Урок биологии в 7 классе «Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы»
Пояснительная записка к презентации
Презентация. Общая характеристика грибов
PPT / 6.22 Мб
Муниципальное образование Динской район
Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича»
(Слайд 1) Урок по теме: «Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы», 7 класс.
Автор разработки:
Блаженко Светлана Александровна,
учитель биологии БОУ СОШ №1
станицы Динской Динского района
Задачи урока: рассмотреть общие особенности организации грибов; дать понятие о типе питания грибов, способах размножения;сформировать представление о единстве происхождения грибов и растений; продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи; систематизировать и обобщать изученный материал.
Вид урока: вводный урок.
Оборудование урока: плодовые тела шляпочных грибов; модели грибов; таблицы, рисунки с изображением грибов; видеофильм о грибах.
Элементы ОМСО, изучаемые на уроке.
Знать: общие особенности организации грибов; распространение; признаки грибной клетки; тип питания; способы размножения; роль в природе.
Уметь: узнавать изученные грибы; обосновывать их принадлежность к царству грибы.
Элементы содержания образования повышенного уровня.
Знать: представителей высших и низших грибов; происхождение грибов и растений от общего предка; симбиотические связи грибов.
Уметь: характеризовать понятия и объяснять связь между ними; систематизировать; обобщать.
Ход урока.
Основные положения урока кратко представлены для учащихся в виде презентации:
(Слайд 2)- Грибы – самостоятельное царство организмов, существенно отличающихся от растений и животных.
(Слайд 3)- Клетка гриба имеет черты строения, характерные для всех эукариот, и в то же время некоторые особенности, которые обуславливают принадлежность грибов к отдельному царству.
- Грибы, растения и животные не только имеют черты различия, но и сходства, что говорит о единстве их происхождения.
(Слайд 4)- Тело гриба имеет определенные особенности строения, обусловленные выполняемыми функциями.
(Слайд 5)- Основной способ размножения грибов – бесполый.
- Грибы и симбиоз их с корнями деревьев. Взаимозависимость и взаимовыгода.
(Слайд 6) –Роль грибов в природе и жизни человека.
(Слайд 7 - 8) - Распространение и значение грибов.
Работа в группах по изучению нового материала:
1. Общие сведения о грибах как своеобразном царстве живой природы: распространение, многообразие видов, тип питания, происхождение (самостоятельная работа учащихся в группах, рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация муляжей, таблиц, просмотр видеофрагмента о грибах)
Работа в группах (вопросы для обсуждения) (работа с учебником, дополнительной литературой, таблицы, муляжи, рисунки)
1. Какие организмы относится к царству Грибы?
2. Какой способ питания характерен для грибов?
3. Пользуясь текстом учебника, параграф 51, обратите внимание на возраст самых древних находок спор грибов и на особенности происхождения грибов.
4. В чем принципиальное отличие между питанием грибов и животных? Есть ли сходство с питанием растений?
5. От каких организмов, по мнению ученых, произошли грибы? Что на это указывает?
6. Где обитают грибы?
7. Составьте по предложенной таблице сравнительную характеристику грибов, растительных и животных организмов на основе имеющихся знаний, текста учебника и других источников.
Черты сравнения |
Грибы |
Растения |
Животные |
1. Тип питания |
гетеротрофы |
автотрофы |
гетеротрофы |
2. Запасной продукт |
гликоген |
крахмал |
гликоген |
3. Способ питания |
всасывание |
всасывание |
заглатывание |
4. Рост |
неограниченный |
неограниченный |
ограниченный |
8. Как можно разделить грибы по способу питания? (Хищники, сапрофиты, паразиты) [1]
9. Есть ли в грибных нитях - гифы, хлорофилловые зерна? (Нет) [1]
10. Необходим ли грибам солнечный свет? (Нет, так как они не производят фотосинтеза) [1]
2. Особенности строения грибной клетки (самостоятельная работа учащихся в группах, беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы)
Работа в группах (вопросы для обсуждения) (работа с учебником, дополнительной литературой, таблицы, муляжи, рисунки)
1. Почему грибы относят к надцарству эукариот?
2. Доказать, что клетка гриба – эукариотическая клетка, но в то же время имеет ряд отличительных особенностей, позволяющих не спутать ее с клеткой животного или растительного организма. (Для работы можно использовать текст и рисунок в учебнике.)
3. По таблице укажите органоиды грибной клетки.
4. Сравните грибную клетку с бактериальной. Перечислите органоиды, которых нет в бактериальной клетке.
3. Особенности строения тела грибов в связи с его функциями (самостоятельная работа учащихся в группах, рассказ учителя, демонстрация таблицы, просмотр видеофрагмента о грибах)
Работа в группах (вопросы для обсуждения) (работа с учебником, дополнительной литературой, таблицы, муляжи, рисунки)
1. Из чего состоит тело гриба?
2. Подчеркните особенности строения грибов, обусловленные выполнением определенных функций, заполнив предложенную таблицу.
Клетки имеют поры |
сообщение цитоплазмы соседних клеток |
Гифы объединяются в пучки и образуют крупные тяжи длиной в несколько метров |
выполнение проводящей функции |
Плотные переплетения гиф образуют утолщения |
отложенные здесь запасные питательные вещества обеспечивают выживание гриба в неблагоприятных условиях |
Грибница (мицелий) обладает огромной площадью поверхности |
с этой площади поглощается много питательных веществ |
4. Способы размножения грибов (самостоятельная работа учащихся в группах, беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы)
Работа в группах (вопросы для обсуждения) (работа с учебником, дополнительной литературой, таблицы, муляжи, рисунки)
1. Какова роль спор в жизни грибов?
2.Обратите внимание на схему размножения гриба, представленную в учебнике, и составьте рассказ об особенностях размножения у грибов.
3. Почему плодовые тела грибов расположены над поверхностью почвы? (Это даёт возможность рассеивать споры, которые развиваются на нижней стороне шляпки в трубочках или пластинках. Споры могут рассыпаться и переноситься ветром) [1]
4. Как размножаются грибы? (Спорами и грибницей) [1]
5. Почему к старости шляпки грибов становятся более ровными и края приподнимаются вверх? (Для облегчения рассеивания спор) [1]
5. Симбиоз микоризных грибов с корнями деревьев (самостоятельная работа учащихся в группах, просмотр фрагмента видеофильма, демонстрация моделей, беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы)
Работа в группах (вопросы для обсуждения) (работа с учебником, дополнительной литературой, таблицы, муляжи, рисунки)
Ответьте на вопрос:
1. Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут под осиной, подберезовики в березовом лесу, а маслята под соснами и лиственницами. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев? (Мицелий определенных видов грибов устанавливает сожительство с корнями определенных видов древесных пород, симбиоз. Корни деревьев получают от гриба воду с растворенными в ней минеральными солями, а гриб от деревьев – органические вещества, необходимые для питания и образования плодовых тел. [2]
6. Роль грибов в природе и жизни человека (самостоятельная работа учащихся в группах, беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы)
Работа в группах (вопросы для обсуждения) (работа с учебником, дополнительной литературой, таблицы, муляжи, рисунки)
1. Человек использует грибы в своих целях. А может ли гриб использовать человека и каким образом? (Для ответа можно использовать материал из учебника.)
Рубрика «Это интересно»: (дополнительная информация о грибах)[4]
1. В бразильских джунглях живет гриб, который называют «дама под покрывалом». Растет он буквально по минутам, за 2 часа вытягивается на полметра в высоту, тогда из-под шляпки внезапно выскакивает белое покрывало и окружает ножку. Распространяя сильный запах падали и издавая яркое зеленое свечение ночью, к утру этот гриб оставляет после себя небольшой комочек слизи. [4]
2. Гриб веселка растет со скоростью 5 мм в мин. И вырастает до высоты 30 см всего за 1 час. [4]
3. В конце 19 века в штате Нью – Йорк был найден гриб – великан высотой более 1.5 м со шляпкой диаметром 1.3 м. Ножка его имела толщину 0.25 м. [4]
3. В лесах Юго – Восточной Австралии на поваленных деревьях и старых пнях весной и осенью появляются грибы, излучающие такой яркий свет, что при нем можно читать газету. [4]
Закрепление нового материала:
1. Дайте определение понятий: спора, микориза, микология, грибница, мицелий, гифы, плодовое тело, митохондрия, ядро, эукариоты.
2. Какие утверждения верны: [3] (работа в тетрадях)
1. Грибы относятся к эукариотам. [3]
2. Грибы – паразитические организмы. [3]
3. Грибы – сапротрофные организмы. [3]
4. Дрожжи – одноклеточные грибы. [3]
5. Лекарство пенициллин получают с помощью шляпочных грибов. [3]
6. Грибы – представители особого царства живых организмов. [3]
7. Тело гриба представлено микоризой. [3]
8. Шляпочные грибы имеют плодовое тело. [3]
9. Шляпочные грибы размножаются посредством плодового тела. [3]
10. Микориза – симбиоз гриба и корня растения. [3]
11. Тело гриба представлено мицелием. [3]
Правильные утверждения:1, 4, 6, 8, 10, 11. [3]
3. Допишите предложения.
Грибы выделяют в самостоятельное _____. Известно не менее _____ видов грибов. По способу питания они _____, так как лишены _____. Грибы появились на планете _____. Произошли они, вероятно, от _____. Грибы имеют грибницу, или _____, который состоит из _____. У большинства грибов _____ разделен перегородками на _____. В перегородках имеются _____, через которые сообщается цитоплазма соседних клеток.
4. Подумайте и ответьте на вопросы:
1. Юные микологи задумались: какого вещества в стенках клеток грибов содержится больше – глюкозы, целлюлозы, пектина или хитина? Помогите им. (Хитина) [2]
2. Вспомните осенний лес. Запах грибов. Наконец, вы нашли гриб и срезали его. Объясните, почему срезанный вами подберезовик или белый гриб представляют собой только часть организма? (Срезанный гриб представляет собой только часть организма (плодовое тело), так как в лесной подстилке осталась грибница в виде волокнистых переплетений тонких нитей, её (грибницу) можно увидеть, разрыв землю. [2]
3. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте? (Грибники собирают плодовые тела, а мицелий и споры остаются в земле, и через какое – то время снова в этом месте вырастут грибы. [2]
4. Объясните выражение: «Растет, как гриб после дождя» (После дождя грибы быстро растут. Грибница на 90% состоит из воды) [2]
5. Император Клавдий, французский король Карл IV, папа римский Климент VII. Что объединяет данные имена? (Всех их отравили грибами)
Домашнее задание: параграф 51, рассмотреть плесень на кусочке хлеба.
Творческие задания по выбору: составить кроссворд о грибах; подготовить презентации «Многообразие Грибов»; «Размножение Грибов»; «Значение грибов в природе и жизни человека».
Рефлексия
На доске написано…
- Я сегодня на уроке узнал (а) …………
(Слайд 9) А сейчас, составьте синквейн по схеме, которую вы видите на слайде. Ключевое слово – Грибы
(Слайд 10)Список использованной литературы.
1. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях.6 - 9 классы/ авт. – сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – М.: Глобус, 2008. – 208 с. - (Учение с увлечением).
2. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/Т.А. Дмитриева, С.И. Гуленков, С.В. Суматохин и др. – М.: Дрофа, 1999. – 432 с. – (Большая библиотека «Дрофы»)
3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2 –е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2004. – 240 с.: ил.
4. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: ИД «МиМ»,….. 1998. – 160с.
Елена Владимировна