Сценарий урока биологии в 6 классе «Класс однодольные. Порядок лилиецветные. Общие признаки и многообразие растений порядка лилиецветные»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений; закрепить знания об отличительных особенностях однодольных и двудольных; познакомить с характерными признаками растений порядка лилиецветные; закрепить умения составлять морфологическое описание растений, давать систематическую характеристику растения; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.
Оборудование и материалы: таблица «Семейство лилейные», гербарии растений семейства лилейные, модель цветка тюльпана, коллекции и муляжи плодов, высушенные соцветия лука, луковицы лука, чеснока, тюльпанов, лилий, живые цветки тюльпанов, лилий, веточки иглицы (из букета), фотографии декоративных и дикорастущих растений порядка лилиецветные, аспарагус перистый, аспарагус Шпренгера и другие комнатные растения данного порядка.
Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс однодольные, порядок лилиецветные, семейство лилейные, семейство луковые, семейство спаржевые; формула цветка, диаграмма цветка, способы опыления и распространения семян, правильные цветки, обоеполые цветки, околоцветник простой, венчиковидный, чашечковидный, видоизменения вегетативных органов: луковицы, корневища, клубни, филлокладии, выводковые почки, втягивающие корни.
Ответьте на вопросы.
Какие семейства растений относятся к классу двудольные?
По каким признакам растения объединяют в одно семейство?
Какой признак является наиболее характерным для бобовых?
Какой признак является наиболее характерным для сложноцветных?
Каково применение растений семейства пасленовые?
Какой плод характерен для растений семейства бобовые?
В чем состоит основное отличие в строении плодов боб и стручок?
Какие ядовитые растения семейства пасленовые вы знаете?
Перечислите ядовитые растения других семейств класса двудольные.
Какие лекарственные растения семейства розоцветные вам известны?
Какие растения-медоносы различных семейств двудольных вы знаете?
К какому семейству относится наибольшее число растений- медоносов?
Рассказ учителя с элементами беседы
На предыдущих уроках мы изучали различные семейства растений класса двудольные.
Каковы особенности растений этого класса? (Ответы учащихся.)
Какие из известных вам семейств относятся к этому классу? (Крестоцветные, бобовые, розоцветные, пасленовые, сложноцветные, губоцветные, зонтичные, лютиковые.)
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим семейства класса однодольных.
Вспомните характерные особенности однодольных.
При изучении однодольных мы обратим особое внимание на наиболее многочисленные и широко распространенные семейства, а также на имеющие особое значение в жизни и деятельности человека.
К порядку лилиецветных относится около 20 семейств, три из которых мы изучим более подробно. (Стоит обратить внимание учащихся на то, что по современной классификации лилиецветные выделяют в отдельный порядок, объединяющий несколько семейств, хотя в большинстве учебников лилейные рассматриваются как отдельное семейство, включающее подсемейства лилие- вые, спаржевые и луковые.)
К порядку лилиецветные принадлежит около 4000 видов растений из 250 родов. На территории России встречаются представители 44 родов (640 видов).
Лилиецветные распространены по всему земному шару — от тундры до тропиков, но большинство этих растений обитает в субтропических странах, а также в степях и переходных к пустыням областях, на плоскогорьях. Достаточно велика роль лилиецветных в формировании растительных сообществ в степях Средиземноморья, Передней и Юго-Восточной Азии, плоскогорий Северной Америки и Австралии. Большинство лилейных—многолетние травы, редко — однолетние. В тропических странах встречаются древесные формы, а также лианы и полулианы. Несмотря на большое разнообразие, все растения порядка лилиецветные имеют общее строение, и если присутствуют определенные отличия, то они минимальны. В строении цветка лилиецветных наиболее полно отражаются основные черты строения цветков класса однодольные.
Вспомните, какими особенностями обладают цветки этого класса. (Ответы учащихся.)
Что такое простой околоцветник? (Это околоцветник, не подразделяющийся на чашечку и венчик. Все его листочки однородны.)
Какие типы околоцветников могут встречаться в природе? (Бывают венчиковидные и чашечковидные околоцветники.)
Околоцветник лилиецветных может быть венчиковидным (лилия, тюльпан) или чашечковидным (вороний глаз обыкновенный). Цветки правильные.
Что такое правильный цветок? (Это цветок, у которого несколько осей симметрии.)
Цветки чаще всего обоеполые, но встречаются и однополые (попадаются также двудомные растения).
Каково количество частей цветка у однодольных растений? (Количество лепестков и тычинок в каждом круге обычно кратно трем.)
Околоцветник лилиецветных чаще всего состоит из 6 лепестков, которые могут быть свободными (тюльпан) или частично или полностью сросшимися (ландыш). У растений со свободнолепестным околоцветником листочки околоцветника могут быть расположены в несколько кругов (обычно в два круга, как у тюльпана, околоцветник вороньего глаза обыкновенного состоит из четырех чашечковидных листочков околоцветника). Тычинок обычно 6 (также часто в два круга) или 3. Пестик один с трехлопастным рыльцем.
Какова формула цветка растений порядка лилиецветные? (К доске выходят 2—3 ученика и пишут формулы цветка лилиецветных.)
Формулу цветка лилиецветных можно записать так:Ок6Т6П1, или так: Ок3+3Т3+3П1 , или так: Ок(6)Т6П1.
Нарисуйте схему строения цветка растений порядка лилиецветных.
Цветки часто бывают крупные, одиночные (тюльпан) или собраны в соцветие кисть (ландыш), метелку (чемерица) или простой зонтик (лук).
Цветки лилиецветных часто имеют особые приспособления для опыления насекомыми.
Вспомните, какие приспособления к опылению насекомыми могут встречаться у цветков. (Насекомоопыляемые цветки обычно крупные или собраны в соцветия, имеют яркую окраску, часто обладают сильным запахом и могут выделять нектар.)
Цветки лилиецветных практически всегда ароматные, с большим количеством нектара. Нектарники расположены у основания листочков околоцветника или на плодолистиках. Опыляются различного рода насекомыми или птицами (например, алоэ), редко — при помощи ветра.
Плод лилиецветных, как правило, трехгранная многосеменная коробочка (редко бывает двух- или четырехгранная) или ягода. Семена многочисленные. Зародыш семени небольшой, окруженный богатым маслами и белковыми веществами эндоспермом. Семена легкие и небольшие. Распространяются обычно благодаря раскачиванию стебля.
В процессе эволюции у многих растений порядка лилиецветных различные вегетативные органы сильно видоизменились, превратившись в луковицы, корневища, клубни, филлокладии (плоские листовидные побеги, расположенные в пазухах редуцированных листьев), выводковые почки. У многих луковичных растений имеются особые втягивающие корни, способные увлекать луковицу глубже под землю. Эти видоизменения появились вследствие адаптации растений к различным условиям жизни. Листья обычно более или менее мясистые, цельнокрайние, сидячие. Листорасположение очередное.
Из всех семейств порядка лилиецветных более подробно мы остановимся на трех, имеющих большое значение в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Семейство лилейные (подсемейство лилиевые) объединяет около 1300 видов, относящихся к 45 родам. Распространены преимущественно в областях умеренного климата Северного полушария. Большинство представителей семейства — многолетние травянистые луковичные растения.
Характерной особенностью семейства являются крупные одиночные или собранные в небольшие кисти цветки с ярко окрашенным околоцветником. Плод коробочка.
Среди растений данного семейства наиболее известны тюльпаны, лилии, рябчики, гусиный лук, пролески и гиацинты. Многие растения данного семейства садовые (пролеска сибирская, кандык сибирский, некоторые виды тюльпанов) или декоративные (лилии, тюльпаны, гиацинты).
Большинство лилейных хорошие медоносы.
Многие растения семейства лилейных занесены в Красную книгу и нуждаются в строгой охране. Редкими и особо охраняемыми растениями являются рябчик русский, рябчик желтый, лилия даурская, тюльпан дубравный, тюльпан Кауфмана, тюльпан Шренка, пролеска сибирская (сцилла).
Семейство луковые (подсемейство луковые) менее многочисленно. К нему относится около 30 родов и 650 видов. Растения этого семейства распространены на всех континентах, вплоть до южного побережья Антарктиды, кроме Австралии.
Большинство представителей луковых — многолетние травы с луковицами, клубнелуковицами и корневищами. У растений этого семейства мелкие луковички развиваются на корневище пучками (шнитт-лук, лук победный). Стебли обычно трубчатые. Листья плоские (черемша, лук медвежий, лук победный), лентовидные (лук-порей, чеснок, лук гигантский) или трубчатые (репчатый лук, лук алтайский). Цветки мелкие, чаще всего бывают собраны в соцветие шаровидный зонтик.
Плод — треугольная коробочка. Семена мелкие, около 3 мм. Помимо семенного размножения, для луковых характерно и вегетативное.
Что такое вегетативное размножение? (Размножение при помощи вегетативных органов.)
Среди способов вегетативного размножения наиболее часто встречается разведение луковицами-детками, делением корневищ, выводковыми почками.
Характерный признак луковых — млечный сок, содержащийся во всех органах растения. Концентрация эфирных масел может достигать 0,05%.
Растения данного семейства широко используют в качестве пищевых и витаминных продуктов (содержат витамины В, С и фитонциды). А также их применяют в медицине, например морской лук, содержащий глюкозид сцилларен. Некоторые подвиды этого лука употребляют в виде настоя при сердечных заболеваниях.
Практическая работа. РАСПОЗНАВАНИЕ РАСТЕНИЙ ПОРЯДКА ЛИЛИЕЦВЕТНЫЕ (СЕМЕЙСТВА ЛИЛЕЙНЫЕ) ПО ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ КАРТОЧКАМ
Цели: закрепить знания о различиях во внешнем строении однодольных и двудольных растений; формировать умения распознавать растения с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжить формирование навыка работы с натуральными объектами.
Оборудование: гербарии растений порядка лилиецветные (семейства лилейные) (тюльпан, купена лекарственная, пролеска двулистная, ландыш майский, майник двулистный, лук репчатый, чемерица даурская), школьный определитель высших растений, определительные карточки, лупы.
Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
Ход работы
Рассмотрите гербарий растения. Выявите у него признаки, характерные для растений класса однодольные, характерные для растений порядка лилиецветные.
Определите окраску венчика, строение цветка, тип плода, форму листовой пластинки.
Следуя инструкции, по определительной карточке выясните, что это за растение.
С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.
Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения, запишите полученные данные в тетрадь.
Закрепление знаний и умений
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 45; учебник В.В. Пасечника § 52), а также знаниями, полученными на уроке, и записями в тетради, заполните таблицу.
Творческое задание. Перечислить сорта декоративных растений порядка лилиецветные (лилии, тюльпаны и т. д.). Нарисовать некоторые из сортов. Составить рассказ об этих сортах. Указать, когда и кем они были выведены, чем отличаются от остальных сортов.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
Перечислить все возможные видоизменения вегетативных органов растений порядка лилиецветные. Указать, у каких растений они встречаются и приспособлением к каким условиям обитания они являются.
Класс Однодольные, семейство Лилейны
Отдел покрытосеменные. Порядок лилейные. Признаки семейства
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций