Технологическая карта урока урока биологии по теме «Грибы-паразиты» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Всероссийский конкурс для учителей биологии и экологии
на лучшую разработку технологической карты урока
Конкурсный материал Битюковой Ольги Анатольевны, учителя биологии МБОУ СОШ №6
г. Новочеркасска Ростовской области
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Презентация к уроку «Грибы-паразиты»
Модель урока биологии по теме «Грибы-паразиты» 5 класс разработана по УМК В. В. Пасечника 5-9 класс, линия «Вертикаль».
Тип урока – урок открытия новых знаний
Урок проводится в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, на основе системно-деятельностного подхода с применением технологии ТРКМЧП -технология развития критического мышления через чтение и письмо.
На уроке применяются различные формы организации и виды познавательной деятельности: 1) маркировка и анализ учебного текста, 2) составление кластера 3) работа со схемами, таблицами; Содержание урока является логическим завершения изучения царства Грибы . На данном уроке продолжается целенаправленная деятельность, направленная на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Урок ориентирован на достижения учащихся, которые в соответствии с ФГОС, в связи с этим, содержание урока, используемые методы и приемы способствуют развитию у учащихся УУД. Планируемые результаты определяются по трем составляющим: личностным, метапредметным и предметным.
Технологическая карта урока по теме «Грибы- паразиты» 5 класс
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебой информации средствами технологии критического мышления
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока по содержанию:
Образовательная: сформировать у учащихся понимание особенностей жизнедеятельности грибов паразитов, организовать изучение учащимися многообразия грибов-паразитов и их значения
Развивающая: развивать логическое мышление, продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, составлять кластеры, конструировать вопросы, продолжить развивать монологическую и диалогическую речь.
Воспитательная: формировать научное мировоззрение через знакомство с организмами-паразитами. Воспитание культуры умственного труда
Планируемые результаты:
Предметные: умеют характеризовать особенности жизнедеятельности грибов паразитов, распознают их, объясняют их значение.
Метапредметные:
1. Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
2. Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
3. Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
4. Коммуникативные - умеют принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками, учителем, умеют работать с текстом, с различными источниками информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Педагогические технологии: технология ТРКМЧП личностно-деятельностно-коммуникативная и ИКТ.
Средства обучения: учебник Пасечник В. В. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 5 класс мультимедийная презентация, «Информационный лист»; мультимедийный комплекс
I. Целевой блок: 1.Оргмомент |
||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку: --Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Надеюсь, что вы готовы к работе. |
Приветствуют учителя |
|||||||||||||||||
2. Мотивация |
||||||||||||||||||
Организует поисковый диалог: - Начинаем работу, надеюсь, что она будет результативной - Ребята, обратите внимание. Сегодня на доске не записана тема урока. Как вы думаете, почему? - Для того, чтобы сформулировать тему и записать первое слово в ней, дайте ответ на вопрос: Какое царство организмов мы изучаем? - Итак, первое слово известно, а второе вы узнаете, прослушав следующую информацию: Хозяин им необходим, Ведь он для них незаменим, Он пищу, кров дает всегда И жить в нем- долгие года -Кто это? Как называются такие организмы? |
Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы: - Сами должны попытаться ее сформулировать - Мы изучаем Царство Грибы ( после ответа первое слово темы урока записывается на доске ГРИБЫ) Это – организмы паразиты ( после ответа второе слово темы урока записывается на доске ГРИБЫ – ПАРАЗИТЫ) |
ЛУУД: формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия КУУД: доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи, понимать возможность различных точек зрения на вопрос, уметь обосновывать собственное мнение. |
||||||||||||||||
3.Актуализация знаний и целеполагание |
||||||||||||||||||
Организует «мозговую атаку», бессистемный сбор информации: - Что вы знаете о грибах-паразитах? Вспомните любую информацию. - Обобщим ваши высказывания и сделаем вывод: Что-то вы знаете об этой группе грибов, но эта информация бессистемна и ее недостаточно. Поэтому, наша цель- узнать новую информацию о грибах паразитах и систематизировать ее - Вспомните, что такое «Кластер». Попробуем составить кластер по теме грибы- паразиты. При составлении кластера помните, что нам важно знать о живом организме. Запишем основные вопросы |
Участвуют в «мозговой атаке», высказывают свое мнение, основанное на субъектном опыте Участвуют в целеполагании Отвечают на вопрос: - Кластер – «пучок идей» В результате поисковой деятельности совместно с учителем составляют КЛАСТЕР ( см. Приложение №1)
|
ЛУУД: действие смыслообразования, самоопределение, развитие интересов своей познавательной деятельности РУУД: определять и формулировать цель учебной деятельности КУУД: уметь обосновывать собственное мнение ПУУД: самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения |
||||||||||||||||
II. Процессуальный блок 1.Пробное учебное действие |
||||||||||||||||||
Организует познавательную деятельность учащихся: - Познакомившись с новым материалом, мы вернемся к Кластеру и дополним его Демонстрируется мультимедийная презентация (слайды, на которых изображены растения, пораженные паразитическими грибами), формулируется проблемно-познавательный вопрос: - Ребята, посмотрите на слайды. Приходилось ли вам встречать такие растения? - Как вы думаете, почему они имеют такой вид? Организует самостоятельную работу учащихся с учебным текстом, используя прием «Инсерт»: - Оказывается, в природе нет таких организмов, на которых бы не паразитировали грибы. Вы уже видели целый ряд растений, пораженных грибами, человек и животные также не составляют исключение. Для того, чтобы подробнее познакомиться с этими организмами, я попрошу вас открыть учебник на стр 81. И прочитать текст на стр81-82., маркируя каждый его абзац: « - » - не знаю, новая инф-я «+ » - знакомая инф-я « ? » - непонятно, возник вопрос После выполнения задания организует учебную дискуссию: - Ребята, вы промаркировали текст, скажите каких значков у вас оказалось больше? Какая информация для вас оказалась новой? Что для вас непонятно? |
Учащиеся слушают задачу, формулируют гипотезу: Вероятно, растения поражены грибами паразитами. Учащиеся работают с текстом, маркируют его ( «Инсерт») Учащиеся участвуют в дискуссии, высказывают свое мнение |
ПУУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, осуществлять сравнение, преобразовывать информацию из одного вида в другой РУУД: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно КУУД: уметь обосновывать собственное мнение, доносить свою позицию до других, понимать прочитанное, организовывать учебное взаимодействие |
||||||||||||||||
2. Систематизация и применение знаний в знакомой ситуации |
||||||||||||||||||
Организует работу учащихся с текстом «Информационного листа» (работают в парах): - А теперь обратитесь к текстам, лежащим у вас на столах. Прочитайте и промаркируйте текст, заполните таблицу Организует аналитическую деятельность по результатам работы с таблицей: - Какие вопросы возникли при маркировке текста? - О каких грибах-паразитах вы узнали из текста? - Объясните, почему грибы-паразиты широко распространены в природе? |
Учащиеся работают с «Информационным листом», маркируют текст и заполняют таблицу :
Анализируют результаты своей работы, отвечают на вопросы, обосновывают свое мнение |
РУУД: Самостоятельно осуществлять действия по реализации плана, достижения цели. Оценка результата своей работы. ПУУД: анализировать информацию, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей КУУД: умение работать в парах, договариваться с людьми, учитывать разные мнения. |
||||||||||||||||
III. Аналитический блок 1. Включение новых знаний в систему знаний, применение знаний в новой ситуации |
||||||||||||||||||
Предлагает учащимся, используя новые знания дополнить «Кластер», работа над которым была начата в начале урока Организует деятельность учащихся по конструированию вопросов различного уровня сложности: - На слайде представлена таблица, в ней 2 колонки: в 1-й- вопросительные слова, во 2-й- основные термины урока. Используя вопросительные слова и термины, сформулируйте вопросы различного уровня сложности - Задайте составленные вами вопросы классу |
Учащиеся структурируют новые знания в форме Кластера, дополняют его (см. Приложение №2) Учащиеся конструируют разноуровневые вопросы, используя данные таблицы
Учащиеся задают сформулированные вопросы, класс отвечает на них, например: -Какие грибы поражают чаще всего картофель? -Почему необходимо сбивать трутовики с деревьев? -Как можно заразиться микроспорией? |
ЛУУД: Развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности ПУУД: Сопоставляют с конкретной учебной ситуацией содержание новой информации РУУД: Умеют слушать, осуществлять само и взаимоконтроль |
||||||||||||||||
2. Подведение итогов работы. Рефлексия |
||||||||||||||||||
Предлагает ответить на вопросы: - Как вы считаете, достигнута ли цель нашего урока? - Кому сегодня на уроке было сложно работать? - Кому было интересно работать? - Пригодятся вам в жизни полученные знания? Объявляет оценки учащихся за работу на уроке Предлагает учащимся написать «Письмо самому себе», в 2-3 предложениях оценить свою работу на уроке |
Анализируют результаты своей работы на уроке, высказывают свое мнение Пишут «Письмо самому себе», озвучивают перед классом |
РУУД: сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки ПУУД: анализировать. КУУД: взаимодействовать с др. людьми ЛУУД: саморефлексия, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности |
||||||||||||||||
Домашнее задание |
||||||||||||||||||
Объявляет д/з учащимся Обязательное задание: § 16 Дополнительное задание по выбору: *Предложите меры борьбы с грибами-паразитами сельскохозяйственных растений |
Записывают домашнее задание |
Информационный лист урока
Грибы-паразиты - это группа грибов, которые питаются за счет питательных веществ других организмов, вызывая у них заболевания.
Живут грибы-паразиты преимущественно на растениях (почти 10 000 видов), реже на животных и человеке (около 1000 видов). Есть водные грибы, которые вызывают болезни рыб, земноводных, водорослей. Но наиболее распространены паразиты растений.
Парша- поражает плоды яблонь, груш, вишен, они при этом чернеют, будто опаленные, теряют вкус и полезные свойства.
Мучнистая роса - практически "всеядна", она поражает виноград, лук, капусту, огурцы, люцерну, свеклу столовую, кабачок, а также грушу, яблоню, смородину, крыжовник и даже землянику. Первыми признаками мучнистой росы является белый налет, похожий на мучнистый порошок.
Серая гниль – заболевание вызывает заболевание гриб ботритис. Чаще всего страдают от ботритиса земляника садовая, виноград, капуста, гречиха, гладиолусы и пионы.
Грибковые инфекции у рыб – вызывают заболевание «ватная болезнь» , при котором по телу рыбы разрастаются пятна, состоящие из тонких пушистых нитей. Грибок поражает мышцы и жабры, а затем и мягкие ткани.
Микроспория – грибковое заболевание ( стригущий лишай), страдать которым могут и взрослые и дети. Обуславливают болезнь грибы, паразитирующие на коже домашних и бродячих собак и кошек.
Мико́зы - болезни, вызываемые паразитическими грибами. Различают микозы кожи и ногтей — дерматомикозы и микозы внутренних органов - кандидоз
Приложение №1
Значение
Многообразие
Какие?
Распространение
Как распространяются?
Приложение №2
Распространение
Как распространяются?
Многообразие
Какие?
Значение
ветер
животные
вода
Разрушают деревянные. постройки
Повреждают плоды , листья , клубни с/х растений
Разрушают древесину
Вызывают гниль ягод
Вызывают грибковые поражения кожи, ногтей. волос
Вызывают отравления
Паразиты человека
Паразиты животных
Паразиты растений
Грибы - паразиты