Урок по экологии в 9 классе «Природа, искусство, нравственность»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Природа, искусство, нравственность.
Природа всегда была вдохновителем искусства, источником великих творений во все времена существования человечества. Картины природы отражены в лучших произведениях литературы и живописи. Красота природы вызывает у человека положительные эмоции, воспитывает вкус и чувства. Человек, читавший произведения М. Пришвина, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольского, «Траву» Вл. Солоухина, уже никогда не сможет бездумно и равнодушно относиться к окружающему его миру живой природы. «Красота спасет мир» - написал когда- то Ф. М. Достоевский. Н. К. Рерих прибавил к этой фразе одно слово: «Осознание красоты спасет мир».
В народном творчестве живут поэтические образы, заимствованные из природы и ставшие символами красоты и добра, скромности и непритязательности, смелости и благородства, силы и удали: ясный сокол, березонька белая, ивушка плакучая, могучий дуб и др.
Древнейшие памятники искусства свидетельствуют о несколько своеобразном отношении человека к природе, которое можно назвать мифологическим. Немецкий философ Эрнст Кассирер (1874-1945) утверждал, что именно чувство единства с природой - самый мощный импульс мифологического мышления. В своем мифологическом мышлении человек воспринимал природу как живое существо, одушевляя и одухотворяя ее.
У северных народов до сих пор сохраняются анимизм* и тотемизм, на протяжении тысячелетий предохранявшие систему взаимоотношений человека с природой от слишком резких и поспешных изменений. Если ненец охотится на медведя, то он сначала вступает с ним в разговор, начинает восхвалять его достоинства, спрашивает, для чего он встретился с ним, просит, чтобы тот не поцарапал его своими острыми когтями. После «беседы», во время которой медведь якобы соглашается быть убитым, охотник его убивает и считает себя в своих действиях оправданным перед родными медведя, которые иначе могли бы отомстить за смерть своего родича.
Охотник сознает, что причиняет зло зверю и окружающей природе, хотя и понимает, что без этого зла само его существование будет невозможно.
Для чего же нужно осознание зла, коль скоро оно неизбежно в определенных пределах? Именно для того, чтобы осознавать эти пределы, и не переступать их, и сознательно принять на себя моральную ответственность за
совершенное зло, которое, будучи необходимым, не становится благодаря этому морально
оправданным. В результате получается, что это «чудачество» необходимо также и человеку для его нравственного здоровья.
Северные народы традиционно относились к растениям и животным как к некоему роду людей, распространяя на них моральные общественные нормы. Провозглашаемые универсальной этикой А. Швейцера (1875-1965) принципы благоговения перед жизнью и принципы современной экологической этики - включение природы в сферу моральных норм человека - имели аналогии в древности. Правда, основой этичного отношения человека к растениям и животным в древности был скорее страх, чем осознание ответственности за судьбу природы, когда, скажем, в тюленях нивхи видели морских людей или когда они верили в существование «лесных» людей. Источник страха крепится в представлениях о связях животных с высшими силами, с духами- хозяевами: рябчика, например, - с духом неба, медведя - с хозяином тайги и т. п.
В христианстве прослеживаются два подхода в отношениях человека и природы: одни религиозные мыслители (Франциск Ассизский, Сергий Радонежский и др.) прославляли природу как творение Бога, тогда как другие считали, что человек, как высшее творение Бога - «венец природы», - может сделать с ней все, что угодно. Резко протестуя против этого, некоторые ученые доходят сейчас до заявлений, что для них главное - защита биосферы, а если человек, нарушитель естественного равновесия в природе, погибнет, - сохраненная биосфера создаст потом другие, более совершенные виды. Ставится порой и прямо противоположная, по существу самоубийственная задача уничтожения биосферы и создание вместо нее некой искусственной среды, якобы лучше удовлетворяющей потребности человека.
Гибельно это не только для природы, но и для человека и его культуры, которая во все времена придавала гармонию отношениям человека с природой. Поэтому создать новую искусственную среду означало бы уничтожить и культуру.
Человек не может существовать без природы не только физически (телесно), что само собой разумеется, но и духовно.
Отношение к природной среде как целостности предполагает в качестве своей предпосылки целостность культуры, а стало быть, более тесную и гармоничную связь науки с искусством, философией и др.
Смысл современной экологической этики заключается в том, чтобы поставить над ценностью природ преобразовательной деятельности высшие нравственные ценности человека. При этом принцип ценностного равноправия всего живого (равноценности) предстает как основа экологической этики. Как отмечал писатель М. М. Пришвин, «может быть, это самое трудное, приучить себя к доверию, в котором скрывается уважение к внешнему миру в том смысле, что он на тех же правах существует, как я». Крупным шагом на пути становления экологической этики стала этика «благоговения перед жизнью», разработанная А. Швейцером. В своей книге «Культура и этика» он приходит к мысли, что именно любовь лежит в основе благоговения перед жизнью.
От личного участия каждого из нас в охране, защите и улучшении окружающей среды зависит наше будущее и будущее наших детей, внуков, правнуков.
«Человечество вступает в новую эру существования - в эпоху, требующую кардинальной перестройки основных ценностных шкал, новых принципов морали и нравственности, новых способов разрешения противоречий. Иначе говоря, мы вступаем в эпоху, когда людям, для того чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор», - считает Н. Н. Моисеев. Обеспечение любых интересов и целей требует появления в деятельности людей некоторой общей составляющей, что приводит к определению границ поведения и действий или к той или иной системе запретов и табу. Это происходило всегда, начиная с каменного века, когда закладывался фундамент общественной жизни людей. В настоящее время наблюдается утверждение принципов новой нравственности: то, что было допустимо в прошлом, уже недопустимо сегодня. Все подобные ограничения Н. Н. Моисеев называет нравственным императивом.
«Человек - часть природы, и отсутствие в природе духовного человека, представляющего как бы "самосознание Вселенной" лишает смысла существования не только человека, но все сущее, все мироздание... Такую обезглавленную природу не будет смысла охранять», - так оценивает место человека в природе Д. С. Лихачев.
Вы никогда не задавались вопросом, зачем человек стремится окружить себя другими живыми организмами: комнатными растениями, домашними дикими животными? Ведь это усложняет его
быт: нужно не забыть полить цветок, вывести на прогулку собаку, накормить кота, сходить на рынок за кормом для попугая и т. д.
Подумайте! Может быть, это из-за того, что человек мечтает хотя бы в малой степени восстановить утраченные им связи с природой? Ведь природа одним своим присутствием воспитывает в человеке чувство доброты, порядочности, гуманистическое отношение ко всему окружающему миру. Познание законов гармонии и красоты помогает человеку осознать ее как непреходящую, истинную ценность.
В настоящее время во всем мире развивается «зеленое движение»: создаются общественные экологические организации, фонды, программы, проекты. Эмблемы некоторых зарубежных экологических организаций представлены на рисунке. В 1994 г. в России действовало около 1000 неправительственных общественных организаций, в Санкт-Петербурге - это «Федерация экологического образования», «Зеленые волки», «Скауты», «Прозрачные воды Невы» и др.
В заключение приведем несколько цитат, которые могли бы
стать эпиграфами ваших творческих сочинений по теме «Природа и общество».
«Следует все время помнить, что мы лишь маленькая вспышка сознательной жизни, и это ко многому обязывает» (С. Н. Рерих).
«Быть личностью для нас становится все труднее Мы живем в условиях, характеризующихся упадком культуры» (А. Швейцер).
«Могущество страны не только в одном материальном богатстве, но и в духе
народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа. Ее надо беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам
опустошения Земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им» (П. И. Чайковский).
Вопросы и задания
1. Что такое «нравственный императив»?
2..Попытайтесь объяснить, что связывает такие понятия, как «природа», «искусство», «нравственность», стоящие в заголовке параграфа.
3.В чем заключается смысл экологической этики А. Швейцера?
4.Вспомните ваши любимые произведения искусства (литературы, живописи, музыки и др.), отображающие красоту природы
5.Напишите творческое сочинение по теме «Природа и общество».
6. Внимательно всмотритесь в творческие работы школьников, представленные на Региональном конкурсе экологического плаката и рисунка. Придумайте им название, девиз и попытайтесь осмыслить замысел юных «художников-экологов» (цветная вклейка).
Пересечение науки и искусства
Видеоматериалы "Зелёная память Лугоболотной"
В этом альбоме хранятся фотографии, вырезки из газет, статьи о деревьях, кустарниках и о людях, которые создавали замечательный природный уголок нашего посёлка - дендропарк.
Экологическая тропа «Полюби эту вечность болот»
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций