Урок экологии «Влияние антибиотика на свойства слюны»
Пособие практических работ по экологии
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической и исследовательской деятельности
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».
Планируемые результаты
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
Тип урока –- демонстрация, на котором эксперимент служит наглядным пособием
Форма – форм практико-ориентированной деятельности учащихся
Методы:, частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.
Окружающая среда прямо и косвенно влияет на здоровье человека. Воздухом человек дышит, вода входит в состав пищевых продуктов, на почве произрастают необходимые для нашего питания продукты - вот основные способы воздействия окружающей среды на здоровье человека. Загрязнения воздуха, воды и почвы образуют основные химические факторы среды. Кроме химических факторов загрязнения среды, выделяют еще физические (шум, вибрация, электромагнитные поля и т.п.), микробиологические (загрязнения патогенными микроорганизмами), радиационные. В каждом случае необходимо рассматривать конкретные факторы воздействия окружающей среды на здоровье человека и соответствующие показатели.
Влияние антибиотика на свойства слюны
Цель работы: изучение влияния антибиотика на способность ферментов слюны к гидролитическому расщеплению крахмала.
Информация. Антибиотики способны в малых дозах оказывать избирательное токсическое действие на микроорганизмы и клетки. Продающиеся в аптеках антибиотики (например, олетет- рин, эритромицин) так же, как никотин и повышенная кислотность, вызывают снижение активности ферментов слюны амилаз к гидролитическому расщеплению крахмала.
Оборудование из комплекта: пробирки 2 шт., стакан на 50 мл, штатив для пробирок.
Оборудование из кабинета: ступка с пестиком, маркер
Реактивы и материалы: раствор йода, раствор крахмала, вода теплая чистая, раствор слюны, раствор антибиотика (тетрациклина, олететрина, эритромицина и т.п. - 1 таблетка на 20 мл чистой воды). Приготовление раствора слюны и других растворов см. в п. 3.3.
Ход работы
1.Пронумеруйте пробирки.
2.Налейте в первую пробирку на 1/4 объема раствор крахмала, добавьте столько же раствора слюны и 2-3 капли раствора йода. Содержимое пробирки перемешать. Поставьте пробирку в стакан с теплой водой на 10 минут, после чего наблюдайте за изменением окраски.
3.Налейте во вторую пробирку на 1/4 объема раствор крахмала, добавьте столько же раствора слюны, затем столько же раствора антибиотика и 2-3 капли раствора йода. Содержимое пробирки перемешать. Поставьте пробирку в стакан с теплой водой на 10 минут, после чего наблюдайте за изменением окраски.
Обратите внимание на скорость изменения синей окраски раствора в обеих пробирках.
Обработка результатов и выводы
Зафиксируйте выполненные эксперименты в тетради.
Сделайте вывод о влиянии антибиотика на активность ферментов слюны.
Объясните использованный в работе способ проверки активности ферментов слюны.
Действие антибиотиков
Что будет после антибиотиков
Антибиотики и бактерии: как формируется устойчивость
Ресурсы:
Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. - СПб.: Крисмас+, 2003. - 176 с.: ил.
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html