Сценарий урока биологии в 6 классе «Класс однодольные. Порядок лилиецветные. Общие признаки и многообразие растений порядка лилиецветные»

2
0
Материал опубликован 2 March 2018 в группе

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить формирование представления о многооб­разии цветковых растений; закрепить знания об отличительных особенностях однодольных и двудольных; познакомить с харак­терными признаками растений порядка лилиецветные; закрепить умения составлять морфологическое описание растений, давать систематическую характеристику растения; продолжить форми­рование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.

Оборудование и материалы: таблица «Семейство лилейные», гербарии растений семейства лилейные, модель цветка тюльпана, коллекции и муляжи плодов, высушенные соцветия лука, луковицы лука, чеснока, тюльпанов, лилий, живые цветки тюльпанов, лилий, веточки иглицы (из букета), фотографии декоративных и дикора­стущих растений порядка лилиецветные, аспарагус перистый, ас­парагус Шпренгера и другие комнатные растения данного порядка.

Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс од­нодольные, порядок лилиецветные, семейство лилейные, семей­ство луковые, семейство спаржевые; формула цветка, диаграмма цветка, способы опыления и распространения семян, правильные цветки, обоеполые цветки, околоцветник простой, венчиковид­ный, чашечковидный, видоизменения вегетативных органов: лу­ковицы, корневища, клубни, филлокладии, выводковые почки, втягивающие корни.

Ход урока

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

Какие семейства растений относятся к классу двудольные?

По каким признакам растения объединяют в одно семейство?

Какой признак является наиболее характерным для бобовых?

Какой признак является наиболее характерным для слож­ноцветных?

Каково применение растений семейства пасленовые?

Какой плод характерен для растений семейства бобовые?

В чем состоит основное отличие в строении плодов боб и стручок?

Какие ядовитые растения семейства пасленовые вы знаете?

Перечислите ядовитые растения других семейств класса двудольные.

Какие лекарственные растения семейства розоцветные вам известны?

Какие растения-медоносы различных семейств двудольных вы знаете?

К какому семейству относится наибольшее число растений- медоносов?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На предыдущих уроках мы изучали различные семейства ра­стений класса двудольные.

Каковы особенности растений этого класса? (Ответы уча­щихся.)

Какие из известных вам семейств относятся к этому классу? (Крестоцветные, бобовые, розоцветные, пасленовые, сложно­цветные, губоцветные, зонтичные, лютиковые.)

На сегодняшнем уроке мы рассмотрим семейства класса од­нодольных.

Вспомните характерные особенности однодольных.

При изучении однодольных мы обратим особое внимание на наиболее многочисленные и широко распространенные се­мейства, а также на имеющие особое значение в жизни и деятель­ности человека.

К порядку лилиецветных относится около 20 семейств, три из которых мы изучим более подробно. (Стоит обратить внимание учащихся на то, что по современной классификации лилиецвет­ные выделяют в отдельный порядок, объединяющий несколько семейств, хотя в большинстве учебников лилейные рассматрива­ются как отдельное семейство, включающее подсемейства лилие- вые, спаржевые и луковые.)

К порядку лилиецветные принадлежит около 4000 видов ра­стений из 250 родов. На территории России встречаются предста­вители 44 родов (640 видов).

Лилиецветные распространены по всему земному шару — от тундры до тропиков, но большинство этих растений обитает в субтропических странах, а также в степях и переходных к пусты­ням областях, на плоскогорьях. Достаточно велика роль лилие­цветных в формировании растительных сообществ в степях Сре­диземноморья, Передней и Юго-Восточной Азии, плоскогорий Северной Америки и Австралии. Большинство лилейных—много­летние травы, редко — однолетние. В тропических странах встре­чаются древесные формы, а также лианы и полулианы. Несмотря на большое разнообразие, все растения порядка лилиецветные имеют общее строение, и если присутствуют определенные от­личия, то они минимальны. В строении цветка лилиецветных наиболее полно отражаются основные черты строения цветков класса однодольные.

Вспомните, какими особенностями обладают цветки этого класса. (Ответы учащихся.)

Что такое простой околоцветник? (Это околоцветник, не под­разделяющийся на чашечку и венчик. Все его листочки одно­родны.)

Какие типы околоцветников могут встречаться в природе? (Бывают венчиковидные и чашечковидные околоцветники.)

Околоцветник лилиецветных может быть венчиковидным (ли­лия, тюльпан) или чашечковидным (вороний глаз обыкновенный). Цветки правильные.

Что такое правильный цветок? (Это цветок, у которого не­сколько осей симметрии.)

Цветки чаще всего обоеполые, но встречаются и однополые (попадаются также двудомные растения).

Каково количество частей цветка у однодольных растений? (Количество лепестков и тычинок в каждом круге обычно кратно трем.)

 

Околоцветник лилиецветных чаще всего состоит из 6 лепест­ков, которые могут быть свободными (тюльпан) или частично или полностью сросшимися (ландыш). У растений со свободнолепест­ным околоцветником листочки околоцветника могут быть распо­ложены в несколько кругов (обычно в два круга, как у тюльпана, околоцветник вороньего глаза обыкновенного состоит из четырех чашечковидных листочков околоцветника). Тычинок обычно 6 (также часто в два круга) или 3. Пестик один с трехлопастным рыльцем.

Какова формула цветка растений порядка лилиецветные? (К доске выходят 2—3 ученика и пишут формулы цветка лилиецветных.)

Формулу цветка лилиецветных можно записать так:Ок6Т6П1, или так: Ок3+3Т3+3П1 , или так: Ок(6)Т6П1.

Нарисуйте схему строения цветка растений порядка лилие­цветных.

Цветки часто бывают крупные, одиночные (тюльпан) или со­браны в соцветие кисть (ландыш), метелку (чемерица) или про­стой зонтик (лук).

Цветки лилиецветных часто имеют особые приспособления для опыления насекомыми.

Вспомните, какие приспособления к опылению насеко­мыми могут встречаться у цветков. (Насекомоопыляемые цветки обычно крупные или собраны в соцветия, имеют яркую окраску, часто обладают сильным запахом и могут выделять нектар.)

Цветки лилиецветных практически всегда ароматные, с боль­шим количеством нектара. Нектарники расположены у основа­ния листочков околоцветника или на плодолистиках. Опыляются различного рода насекомыми или птицами (например, алоэ), ред­ко — при помощи ветра.

Плод лилиецветных, как правило, трехгранная многосеменная коробочка (редко бывает двух- или четырехгранная) или ягода. Се­мена многочисленные. Зародыш семени небольшой, окруженный богатым маслами и белковыми веществами эндоспермом. Семена легкие и небольшие. Распространяются обычно благодаря раска­чиванию стебля.

В процессе эволюции у многих растений порядка лилиецвет­ных различные вегетативные органы сильно видоизменились, превратившись в луковицы, корневища, клубни, филлокладии (пло­ские листовидные побеги, расположенные в пазухах редуцирован­ных листьев), выводковые почки. У многих луковичных растений имеются особые втягивающие корни, способные увлекать лукови­цу глубже под землю. Эти видоизменения появились вследствие адаптации растений к различным условиям жизни. Листья обычно более или менее мясистые, цельнокрайние, сидячие. Листораспо­ложение очередное.

Из всех семейств порядка лилиецветных более подробно мы остановимся на трех, имеющих большое значение в жизни и хо­зяйственной деятельности человека.

Семейство лилейные (подсемейство лилиевые) объединяет около 1300 видов, относящихся к 45 родам. Распространены пре­имущественно в областях умеренного климата Северного полу­шария. Большинство представителей семейства — многолетние травянистые луковичные растения.

Характерной особенностью семейства являются крупные оди­ночные или собранные в небольшие кисти цветки с ярко окра­шенным околоцветником. Плод коробочка.

Среди растений данного семейства наиболее известны тюль­паны, лилии, рябчики, гусиный лук, пролески и гиацинты. Мно­гие растения данного семейства садовые (пролеска сибирская, кандык сибирский, некоторые виды тюльпанов) или декоратив­ные (лилии, тюльпаны, гиацинты).

Большинство лилейных хорошие медоносы.

Многие растения семейства лилейных занесены в Красную книгу и нуждаются в строгой охране. Редкими и особо охраняе­мыми растениями являются рябчик русский, рябчик желтый, ли­лия даурская, тюльпан дубравный, тюльпан Кауфмана, тюльпан Шренка, пролеска сибирская (сцилла).

Семейство луковые (подсемейство луковые) менее многочис­ленно. К нему относится около 30 родов и 650 видов. Растения этого семейства распространены на всех континентах, вплоть до южного побережья Антарктиды, кроме Австралии.

Большинство представителей луковых — многолетние травы с луковицами, клубнелуковицами и корневищами. У растений этого семейства мелкие луковички развиваются на корневище пучками (шнитт-лук, лук победный). Стебли обычно трубчатые. Листья плоские (черемша, лук медвежий, лук победный), ленто­видные (лук-порей, чеснок, лук гигантский) или трубчатые (реп­чатый лук, лук алтайский). Цветки мелкие, чаще всего бывают собраны в соцветие шаровидный зонтик.

Плод — треугольная коробочка. Семена мелкие, около 3 мм. Помимо семенного размножения, для луковых характерно и ве­гетативное.

Что такое вегетативное размножение? (Размножение при помощи вегетативных органов.)

Среди способов вегетативного размножения наиболее часто встречается разведение луковицами-детками, делением корне­вищ, выводковыми почками.

Характерный признак луковых — млечный сок, содержащийся во всех органах растения. Концентрация эфирных масел может достигать 0,05%.

Растения данного семейства широко используют в качестве пищевых и витаминных продуктов (содержат витамины В, С и фи­тонциды). А также их применяют в медицине, например морской лук, содержащий глюкозид сцилларен. Некоторые подвиды это­го лука употребляют в виде настоя при сердечных заболеваниях.

Практическая работа. РАСПОЗНАВАНИЕ РАСТЕНИЙ ПОРЯДКА ЛИЛИЕЦВЕТНЫЕ (СЕМЕЙСТВА ЛИЛЕЙНЫЕ) ПО ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ КАРТОЧКАМ

Цели: закрепить знания о различиях во внешнем строении од­нодольных и двудольных растений; формировать умения распозна­вать растения с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продол­жить формирование навыка работы с натуральными объектами.

Оборудование: гербарии растений порядка лилиецветные (се­мейства лилейные) (тюльпан, купена лекарственная, пролеска двулистная, ландыш майский, майник двулистный, лук репчатый, чемерица даурская), школьный определитель высших растений, определительные карточки, лупы.

Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо на­помнить учащимся о правилах техники безопасности.

Ход работы

Рассмотрите гербарий растения. Выявите у него признаки, характерные для растений класса однодольные, характерные для растений порядка лилиецветные.

Определите окраску венчика, строение цветка, тип плода, форму листовой пластинки.

Следуя инструкции, по определительной карточке выясни­те, что это за растение.

С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения, запишите полученные данные в тетрадь.

Закрепление знаний и умений

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 45; учебник В.В. Пасечника § 52), а также знаниями, полученны­ми на уроке, и записями в тетради, заполните таблицу.

Творческое задание. Перечислить сорта декоративных растений порядка лилиецветные (лилии, тюльпаны и т. д.). Нарисовать неко­торые из сортов. Составить рассказ об этих сортах. Указать, когда и кем они были выведены, чем отличаются от остальных сортов.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Перечислить все возможные видоизменения вегетативных органов растений порядка лилиецветные. Указать, у каких ра­стений они встречаются и приспособлением к каким условиям обитания они являются.

Класс Однодольные, семейство Лилейны

 

 

 

 

Отдел покрытосеменные. Порядок лилейные. Признаки семейства

 

 

 

Лилейные

 

 

 

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации