Урок 8 по русскому языку: Основные требования к письменному тексту (10 класс)
Урок 8. Основные требования к письменному тексту
Цели урока: углубить представление учащихся о письменной речи и ее законах, формировать умение адекватно воспринимать и оценивать прослушанный текст, умение выделять главное, правильно определять, что относится к избранной теме, осмысливать факты, описывать, передавать свои мысли, располагать материал логично, отбирать нужные слова и применять выразительные средства языка, выстраивать связный текст в соответствии с выбранным типом и стилем речи.
УМК по русскому языку для 10–11 классов С.И. Львовой и В.В. Львова.
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
Проверка домашнего задания: выслушиваем 2-3 выступления учащихся по теме «Зависит ли успех в жизни человека от его характера».
Анализируем по плану.
Ответ на поставленный вопрос дан полно, автор обнаруживает понимание материала, приводит самостоятельные примеры (отобраны наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли);
излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка (установлены причинно-следственные связи между фактами и явлениями, сделаны необходимые обобщения и выводы);
правильно и точно пользуется языковыми средствами для оформления высказывания, речь выразительная, образная, средства художественной выразительности разнообразны и уместны;
строит ответ в определенном стиле, следуя правилам построения текстов в данном стиле (стилевое единство);
текст построен в соответствие с выбранным типом речи;
ответ дан четко, логические ударения и необходимые паузы соблюдены, правила произношения и интонации не нарушены.
(Какие проблемы вы испытывали, анализируя ответы одноклассников?
3. Целеполагание
Целеполагание | Действия учителя | Действия учащихся |
Необходимо сформулировать тему урока | Какие требования предъявляются к письменному тексту? Почему это важно знать современному чловеку? Определите тему урока. | Высказывают предположения |
4. Первичное усвоение знаний
Каковы основные требования к письменному тексту?
- Рассуждение на лингвистическую тему (с учетом опыта выполнения упр. 56, текстоведческого анализа и прослушанных ответов).
5. Проверка понимания (упр. 65 сочинение-миниатюра)
Прочитайте слова Д.С.Лихачева. Выразите свое согласие или несогласие с мнением автора. Аргументируйте свой ответ, приведя два аргумента из жизненного или читательского опыта.
Примерный ответ уч-ся:
Д.С.Лихачев писал: «В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова». С мнением ученого трудно не согласиться, ведь по тому, как человек говорит, мы сразу можем понять, каков наш собеседник: насколько образован и эрудирован, воспитан и уравновешен, успешен и уверен в себе. В этом мы убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
Вспомним Хлестакова из бессмертной комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
Речь героя дает полное представление о его характере. Легкомыслие, невнятность, смешение всего и вся, откровенная глупость- вот черты характера, проявляющиеся в речи героя. Хлестаков «говорит и действует без всякого соображения», так же он и живет- глупо, сумбурно.
Совсем другая речь героя представлена в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». Юрий Живаго из богатой семьи, москвич, типичный интеллигент. Он интеллигент по профессии (Юрий – талантливый врач-диагност), по творческому самовыражению (обладает незаурядным поэтическим даром) и по характеру – способен к чуткости, такту и мягкости, ответственность за поступки. Это выражается и в речи. Он много читал с детства, поэтому развито его мышление, у него особая культура рассуждения, речь отличается
богатством словаря, способностью говорить сложными развернутыми фразами, он уважает собеседника, умеет критически обсуждать любую проблему, не обвиняя противника, уважая свое достоинство и достоинство оппонента.
Приведенные примеры убедили меня в том, что Д.С.Лихачев был прав, утверждая, что «в языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова».
6. Обсуждение домашнего задания, рефлексия.
Упр. 63 (1,2 зад.).
Использованная литература
1. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов. – М., 2000.
2. Сущенко Е.А. Словарь-справочник лингвоэкологических терминов и понятий / Под ред. докт. пед. и филос. наук, профессора Л.Г. Татарниковой. – СПб.: ИД «Петрополис», 2011. – 424 с.
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
И
Легоцкая Вера Сергеевна