Проблемы экологического образования и просвещения старшеклассников

0
0
Материал опубликован 10 December 2015

Аннотация. Экологическая обстановка на нашей планете заставляет не только говорить, но и кричать о необходимости современного экологического образования. Ценность его в том, что оно должно быть направлено на рост системности и концентрирование знаний, формирование глобального экологического мышления и развитие метапредметных умений, стала осознаваться всеми участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое просвещение, формирование экологического сознания, экологическая культура, биосфера, экологизация системы образования.
 

«Каждый обязан сохранять

природу и окружающую среду,

бережно относиться к природным богатствам …».

Конституция РФ, ст.58, 1993 г.

На сегодняшний день важнейшей задачей современного, образованного человека должна быть забота об экологическом состоянии окружающей среды. Бурное промышленное развитие в ХХ веке и как следствие дальнейшее в XXI, привело к тому, что воздействие человека на природу значительно усилилось. Зачастую оно имеет крайне негативный характер. Именно поэтому сегодня остро стоит вопрос экологического образования и просвещения людей уже со школьной скамьи.
При рассмотрении данной ситуации использовались следующие методы исследования – теоретические, сравнительно-сопоставимый, анализ психолого-педагогической, научно-методической, специальной литературы и исследований по проблеме, опросные методы – беседа.
В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде; он должен знать о заболеваниях, вызванных загрязнением среды; о генетических отклонениях; о гибели животных и растений; об уменьшении плодородия почвы; об исчерпаемости запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние. Однако сегодняшние выпускники школы слабо ориентированы в глобальных, в том числе экологических, проблемах сохранения здоровья человека и биосферы. Преобладают потребительские взгляды на природу, низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, недостаточна развита потребность фактически участвовать в природо – охранной работе. Многие отождествляют охрану окружающей среды и рациональное природопользование с охранением отдельных природных комплексов и редких видов растений и животных.
Целью экологического образования и воспитания является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры.
Таким образом, школьное образование и воспитание в области охраны окружающей среды должны выполнять две "стратегические" задачи: 

Убеждать учащихся о необходимости охраны окружающей среды. 

Вооружать их, хотя бы, необходимым минимумом знаний в этой области. 

Исходя из этих задач, выбираются методы работы: 

Учебная деятельность – рефераты, устные журналы – способствуют освоению теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления. 

Активные формы: диспуты, дискуссии по проблемам окружающей среды, встречи со специалистами, деловые игры - формируют опыт принятия экологически целесообразных решений.

Общественно – полезная деятельность, постановка под руководством учителя опытов на школьном учебно-опытном участке по изучению влияния минеральных удобрений на урожайность культур, выполнение анализов почвы и грунтовых вод - служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

Экскурсии на предприятия – теоретический материал становится ясным, очевидным, зримым.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной.
Рассматривая цели экологического образования школьников, можно определить различные его уровни: экологическое просвещение, формирование экологического сознания, развитие экологической культуры.
Первый уровень –
экологическое просвещение – обеспечивает ориентацию школьников в проблеме и соответствующие правила поведения. Он достигается включением экологических сведений как фрагментов учебного материала в уроки или внеклассные занятия (экологическая разминка, экологические экспресс – информации, доклады и рефераты по отдельным экологическим темам и т.п.).
Второй уровень –
экологическое сознание – предусматривает формирование категориального аппарата мышления учащихся. Формирование экологического сознания предполагает овладение системой экологических знаний и понятийным аппаратом экологии как учебного предмета (факультатив, элективный учебный предмет).
Третий уровень –
развитие экологической культуры – приносит осознание учащимися взаимодействия "природа-человек" как ценности. Переход экологических проблем в разряд глобальных проблем современности обуславливает необходимость ориентации на достижение этого уровня. Экологическая культура в условиях школьного образования может формироваться только на основе интегративного подхода. Механизм интеграции предусматривает изучение экологических проблем в системе «природа наука производство общество человек», охватывающей все уровни взаимодействия «природа – человек».
Различают экологическое образование и  экологизацию системы образования. Хотя они и взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления.
Экологическое образование – это непосредственное усвоение экологических знаний различного характера и уровня.
Выделяют  два основных направления экологического образования: воспитание в духе общих идей охраны окружающей среды и здоровья людей и приобретение специальных профессиональных знаний об общих закономерностях существования природных и антропогенных систем. Оба эти направления взаимосвязаны, ибо в их основе лежит познание принципов, подходов, закономерностей экологии.
Экологизация  системы образования – это  характеристика тенденции проникновения экологических идей, понятий, принципов, подходов в другие дисциплины, а также подготовки экологически грамотных специалистов самого различного профиля.
До  недавнего времени экологическое  образование ориентировалось в основном на естествознание (преимущественно на биологическую экологию и географию) и отчасти на технические науки, связанные с технологией природоохранной деятельности (с акцентом на очистные сооружения и технологии). Социальная же часть экологии, кроме отдельных фрагментов эколого-экономических и эколого – правовых знаний, не преподавалась.
Сейчас  очевидно, что значительная доля экологического образования должна отводиться социальной экологии, которая непосредственно  занимается поиском закономерностей устойчивого развития системы "общество – природа".
Реализация  идей экологического образования предполагает как новое прочтение традиционных предметов, так и введение новых  дисциплин, помогающих раскрыть целостное представление о взаимосвязях природы и человека.
Научно – теоретическим  основанием экологического образования в целом должны служить биологическая и геологическая экология, экология человека и общества (социальная экология). Дополнительными источниками могут быть инженерная экология, агроэкология и некоторые другие дисциплины.
Предметом исследования экологии человека являются сохранение и улучшение здоровья людей с учетом связей человека с окружающей природной и социальной средой.
Социальная  экология изучает систему "природа—общество", перспективы ее развития и гармонизации на различных уровнях – локальном, региональном, глобальном.
Экологическое образование включает в себя не только собственно научные знания и представления, оно также дополняется образами искусства и литературы. Интеграция научных знаний и соответствующих художественных образов позволяет преодолеть разрыв между логической и образной формами познания действительности и служит гуманизации образования.
В целом в содержании экологического образования можно 
выделить следующие аспекты:

Научный – обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающей среде. Он включает естественнонаучные, социологические и технологические закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, общество и производство в их взаимодействии.

Ценностный – формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде, преодолевает излишнюю рационалистичность и потребительство, призывает подрастающее поколение не только уметь видеть красоту окружающего мира и восхищаться им, по и вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды, вести здоровый образ жизни.

 Нормативный – ориентирован на систему норм и правил, предписании и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям насилия.

 Деятельностный – формирует познавательные, практические и творческие умения экологического характера, развивает волевые качества обучающихся; учит проявлять активность в решении экологических проблем. Знакомство с экологизацией техники и технологии позволяет углублять представления о становлении принципиально новых направлений научно-технического прогресса.

Сегодня необходима единая общегосударственная концепция экологического образования, учитывающая не только соответствующие международные установки и программы, но и специфику образовательных институтов России. Главная педагогическая проблема в данном случае — это определение содержания и объема учебной нагрузки для каждой образовательной структуры в зависимости от ее уровня. Все более существенное значение приобретает также разработка технологии экологического образования, обоснование критериев оценки результатов обучения.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию школьников, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. 
Основные причины малоэффективности кроются в том, что конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде – сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественно – научные знания по биологической экологии, справится с формированием многогранного отношения младших школьников к природной и социальной среде не может. 
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. И все это в огромной мере можно формировать в процессе обучения на уроках биологии и химии.

В заключении хотелось бы отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:

развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях я природой;

эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;

формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

 Итак, экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы. 
 

Список использованных источников

  1. Алексеев С.В. Методологические основания образования для устойчивого развития // Актуальные проблемы экологического образования. – СПб., 2002. – С.7–14.
  2. Акимова Т.А., Кузьмин А.П., Хаскин В.В. Экология. Природачеловектехника. М: ЮНИТИДАНА 2001, 343 с. 
  3. Ахияров К.Ш. и др. Экологическое образование: опыт, прогнозы. Монография. Стерлитамак. Гос. пед. ун-т, 2001. 139 с.
  4. Бусыгин А.Г. Десмоэкология как средство выхода из глобального экологического кризиса // Экологическое образование на пороге «РИО + 10». Тезисы докладов VIII Международной конференции по экологическому образованию, Москва, 26-28 июня 2002 г. Тверь, Изд – во ГУПТОТОТ, 2002, ч. 1. С. 37.
  5. Джугарян. О.А. Основы экологии и природопользования. Смоленск. 2000,151 с.
  6. Моисеев Н.Н Система “Учитель” и современная экологическая обстановка. Развитие непрерывного экологического образования. Материалы 1 й московской научно – практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М. 1995. С. 415.
  7. Покровская О.В. Библиотека и экологическое просвещение юношества. Развитие непрерывного экологического образования. Материалы 1 й московской научно – практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М. 1995. с.140.
  8. Церцек Н.Ф. Экологическое образование на пороге «РИО + 10». Тезисы докладов VIII Международной конференции по экологическому образованию, Москва, 26-28 июня 2002 г. Тверь, Изд – во ГУПТОТОТ, 2002, ч. 1. С. 103.

9

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.