Урок экологии «Природные ресурсы и их использование»
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Информация
Природные ресурсы и их использование
Природные ресурсы - это объекты и силы природы, используемые человеком для поддержания своего существования.
К ним относятся солнечный свет, вода, почва, воздух, полезные ископаемые, энергия приливов и отливов, сила ветра, растительный и животный мир, внутриземная теплота и др
Человек использует природные ресурсы в качестве источников энергии, предметов потребления, средств и предметов труда и др.
На фоне роста масштабов производства на первый план выступает вопрос об ограниченности природных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей цивилизации, и о путях их рационального использования.
Человечество не может существовать, не используя природные ресурсы, не влияя на их количество и качество, а следовательно, не внося изменений в окружающую его природную среду.
Природные ресурсы классифицируют по ряду признаков:
по их использованию - на производственные (сельскохозяйственные и промышленные), здравоохранительные (рекреационные), эстетические, научные и др.;
по принадлежности к тем или иным компонентам природы - на земельные, водные, минеральные, а также животный и растительный мир и др.;
по заменимости - на заменимые (например, топливноминеральные энергетические ресурсы можно заменить ветровой, солнечной энергией) и незаменимые (кислород воздуха для дыхания или пресную воду для питья заменить нечем);
по исчерпаемости - на исчерпаемые и неисчерпаемые.
К неисчерпаемым природным ресурсам можно условно отнести солнечный свет, атмосферный воздух, воду, энергию ветра, энергию приливов и отливов, внутриземную теплоту.
Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые, относительно возобновимые и невозобновимые
Невозобновимые ресурсы - это ресурсы, которые совершенно не восстанавливаются или скорость их восстановления настолько мала, что практическое использование их человеком становится невозможным. К ним относятся, например, полезные ископаемые, находящиеся в недрах земли.
К относительно возобновимым ресурсам относят почву и лесные ресурсы, которые обладают способностью к самовосстановлению, но процесс этот происходит в течение многих десятилетий и даже столетий.
Возобновимые ресурсы - это ресурсы, способные к восстановлению через различные природные процессы за время, соизмеримое со сроками их потребления. К ним относятся растительность, животный мир и некоторые минеральные ресурсы, осаждающиеся на дно современных озер и морских лагун.
В 1957 году П. Дансеро сформулировал закон необратимости взаимодействия «Человек - Биосфера», согласно которому 'часть возобновимых природных ресурсов (животных, растительных) может стать исчерпаемой, невозобновляемой, если человек при нерациональных сельскохозяйственных, гидротехнических, промышленных и других мероприятиях сделает невозможным их жизнедеятельность и воспроизводство.
Так, неконтролируемая охота на стеллерову корову привела к ее исчезновению как биологического вида. То же самое произошло и с некоторыми другими видами животных.
В целом за последние 400 лет с лица Земли исчезло свыше 160 видов млекопитающих и птиц. В настоящее время, по данным Международного союза охраны природы (МСОП), в результате человеческой деятельности ежегодно исчезает по одному виду животных и растений.
Деление ресурсов по какому-то признаку весьма условно, поскольку один и тот же ресурс, например, вода в озере, может быть использован как для промышленных, сельскохозяйственных и рыбоводческих нужд, так и для рекреационных целей или просто имеет большую эстетическую ценность. При этом часто в действие вступает правило материального ресурса, согласно которому использование ресурса в одних целях затрудняет или исключает использование в других. Если в озеро сбрасываются отходы промышленного предприятия, даже в значительной мере очищенные, использование воды в. целях рыбоводства и оздоровления населения затрудняется или становится невозможным. В связи с этим в каждом конкретном случае необходимо рассматривать целую сеть природных взаимосвязей и определять оптимальный вариант, приемлемый как для природы, так и для общества.
Процесс эксплуатации природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется природопользованием.
И. В. Комаром была предложена концепция так называемых ресурсных циклов. Ресурсный цикл - это цикл превращения природных веществ, который последовательно включает выявление, добычу, переработку того или иного ресурса и обратное возвращение в природу отходов этих процессов. И. В. Комар выделил шесть следующих ресурсных циклов: энергоресурсы; металлорудные ресурсы; неметаллическое ископаемое сырье; лесные ресурсы; почвенно-климатические ресурсы; ресурсы дикой фауны и флоры. Как легко заметить, первые три цикла связаны с невозобновимыми, а остальные - с возобновимыми природными ресурсами.
Что касается невозобновляемых ресурсов, то их истощение со временем неизбежно, и задача заключается не столько в том, чтобы растянуть эти ресурсы на более длительный срок, сколько в том, чтобы до исчерпания того или иного природного ресурса найти ему заменитель природного или искусственного происхождения либо изыскать возможность его регенерации за счет использования вторичного сырья.
Вопросы и задания
1.Что такое природные ресурсы и какова их роль в жизни и деятельности человека?
2.Приведите примеры исчерпаемых и неисчерпаемых, возобновимых и невозобновимых ресурсов.
Природные ресурсы и их использование
Презентация. Природные ресурсы
Мировые природные ресурсы
Природные ресурсы России
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
https://studfiles.net/preview/4639986/page:2/
https://studopedia.ru/5_130486_lektsiya--osnovnie-ponyatiya-geoekologii.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций