12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана591
Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса. Альберт Эйнштей Я отношусь к числу людей, для которых, «кругом одни чудеса». А иначе и быть не может, рядом дети!
Россия, Краснодарский край, станица Динская
3

Урок по теме «Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы», 7 класс



Презентация. Общая характеристика грибов
PPT / 6.22 Мб

Муниципальное образование Динской район

Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича»

 

 

(Слайд 1) Урок по теме: «Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы», 7 класс.


 

Автор разработки:

Блаженко Светлана Александровна,

учитель биологии БОУ СОШ №1

станицы Динской Динского района

 

Задачи урока: рассмотреть общие особенности организации грибов; дать понятие о типе питания грибов, способах размножения;сформировать представление о единстве происхождения грибов и растений; продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи; систематизировать и обобщать изученный материал.

Вид урока: вводный урок.

Оборудование урока: плодовые тела шляпочных грибов; модели грибов; таблицы, рисунки с изображением грибов; видеофильм о грибах.

Элементы ОМСО, изучаемые на уроке.

Знать: общие особенности организации грибов; распространение; признаки грибной клетки; тип питания; способы размножения; роль в природе.

Уметь: узнавать изученные грибы; обосновывать их принадлежность к царству грибы.

Элементы содержания образования повышенного уровня.

Знать: представителей высших и низших грибов; происхождение грибов и растений от общего предка; симбиотические связи грибов.

Уметь: характеризовать понятия и объяснять связь между ними; систематизировать; обобщать.

Ход урока.

Основные положения урока кратко представлены для учащихся в виде презентации:

(Слайд 2)- Грибы – самостоятельное царство организмов, существенно отличающихся от растений и животных.

(Слайд 3)- Клетка гриба имеет черты строения, характерные для всех эукариот, и в то же время некоторые особенности, которые обуславливают принадлежность грибов к отдельному царству.

- Грибы, растения и животные не только имеют черты различия, но и сходства, что говорит о единстве их происхождения.

(Слайд 4)- Тело гриба имеет определенные особенности строения, обусловленные выполняемыми функциями.

(Слайд 5)- Основной способ размножения грибов – бесполый.

- Грибы и симбиоз их с корнями деревьев. Взаимозависимость и взаимовыгода.

(Слайд 6) –Роль грибов в природе и жизни человека.

(Слайд 7 - 8) - Распространение и значение грибов.

Работа в группах по изучению нового материала:

1. Общие сведения о грибах как своеобразном царстве живой природы: распространение, многообразие видов, тип питания, происхождение (самостоятельная работа учащихся в группах, рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация муляжей, таблиц, просмотр видеофрагмента о грибах)

 

Работа в группах (вопросы для обсуждения) (работа с учебником, дополнительной литературой, таблицы, муляжи, рисунки)

1. Какие организмы относится к царству Грибы?

2. Какой способ питания характерен для грибов?

3. Пользуясь текстом учебника, параграф 51, обратите внимание на возраст самых древних находок спор грибов и на особенности происхождения грибов.

4. В чем принципиальное отличие между питанием грибов и животных? Есть ли сходство с питанием растений?

5. От каких организмов, по мнению ученых, произошли грибы? Что на это указывает?

6. Где обитают грибы?

7. Составьте по предложенной таблице сравнительную характеристику грибов, растительных и животных организмов на основе имеющихся знаний, текста учебника и других источников.

 

Черты сравнения

Грибы

Растения

Животные

1. Тип питания

гетеротрофы

автотрофы

гетеротрофы

2. Запасной продукт

гликоген

крахмал

гликоген

3. Способ питания

всасывание

всасывание

заглатывание

4. Рост

неограниченный

неограниченный

ограниченный

8. Как можно разделить грибы по способу питания? (Хищники, сапрофиты, паразиты) [1]

9. Есть ли в грибных нитях - гифы, хлорофилловые зерна? (Нет) [1]

10. Необходим ли грибам солнечный свет? (Нет, так как они не производят фотосинтеза) [1]

 

2. Особенности строения грибной клетки (самостоятельная работа учащихся в группах, беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы)

Работа в группах (вопросы для обсуждения) (работа с учебником, дополнительной литературой, таблицы, муляжи, рисунки)

1. Почему грибы относят к надцарству эукариот?

2. Доказать, что клетка гриба – эукариотическая клетка, но в то же время имеет ряд отличительных особенностей, позволяющих не спутать ее с клеткой животного или растительного организма. (Для работы можно использовать текст и рисунок в учебнике.)

3. По таблице укажите органоиды грибной клетки.

4. Сравните грибную клетку с бактериальной. Перечислите органоиды, которых нет в бактериальной клетке.

3. Особенности строения тела грибов в связи с его функциями (самостоятельная работа учащихся в группах, рассказ учителя, демонстрация таблицы, просмотр видеофрагмента о грибах)

Работа в группах (вопросы для обсуждения) (работа с учебником, дополнительной литературой, таблицы, муляжи, рисунки)

 

1. Из чего состоит тело гриба?

2. Подчеркните особенности строения грибов, обусловленные выполнением определенных функций, заполнив предложенную таблицу.

 

Клетки имеют поры

сообщение цитоплазмы соседних клеток

Гифы объединяются в пучки и образуют крупные тяжи длиной в несколько метров

выполнение проводящей функции

Плотные переплетения гиф образуют утолщения

отложенные здесь запасные питательные вещества обеспечивают выживание гриба в неблагоприятных условиях

Грибница (мицелий) обладает огромной площадью поверхности

с этой площади поглощается много питательных веществ

 

4. Способы размножения грибов (самостоятельная работа учащихся в группах, беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы)

Работа в группах (вопросы для обсуждения) (работа с учебником, дополнительной литературой, таблицы, муляжи, рисунки)

 

1. Какова роль спор в жизни грибов?

2.Обратите внимание на схему размножения гриба, представленную в учебнике, и составьте рассказ об особенностях размножения у грибов.

3. Почему плодовые тела грибов расположены над поверхностью почвы? (Это даёт возможность рассеивать споры, которые развиваются на нижней стороне шляпки в трубочках или пластинках. Споры могут рассыпаться и переноситься ветром) [1]

4. Как размножаются грибы? (Спорами и грибницей) [1]

5. Почему к старости шляпки грибов становятся более ровными и края приподнимаются вверх? (Для облегчения рассеивания спор) [1]

 

5. Симбиоз микоризных грибов с корнями деревьев (самостоятельная работа учащихся в группах, просмотр фрагмента видеофильма, демонстрация моделей, беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы)

Работа в группах (вопросы для обсуждения) (работа с учебником, дополнительной литературой, таблицы, муляжи, рисунки)

Ответьте на вопрос:

1. Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут под осиной, подберезовики в березовом лесу, а маслята под соснами и лиственницами. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев? (Мицелий определенных видов грибов устанавливает сожительство с корнями определенных видов древесных пород, симбиоз. Корни деревьев получают от гриба воду с растворенными в ней минеральными солями, а гриб от деревьев – органические вещества, необходимые для питания и образования плодовых тел. [2]

 

6. Роль грибов в природе и жизни человека (самостоятельная работа учащихся в группах, беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы)

Работа в группах (вопросы для обсуждения) (работа с учебником, дополнительной литературой, таблицы, муляжи, рисунки)

 

1. Человек использует грибы в своих целях. А может ли гриб использовать человека и каким образом? (Для ответа можно использовать материал из учебника.)

 

Рубрика «Это интересно»: (дополнительная информация о грибах)[4]

1. В бразильских джунглях живет гриб, который называют «дама под покрывалом». Растет он буквально по минутам, за 2 часа вытягивается на полметра в высоту, тогда из-под шляпки внезапно выскакивает белое покрывало и окружает ножку. Распространяя сильный запах падали и издавая яркое зеленое свечение ночью, к утру этот гриб оставляет после себя небольшой комочек слизи. [4]

2. Гриб веселка растет со скоростью 5 мм в мин. И вырастает до высоты 30 см всего за 1 час. [4]

3. В конце 19 века в штате Нью – Йорк был найден гриб – великан высотой более 1.5 м со шляпкой диаметром 1.3 м. Ножка его имела толщину 0.25 м. [4]

3. В лесах Юго – Восточной Австралии на поваленных деревьях и старых пнях весной и осенью появляются грибы, излучающие такой яркий свет, что при нем можно читать газету. [4]

 

Закрепление нового материала:

1. Дайте определение понятий: спора, микориза, микология, грибница, мицелий, гифы, плодовое тело, митохондрия, ядро, эукариоты.

2. Какие утверждения верны: [3] (работа в тетрадях)

1. Грибы относятся к эукариотам. [3]

2. Грибы – паразитические организмы. [3]

3. Грибы – сапротрофные организмы. [3]

4. Дрожжи – одноклеточные грибы. [3]

5. Лекарство пенициллин получают с помощью шляпочных грибов. [3]

6. Грибы – представители особого царства живых организмов. [3]

7. Тело гриба представлено микоризой. [3]

8. Шляпочные грибы имеют плодовое тело. [3]

9. Шляпочные грибы размножаются посредством плодового тела. [3]

10. Микориза – симбиоз гриба и корня растения. [3]

11. Тело гриба представлено мицелием. [3]

 

Правильные утверждения:1, 4, 6, 8, 10, 11. [3]

3. Допишите предложения.

Грибы выделяют в самостоятельное _____. Известно не менее _____ видов грибов. По способу питания они _____, так как лишены _____. Грибы появились на планете _____. Произошли они, вероятно, от _____. Грибы имеют грибницу, или _____, который состоит из _____. У большинства грибов _____ разделен перегородками на _____. В перегородках имеются _____, через которые сообщается цитоплазма соседних клеток.

 

4. Подумайте и ответьте на вопросы:

1. Юные микологи задумались: какого вещества в стенках клеток грибов содержится больше – глюкозы, целлюлозы, пектина или хитина? Помогите им. (Хитина) [2]

2. Вспомните осенний лес. Запах грибов. Наконец, вы нашли гриб и срезали его. Объясните, почему срезанный вами подберезовик или белый гриб представляют собой только часть организма? (Срезанный гриб представляет собой только часть организма (плодовое тело), так как в лесной подстилке осталась грибница в виде волокнистых переплетений тонких нитей, её (грибницу) можно увидеть, разрыв землю. [2]

3. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте? (Грибники собирают плодовые тела, а мицелий и споры остаются в земле, и через какое – то время снова в этом месте вырастут грибы. [2]

4. Объясните выражение: «Растет, как гриб после дождя» (После дождя грибы быстро растут. Грибница на 90% состоит из воды) [2]

5. Император Клавдий, французский король Карл IV, папа римский Климент VII. Что объединяет данные имена? (Всех их отравили грибами)

 

Домашнее задание: параграф 51, рассмотреть плесень на кусочке хлеба.

Творческие задания по выбору: составить кроссворд о грибах; подготовить презентации «Многообразие Грибов»; «Размножение Грибов»; «Значение грибов в природе и жизни человека».

Рефлексия

На доске написано…

- Я сегодня на уроке узнал (а) …………

(Слайд 9) А сейчас, составьте синквейн по схеме, которую вы видите на слайде. Ключевое слово – Грибы

(Слайд 10)Список использованной литературы.

1. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях.6 - 9 классы/ авт. – сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – М.: Глобус, 2008. – 208 с. - (Учение с увлечением).

2. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/Т.А. Дмитриева, С.И. Гуленков, С.В. Суматохин и др. – М.: Дрофа, 1999. – 432 с. – (Большая библиотека «Дрофы»)

3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2 –е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2004. – 240 с.: ил.

4. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: ИД «МиМ»,….. 1998. – 160с.

Опубликовано


Комментарии (1)

Елена Владимировна, 16.07.19 в 12:31 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную разработку урока!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.