Урок экологии «Влияние курения на свойства слюны»
Пособие практических работ по экологии
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической и исследовательской деятельности
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».
Планируемые результаты
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
Тип урока –- демонстрация, на котором эксперимент служит наглядным пособием
Форма – форм практико-ориентированной деятельности учащихся
Методы:, частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.
Окружающая среда прямо и косвенно влияет на здоровье человека. Воздухом человек дышит, вода входит в состав пищевых продуктов, на почве произрастают необходимые для нашего питания продукты - вот основные способы воздействия окружающей среды на здоровье человека. Загрязнения воздуха, воды и почвы образуют основные химические факторы среды. Кроме химических факторов загрязнения среды, выделяют еще физические (шум, вибрация, электромагнитные поля и т.п.), микробиологические (загрязнения патогенными микроорганизмами), радиационные. В каждом случае необходимо рассматривать конкретные факторы воздействия окружающей среды на здоровье человека и соответствующие показатели.
Влияние курения на свойства слюны
Цель работы: изучение пагубного влияния курения на организм через изменения свойств слюны курильщика
Информация. Курение считается вредной привычкой в силу воздействия на организм нескольких факторов. Одним из них является попадание в организм содержащегося в растениях та-бака (а следовательно, и в сигаретах) никотина. Для организма человека никотин является вредным воздействующим химическим фактором. Одним из проявлений вредного влияния никотина при курении является ухудшение
способности слюны к гидролитическому расщеплению крахмала.
Это ухудшение может быть вызвано как снижением активности
содержащихся в слюне ферментов амилаз, так и снижением их
концентрации в слюне из-за пониженной секреции (выделения
ферментов в слюну особыми железами).
Оборудование из комплекта: пипетки - 4 шт., пробирки - 2 шт., штатив для пробирок, стакан на 50 мл.
Оборудование из кабинета: линейка, маркер
Реактивы и материалы: раствор слюны (собственной и курильщика), раствор крахмала, раствор йода, вода чистая теплая
Ход работы
1. Пронумеруйте пробирки и нанесите с помощью маркера по две метки на равно расстоянии (через 2-3 см), используя линейку.
2.Налейте, используя пипетки: в пробирку № 1 до первой метки раствор собственной слюны, до второй - раствор крахмала; в пробирку № 2 до первой метки раствор слюны курильщика, до второй - раствор крахмала
3.Добавьте в пробирки № 1 и № 2 по 2-3 капли раствора йода.
Поставьте обе пробирки в стакан с теплой водой. Через 10 мин наблюдайте за изменением интенсивности синего окрашивания растворов. Оцените скорость изменения окраски в каждой пробирке.
Обработка результатов и выводы
Зафиксируйте проделанное в тетради
Сделайте вывод о влиянии никотина на активность ферментов слюны по их способности к расщеплению крахмала.
Объясните использованный в работе способ проверки активности слюны к гидролитическому расщеплению крахмала. Какое вещество является реактивом на крахмал?
Курение слюна
Почему от курения желтеют зубы?
Влияние курения на желудок, зрение, печень, зубы. Сахарный диабет и курение .
Ресурсы:
Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. - СПб.: Крисмас+, 2003. - 176 с.: ил.
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html