Урок по биологии в 8–9 классе «Жизнедеятельность клетки. Строение, свойства и жизнь клетки»
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
Форма урока: традиционная
Технология: проблемного обучения
Основные понятия
Рост, раздражимость, размножение
Изучение нового материала
Живые существа отличаются от тел неживой природы уникальной способностью к обмену веществ с окружающей средой (питание, дыхание, выделение); Благодаря этим процессам живой организм строит себя, растет, развивается, двигается, размножается, отвечает тем или иным путем на возможные изменения, происходящие вокруг. Все эти процессы свойственны каждой клетке.
У многоклеточных организмов свободно передвигаются лишь немногие клетки. Такой способностью обладают лейкоциты.
Эта способность связана с их функцией: они выполняют в организме
защитную роль, захватывая и обезвреживая болезнетворные организмы, вредные вещества, попадающие в кровь. Большинство же клеток плотно прилегают друг к другу, что лишает подвижности или ограничивает свободу передвижения. Однако все эти клетки не абсолютно неподвижны. Так, клетки, выстилающие внутреннюю поверхность многих органов, например дыхательных путей человека, снабжены ресничками. Они непрерывно колеблются и этим помогают удалению из дыхательных путей случайно попавших туда с воздухом пылинок, микроорганизмов, которые со слизью выводятся через носовую полость наружу.
Клетки обладают раздражимостью, т. е. способностью отвечать тем или иным способам раздражения поступающим из внешней среды. Так, прикосновение, сотрясение, тепло, холод, бесчисленное множество химических веществ — все это разного рода раздражители. Реакция клетки на раздражение заключается, в перемещении органоидов в цитоплазме, в ускорений. Или замедления движения цитоплазмы, химических реакций, лежащих в основе жизненных 'Процессов в клетке. Одни из раздражителей, например тепло, благоприятно влияют на клеточные процессы. Другие, например высокие или низкие температуры, — отрицательно.
Клетки размножаются при помощи деления. Сначала делится ядро, перетягиваясь пополам, а затем и цитоплазма. Получившиеся от деления клетки-матери две клетки-дочери как две капли воды похожи друг на друга и на материнскую клетку. Они обладают теми же свойствами и выполняют ту же функцию в организме. Клетки-дочери начинают жить самостоятельно. Они растут, пока не достигнут размеров взрослой клетки: Некоторые клетки размножаются очень интенсивно. Та как происходит обновление кожных покровов, затягивание царапин, ран, швов после операции, срастание костей в месте переломов; Другие клетки выполняют иные функции и не обладают такой интенсивностью роста й размножения. Третьи клетки не делятся и не обновляются в течение всей жизни человека— это нервные клетки.
Многие процессы, протекающие в клетке, — деление, движение и другие происходят с затратой энергии, которая образуется в результате дыхания клетки. Кислород проникает в клетку из окружающей ее среды и, соединяясь с химическими веществами, входящими в ее состав, медленно окисляет их. При этом и выделяется та энергия, которая идет на осуществление всех жизненных процессов клетки.
Органические вещества, идущие на образование цитоплазмы и ядра, а также растраченные в процессе клеточного дыхания, создаются в результате реакций биосинтеза из питательных веществ, поступающих в клетку. Клетки, имеющие оболочку, поглощают вещества только в растворенном состоянии, а лишенные оболочки, могут захватывать й твердую пищу. Например, у лейкоцитов, не имеющих определенной формы, как у амебы, выпячиваются ложноножки, которые обволакивают пищевые частицы и втягивают их внутрь клетки. Вокруг пищевой частицы образуется капелька особого сока, называемая пищеварительной вакуолью. В ней пища переваривается и переводится в растворимое состояние. Непереваренные остатки выбрасываются из клетки в окружающую среду.
При дыхании и биосинтезе образуются и вредные для клетки вещества продукты распада. Это углекислота и минеральные соли. В виде водного раствора они также выделяются из клетки.
Благодаря дыханию, питанию, выделению между, клеткой и окружающей средой устанавливается непрерывный обмен веществ. Клетка выделяет в окружающую среду одни вещества - продукты распада, а получает из нее другие — питательные вещества и кислород. Обмен, веществ — главный признак, отличающий живые существа от тел неживой природы.
Как видим, на клетке замыкаются функции разных систем органов человека: через органы дыхания поступает кислород и удаляется углекислый газ, через пищеварительную систему поступают питательные вещества, через органы выделения — мочевыделительную систему - удаляются избыток воды и продукты распада, а по системе кровообращения кровь транспортирует все эти вещества по назначению, осуществляя связь между клеткой и системами органов. Все функции, свойственные живому организму в целом, характерны и для клетки: обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость, движение.
Осмысление и понимание полученных знаний
Подумайте и ответьте.
1. Какие процессы жизнедеятельности протекают в клетке?
2. Какие свойства клетки характеризуют ее как живую частицу организма?
3. Какая связь существует между клеткой и окружающей ее средой?
4. Какие процессы включают обмен веществ клетки? Какую роль играет обмен веществ в. жизнедеятельности клетки?
5. В чем заключается .ответ клетки на раздражение из окружающей ее среды?
6. Какое значение для организма имеет способность клетки к делению, при котором из одной материнской клетки образуются две дочерние клетки с идентичными свойствами?
Деление клетки снято под микроскопом (реальное видео)
Митоз-деление клетки
Законы раздражения возбудимых тканей
Размножение клеток
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html