон впервые был синтезирован свыше 60 лет назад, химики не могли нарадоваться на свое детище: безвредный, не­токсичный, инертный, дешевый газ. Теперь молекулы этого газа называют «убийцами». По данным американских ученых, фреоны в 20 ООО раз превосходят СОг в создании «парникового» эффек­та. Особенно разрушителен для озона хлор: каждый его атом способен уничтожить 100 000- молекул озона! Это при том, что некоторые фреоны-долгожители, попадая в атмосферу, могут су­ществовать в ней 70-100 лет.

Способ измерения общего содержания озона (ОСО) был предложен еще в 20-е годы английским ученым Дж. Добсоном, разработавшим и построившим для этой цели специальный прибор - спектрофотометр, получивший потом его имя. Регу­лярные измерения ОСО спектрофотометром Добсона были на­чаты в конце 20-х годов в отдельных обсерваториях, но широ­кое развитие сеть наземных озонометрических станций полу­чила лишь во время Международного геофизического года в 1957-1958 гг. Исследования ОСО проводятся и в нашей стра­не, например, в Главной геофизической обсерватории, на ее полевой обсерватории в поселке Воейково под Санкт-Петер­бургом.

Наиболее полную картину глобального распределения ОСО дают его измерения со спутников, впервые начатые в 70-е годы прибором ТОМЗ на американском спутнике «Нимбус-7». Благо­даря этому в 80-е годы ученые узнали, как именно распределяет­ся озон над южным полушарием, и прежде всего характер и осо­бенности поведения антарктической «озоновой дыры».

Единица Дж. Добсоном

Выяснилось, в частности, что сезонное изменение концен­трации озона состоит в том, что она максимальна в конце зимы - начале весны, а минимальна осенью.

Существуют ли регулярные изменения содержания озона с периодом больше года? Оказывается, существуют. Ученые наблю­дают изменение содержания озона с периодом 26 месяцев. Не прав да ли, странный период? Его трудно связать с каким-либо при­родным циклом на Земле или на Солнце. И все же 26-месячная периодичность в земной атмосфере существует. Это явление но­сит название квазидвухлетних (от лат. диам - якобы, как будто) колебаний.

Длинноволновая характеристика озоновой проблемы (по И. Л. Каролю)

Более долгопериодные изменения содержания озона, видимо, связаны с солнечной активностью, и в первую очередь с извест­ным 11-летним циклом (часто называемым циклом солнечных пятен).

Важной особенностью озона является его способность по­глощать жесткое ультрафиолетовое излучение Солнца в интерва­ле длин волн 200-320 нм.

Излучение с длиной волны менее 200 нм хорошо поглощает­ся молекулами кислорода, которых, как мы знаем, в атмосфере много, поэтому такое излучение не доходит даже до нижних сло­ев стратосферы. Солнечное излучение с длиной волны от 200 до 320 нм, если бы не озон, проникало бы сквозь тропосферу. На­чиная примерно с длины волны 320 нм, солнечное излучение уже доходит до поверхности Земли.

Область спектра с длиной волны 200-400 нм не зря называ­ется биологически активным, ультрафиолетом (БАУ). Медики установили, что один джоуль БАУ вызовет в человеческом ор­ганизме более сильные изменения, чем, например, тот же джо­уль жесткого излучения (рентгеновского, у-лучей и т. д.). По данным ученых США, в случае истощения озонового слоя чело­вечеству грозит, как минимум, резкий рост заболеваемости ра­ком кожи и глазными болезнями, приводящими к слепоте. Вме­сто 500 тыс. случаев заболевания раком, которые прогнозиру­ются учеными США в ближайшие 50 лет, им могут заболеть 12 млн. человек.

Широкое движение «зеленых» во всем мире, принятие Про­граммы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и действия междуна­родной организации ВМО (Всемирная метеорологическая ассоциа­ция) привели к заключению весной 1985 г. Венской конвенции об охране озонового слоя. В конвенции провозглашалась общая цель участвующих в ней 44 стран: сохранение озонового слоя и консуль­тации по предотвращению действий, наносящих ему ущерб. Кон­кретные мероприятия по защите озонового слоя предусматривались в Протоколе к Конвенции, принятом в сентябре 1987 г. в Монреале (Канада).

В июне 1990 г. в Лондоне.на собрании представителей стран, подписавших Монреальский протокол, были приняты поправки, существенно усилившие ограничения на фреоны.

В 1992 г. представители 91 страны собрались в Копенгагене на очередную конференцию по озоновому слою с целью ускорить полное прекращение производства фреонов. Были приняты ре­шения уже к 1996 г. полностью прекратить производство наибо­лее опасных фреонов, а до 2030 г. - всех остальных. Было также выделено 240 млн. долларов для помощи развивающимся странам с тем, чтобы они прекратили производство фреонов до 2010 г. В случае выполнения принятых решений уже с 2000 г. содержание хлора в стратосфере начнет сокращаться, а около 2040 г. две части на миллиард частей воздуха придут к норме.

Вопросы и задания

1.Какую роль играет озоновый слой в создании благопри­ятных условий для жизнедеятельности организмов на Земле?

2.Объясните химический механизм образования и разру­шения озона.

3.По каким основным направлениям развивается между­народное сотрудничество по защите озонового слоя Земли?

 

Разрушение озонового слоя

 

 

 

 

Разрушение озонового слоя и его причины

 

 

 

 

Озоновый слой. Озоновые дыры. Возможная катастрофа.
 

 

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.